НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВУЗ В МАСШТАБАХ ГОСУДАРСТВА
Профессор Виктор Николаевич Вениаминов возглавляет Международный Банковский институт, который в рейтинге Министерства образования занимает сегодня второе место. Именно государственный подход к проблемам образования заставил нынешнего Президента Ассоциации негосударственных вузов СЗФО Вениаминова 12 лет назад приступить к созданию этого уникального петербургского института. И как одна из вех — получение в прошлом месяце «Международного золотого сертификата качества», который бессменный ректор МБИ привез из «Монте-Карло». Можно сколько угодно спорить о преимуществах государственного образования, но результаты говорят сами за себя. «Человек года — заслуженный деятель Северо-Запада» в номинации «Ректор года» Виктор Вениаминов ведет огромную общественно-политическую и научную деятельность, являясь членом многих российских и международных профессиональных ассоциаций. Смысл этой работы — поднять престиж не только своего вуза, а качественный уровень отечественного образования в целом.
|
Виктор Николаевич, насколько серьезно наше образование нуждается в реформировании?
— Состоянием школьного образования недовольны ни учителя, ни ученики, ни их родители, ни вузовские работники. Техническое оснащение и образовательные технологии лишь в нескольких ведущих вузах отвечают требованиям времени. Практически любое нововведение встречается в штыки. Единого государственного экзамена школы боятся, в частности, потому, что властные структуры и общество в целом получат возможность более объективно, чем сегодня, оценить их работу. Изменения во всех уголках образования нужны, только каждая «мелочь» должна быть заранее продумана.
Советский период развития России, несомненно, был этапом блистательного взлета нашего образования. Но с тех пор мир вошел в новую эпоху. Наши зарубежные оппоненты обогатили учебный процесс неисчерпаемыми возможностями информационных технологий. К ним едут учиться из многих стран. Россия, к сожалению, значительно больше поставляет на внешний образовательный рынок своих платежеспособных молодых людей, чем обучает иностранных студентов у себя. И причина не только в отсутствии нормальных условий для проживания и безопасности иностранцев, но и в различии образовательных стандартов. Мы вообще можем потерять зарубежный рынок, если будем раздумывать, пожать ли протянутую нам Европейским сообществом руку в виде Болонского соглашения или нет.
Нельзя успехи нескольких студенческих команд на всемирных олимпиадах превозносить в качестве заслуги системы. Столь же наивно ставить себе в заслугу то, что тысячи наших состоявшихся ученых и выпускников восприняты на Западе.
Вас задевает негатив в адрес негосударственных вузов, который нередко исходит от коллег из государственных?
— Иногда в такой критике просматривается стремление вытеснить из образовательного рынка непрошеных конкурентов и упростить собственную жизнь. Мы участвуем в региональных и международных конкурсах на премию качества, но редко встречаем там государственных оппонентов. Степень «государственности» вуза не имеет линейной связи с качеством.
В Санкт-Петербурге можно назвать не менее десятка негосударственных вузов и филиалов, работающих на сомнительном уровне. Некоторые из них имеют высоких покровителей и даже аккредитованы. Именно из-за подобных «вузов» упреки по поводу низкого качества приходится выслушивать всем «негосударственникам».
После вручения Вам уникального приза «За выдающийся вклад в развитие негосударственного образования в мире» и приезда на празднование 10-летия Вашего института делегаций из 25 стран сомневаться в международном авторитете МБИ не приходится. А какую смысловую нагрузку несло слово «международный» в названии института изначально?
— В 1991 году это слово характеризовало общий вектор наших интересов и усилий. Российскаяэкономика и банковская система повернулись к мировому рынку, а государственные вузы лишь присматривались к происходящему. Словом «международный» мы как бы «пригласили к танцу» иностранных партнеров и с их помощью создали в Санкт-Петербурге островок международного банковского обучения.
Участие в судьбе института приняли коллеги из Стокгольмского университета, Европейской сети банковского обучения (EBTN), Чартерного института банкиров Великобритании, Бельгийской банковской академии, лично г-жа М. Тетчер и д-р Э. Приндл (Великобритания), д-р Д. Белефруа (Бельгия). Международный характер нашей работы подтверждают научно-исследовательские проекты, выполненные совместно с учеными Швеции, Финляндии, Бельгии, Польши, проведение на базе института семинаров, круглых столов, конференций и летних школ с представителями США, Великобритании, Франции, СНГ, Швеции, Индонезии., обмен преподавателями с университетами и банковскими институтами многих стран, проведение за рубежом совместных учебных и тренинговых мероприятий, регулярные стажировки и обучение лучших студентов в университетах Германии, Франции, Великобритании, Швеции.
Мы неоднократно доказывали международный уровень качества МБИ. Выпускные работы наших первых слушателей, написанные на английском языке, прошли экспертизу в Чартерном институте банкиров Великобритании. Ежегодно международную оценку качества дают эксперты Стокгольмского университета. О «Золотом сертификате» уже сказано. Подтверждением международного признания института является аккредитация Бельгийской банковской академией, Стокгольмским университетом, Международной ассоциацией бухгалтеров, Европейской сетью банковского обучения. Да и быть единственным представителем страны в этой авторитетной компании — тоже признание.
Пусть не покажется нескромным, но многие наши новации вызывают неподдельный интерес зарубежных партнеров.
Виктор Николаевич, Вы верите в будущее негосударственных вузов?
— Да. И не только потому, что среди мировых столпов высшего образования немало «негосударственных» вузов, готовящих интеллектуальную элиту ведущих стран. Вполне убедителен и российский опыт. До революции в Петербурге около половины студентов обучались в «неправительственных» вузах. Декретом Ленина было запрещено платное обучение, но несколько лучших частных и общественных вузов не были закрыты и на их базе возникли государственные высшие учебные заведения: Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Медицинский университет им. академика И.П. Павлова, Академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Инженерно-экономический университет и еще несколько вузов.
Моя убежденность базируется и на реальных результатах работы не только МБИ, но и Санкт-Петербургского международного института менеджмента, Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, Невского института языка и культуры, Института правоведения и предпринимательства и других аккредитованных членов Ассоциации негосударственных вузов СЗФО и Российской Ассоциации. Мы не выпадаем из петербургского вузовского сообщества, хотя предстоит преодолеть еще немало проблем роста.