Неоднократно обсуждался городской думой вопрос об открытии в Санкт-Петербурге автобусного сообщения. А первый рейс состоялся только в 1907 году. Организовал движение частный предприниматель инженер-технолог Б.Иванов. Автобусный парк состоял из 14 автомобилей, которые были с открытым верхом и обслуживали лишь два маршрута. Положение заметно улучшилось, когда в стране была создана собственная автомобильная промышленность. В 40-е годы на 30 городских и пригородных маршрутов выходило примерно 220 автобусов.
С 1908 года в городе стали появляться таксомоторы. Наряду с извозчиками они развозили пассажиров. К 1939 году их уже насчитывалось около 270. Число такси быстро увеличивалось. Они и вытеснили с городских улиц последних извозчиков.
Кардинально улучшить организацию пассажирского движения в Петербурге могли бы подземные магистрали. Предложения об их строительстве стали появляться уже в конце ХIХ века. Инженер Ганеман, к примеру, в 1893 году предложил устроить под Невой металлический тоннель, который мог бы с успехом заменить намечавшийся к строительству Троицкий мост.
В 1901 году столичные газеты много писали о проекте подземной дороги. Трассу метрополитена решено было проложить под Невским проспектом на участке Адмиралтейство — Николаевский вокзал. Но дальше рассмотрения проектов дело не пошло.
Строительство метрополитена в городе началось лишь в декабре 1940 года. Но Великая Отечественная война приостановила все работы. Строители вновь спустились под землю только в 1945 году. Торжественное открытие первой линии метрополитена от площади Восстания до Автово состоялось в ноябре 1955 года. Трасса пролегла на 10,2 километра и имела 8 остановок. В последующие годы метрополитен активно развивался, появлялись новые линии, вводились новые станции.
В 1848 году в Петербурге организовалось «Легкое невское пароходство». С этой поры и начались регулярные перевозки пассажиров по водным путям.
Железные дороги России свою историю тоже ведут с Санкт-Петербурга. 30 октября 1837 года поезд из восьми вагонов отошел от Царскосельского (Витебского) вокзала. Он был украшен разноцветными флагами, играла музыка, народ — ликовал. Так была открыта первая железная дорога в России. Она связывала столицу с Царским Селом и Павловском. А 18 августа 1851 года из Петербурга проследовал царский поезд.
Сеть железных дорог постоянно росла и за три столетия превратилась в одну из самых протяженных в мире. Уже и паровозная тяга в давнем прошлом. По стальным рельсам бегут скоростные поезда и мощные грузовые локомотивы. Разительные перемены произошли в городском транспорте.
Сегодня Санкт-Петербург располагает достаточно разветвленной сетью пассажирских перевозок. В распоряжении горожан — 4 линии метрополитена (56 станций и 6 пересадочных узлов), 48 трамвайных и 44 троллейбусных маршрута. В городском, пригородном, междугородном сообщении — 376 социальных и 446 коммерческих автобусных маршрутов. В прошлом году город за счет собственных средств приобрел 290 автобусов, 28 трамвайных вагонов, 20 троллейбусов, 6 электропоездов железной дороги. На средства федерального бюджета куплены 12 вагонов для подземной магистрали.
Географическое положение Санкт-Петербурга на восточном побережье Балтики со дня основания города способствовало его становлению в качестве транспортно-распределительного и торгово-посреднического центра международного значения. Городской транспортный узел используется для обеспечения внешнеэкономических связей практически всех регионов России.
Санкт-Петербург остается важнейшим транспортным узлом Российской Федерации на Европейском направлении. Постоянно растет объем перевозок грузов. В прошлом году он составил 175,7 млн. тонн. Значительная роль в этом принадлежит Большому порту. Он один из крупнейших в России. Компаниями, действующими в границах Большого порта Санкт-Петербурга, в 2002 году обработано 41,3 млн. тонн экспортно-импортных грузов. Увеличение грузооборота порта связано с переориентацией на Российские порты грузопотоков из стран Балтии. Разработана новая генеральная схема его развития.
Активно развивается также морской порт города. Здесь обработано в прошлом году 23 млн. тонн грузов.
Свой немалый вклад в перевозку пассажиров и доставку грузов вносят и авиаторы Пулкова. В прошлом году это было соответственно более 2 млн. пассажиров и 7268,6 тонны грузов. Авиаторы открыли свои представительства в восьми городах России, а также в Стамбуле, Сеуле, Афинах, Пекине, Цюрихе, Тбилиси. На сегодняшний день действует уже 41 представительский офис «Пулково», из них 17 — в России, 7 — в странах СНГ, 17 — в странах дальнего зарубежья.
За три столетия транспорт Северной столицы изменился радикально. Сегодня на улицах города не встретишь извозчика. Разве что любители старины могут прокатиться на повозке современного лихача, восстановившего старинный экипаж. Зато могут подняться в заоблачную высь на воздушном корабле и в считанные часы оказаться на другом краю света. Уже и поездки в до Москвы сократились до четырех часов. Вспомним, что царская семья в 1851 году преодолела этот путь за 21 час, 45 минут! Но уже прошли испытания высокоскоростного поезда «Сокол 250», который в пути будет менее трех часов. Обновится и другой городской транспорт. И тогда, может быть, петербуржцы будут говорить: «С ветерком вокруг шарика».
Егор ЧЕРНЫХ