Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 09-10 (122) - 2012

ТЕМА НОМЕРА:

РОССИЙСКИЙ СЕВЕР


КРЕМЕНЬ КАК КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ НАКАНУНЕ ЮБИЛЕЯ


Богат и славен город Омск, ибо не много в Сибири областных центров с таким научно-индустриальным потенциалом, с такими образованными и умелыми людьми. В эти дни здесь ведутся широкомасштабные работы на объектах, включенных в план мероприятий по подготовке празднования 300-летия города. Средства на эти цели выделяются из бюджетов всех уровней: федерального, регионального, муниципального, а также планируется искать внебюджетные источники. Затраты составят более 200 миллиардов рублей.



Основу промышленности города составляют сейчас предприятия машиностроения, нефтехимии и аэрокосмической отрасли. И хотя устойчиво развиваются здесь легкая и пищевая промышленность, все другие сферы экономики, без которых немыслима жизнь мегаполиса с миллионным населением, приоритет традиционно отдан тем державным отраслям, что возникли и укоренились в Омске на волне эвакуации в годы войны. За несколько тяжких, но легендарных лет он впитал в себя сотни заводов, множество НИИ, вузов, театров, музеев, вырванных всеобщей бедой из Центральной России и Украины. ­После Победы скромный город на Иртыше стал тем, чем является в наши дни.
Однако есть и другие последствия огромной промышленной концентрации: в Омске сложилась непростая экологическая обстановка. Он входит в число 20 самых экологически грязных в России, а по количеству онкозаболеваний на душу населения занимает 5­е место. Городская общественность, по­сибирски энергичная и грамотная, с этой темы, что называется, не слезает.
Понятно, что любая потенциальная угроза окружающей среде воспринимается здесь весьма эмоционально. Что же касается предполагаемого строительства кремниевого завода, то страсти и вовсе выплеснулись в митинги, газеты и ТВ, Интернет. Эта тема по своему накалу ничуть не уступает дебатам по открытию памятника Колчаку в городе.
Противостояние инициаторов проекта и его противников длится уже больше года, и конца пока не видно. В чем тут дело, ведь речь идет о небольшом, по омским масштабам, предприятии? Однако специфика его как минимум неоднозначна.
Кремниевые заводы производят поликристаллический кремний — сырье для полупроводниковой промышленности. Он используется для производства солнечных батарей, в современной микроэлектронике, промышленной и силовой электронике. Спрос на продукцию достаточно высок, но в России пока работают только два подобных завода. 70% мирового производства построено на использовании технологии компании Сименс, разработанной, как говорят специалисты, в 30­х годах прошлого века. Экологи утверждают, что эта технология опасна: все хлорпроизводные кремния вызывают местную коррозию, приводящую к быстрому разрушению оборудования. А в случае аварии промежуточный продукт трихлорсилан, получаемый в больших объемах, может образовывать крайне токсичные облака. Согласитесь, омичам есть о чем задуматься…
Начало конфликта вполне традиционно: вакуум необходимой информации и нарастающая тревога неравнодушных горожан. Официальный застройщик – НПО «Силарус», входящее в группу компаний «Титан», – отделался ­минимальным сообщением о проекте, как будто речь идет о хлебопекарне.
Реакция общественности была быстрой и острой: вслед за листовками в подъездах и бурным негодованием в Интернете активисты антикремниевого движения направляют тогдашнему президенту России Д. Медведеву петицию с 21 000 подписей, а вскоре, в сентябре прошлого года, инициативная группа граждан Омска заявляет на пресс­конференции о необходимости общегородского референдума. Один за другим проходят не слишком многочисленные, но с боевым настроем митинги, кипит блогосфера, не дремлют оппозиционные политики: в рядах протестующих всякий раз присутствуют представители КПРФ, «Яблока», ЛДПР.
А что же власти предер­жащие? Упустив, как водится, управление сложной ситуацией, администрация бывшего губернатора Л. Полежаева ушла в оборону под девизом «Кремниевый завод безопасен!». Но попытки доказать эту точку зрения наталкиваются на стойкое недоверие рассерженных экологов и иже с ними. Да и откуда доверию взяться, если, к примеру, мэрия Омска заявляла о том, что землеотвода под строительство пресловутого предприятия не было, и вдруг всплывает документ, тотчас широко продемонстрированный общественности, из которого ясно, что НПО «Силарус» получило­таки искомый участок в аренду на 25 лет. Справедливости ради надо сказать, что и со стороны антикремниевых активистов хватает излишней запальчивости, не всегда готовы они спокойно и разумно рассмотреть аргументы своих оппонентов. Но такова уж логика борьбы в ее отечественном варианте.
Что впереди? Из «Силаруса» доносятся вести, что и проекта пока нет, и генподрядчик не утвержден…С чего нервничать­то? А действующий губернатор области В. Назаров высказал недавно вроде бы дальновидное и миротворческое мнение: завод строить надо, но не в Омске, а в одном из районных городов. Однако такое решение приведет к резкому удорожанию проекта, ведь одно дело затевать новостройку в индустриальном центре, другое – в чистом поле... Согласятся ли с таким вариантом инвесторы?
В общем, пока, похоже, возникла тактическая передышка. Чем она закончится – зависит от новых фактов. Но ясно одно: сейчас и впредь действия сильных мира сего, затрагивающие интересы рядовых сограждан, должны быть хорошо продуманы с точки зрения социальной справедливости и демократических процедур. Иначе не получится. В славном городе Омске, во всяком случае…

Николай Тюрин