
 |
Архив
№ 07-08 (121) - 2012
ТЕМА НОМЕРА:
Кадровый ресурс России
|
|
14 ОКТЯБРЯ: ПЕРВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
В октябре нынешнего года в региональных выборах смогут участвовать 27 партий. Им предстоит побороться за посты глав пяти регионов и кресла депутатов шести региональных парламентов. На этот день намечены выборы губернаторов в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях, а в шести субъектах федерации –
Республике Северная Осетия, Удмуртской Республике, Краснодарском крае, Пензенской, Саратовской и Сахалинской областях – выберут законодательные собрания.
Эта избирательная кампания имеет все шансы войти в историю как самая пестрая за последние годы по числу участников. Самые известные – это партии, представленные в Госдуме – «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР. Еще три организации, зарегистрированные до либерализации партийного законодательства, – «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело». Известность в узких кругах имеют еще три потенциальных участника – Республиканская партия, восстановленная по решению Страсбургского суда и переименованная в Республиканскую партию народной свободы, Демократическая партия, когда-то влившаяся в «Правое дело» и теперь «вылившаяся» обратно, и «Альянс зеленых — Народная партия». Остальные же из этой пестрой толпы либо пытаются играть на поле конкурентов («Коммунисты России» или «Партия за справедливость»), либо эксплуатируют некогда раскрученные бренды (Партия пенсионеров, Народная партия, Аграрная партия), имея с этими организациями мало общего. Впрочем, права у этих партий, независимо от их известности, будут равными: все они, согласно недавним поправкам к избирательному законодательству, смогут выдвигать своих кандидатов без сбора подписей. И легко предположить, что большинство из них этим правом непременно воспользуется. Это относится не только к думским, широко известным и известным в узких кругах, но и к вновь созданным. Что касается последних, то они вряд ли будут выразителями интересов населения. Это подтверждает и опрос, проведенный «Левада-центром». Согласно его данным, большинство россиян считают, что они создаются для отвлечения избирателей, голосующих за оппонентов ЕР (11%), для рассеивания протестного электората (6%), для дискредитации идей демократии (3%) и для удовлетворения амбиций некоторых политиков (22%). 17% опрошенных думают, что вновь создаваемые партии смогут выразить интересы населения, и 15% – они дадут реальную возможность выбора. Исключением станут лишь выборы глав субъектов РФ, на которых партийным кандидатам для регистрации придется сначала заручиться поддержкой от 5% до 10% муниципальных депутатов. Вот здесь и ожидается главная интрига. Что касается «Единой России», то ей выиграть губернаторские кресла во всех регионах достаточно легко. Во-первых, это партия власти, поэтому задействовать административный ресурс в этих субъектах и заручиться поддержкой необходимого числа муниципальных сотрудников не составит никакого труда. Во-вторых, последние думские и президентские выборы обогатили партию новыми технологиями (вброс бюллетеней, заранее заготовленные бюллетени с проставленными отметками в пользу «Единой России», «карусель», снятие с дистанции конкурентов и т.д.). Да и «волшебство» в этом деле пока никто еще не отменил. Последние выборы по новому закону в городское собрание Касимова (Рязанская область) это наглядно подтвердили. Стоит отметить, что и «Единая Россия» ведет активную подготовку к единому дню голосования. Администрация президента курирует эту кампанию, что подтверждают аналитические записки, попавшие в прессу, и заботится, чтобы конкуренты были тщательно отфильтрованы. По мнению кремлевских политтехнологов, неугодного кандидата необходимо исключить еще на этапе «муниципального фильтра» либо запустить в качестве оппонента технического кандидата и провести его через этот «фильтр». Для нейтрализации «варягов» предлагается блокировать их возможное финансирование, сократить доступ к СМИ и уменьшить количество официальных мероприятий с их участием. Столь пристальное внимание «Единой России» к осенним выборам связано не только с желанием упрочить на всех уровнях свою власть, но и тем самым подтвердить легитимность состоявшихся прошедших выборов, которые из-за массовых нарушений вызвали множество нареканий как со стороны оппозиции в стране, так и за рубежом. Есть еще одна причина этому особому вниманию: к следующим думским выборам в 2016 году и президентским в 2018-м Путину для сохранения своей дальнейшей власти потребуется законодательное и электоральное большинство. В Кремле понимают, что одной ЛДПР может и не хватить для следующего царствования, и необходимо будет дополнительно создавать несколько партий, которые безоговорочно поддержат его. Под эти нужды задел будет создаваться уже нынешней осенью. Отсюда и подоспевший «вовремя» закон о политических партиях, облегченная их регистрация и такая же простота в выдвижении этими партиями своих кандидатов в законодательные собрания всех уровней. В этом же ряду стоит и заигрывание с ЛДПР, выразившееся в назначении ее представителя Алексея Островского губернатором Смоленской области. Сюда же следует отнести и изощренную форму восстановления прямых губернаторских выборов, которые вряд ли, в прямом смысле слова, прямыми будут, но обеспечат нужную электоральную связь между губернаторами и «Единой Россией». Пожалуй, последняя причина является основной в этом осеннем выборном марафоне. «Единая Россия» и так никуда бы не делась просто потому, что она является единственной партией, адаптированной для сбора голосов в тех регионах, где электоральное пространство находится под полным контролем губернаторов – а сегодня это большинство республик субъектов федерации. Что касается думских оппозиционных партий, то у них шансы на победу в выборах за кресла губернаторов весьма призрачны, хотя и не без перспективы. О своем серьезном намерении добиться положительных результатов в губернаторских выборах заявили коммунисты, справедливороссы и ЛДПР. Причем представители этих левых партий вновь заговорили о возможности блокового сотрудничества при определении и выдвижении кандидатов на губернаторские посты. Как это ни парадоксально, именно объединение усилий может позволить им совместно преодолеть все фильтры и барьеры, установленные законом, за который, кстати, они голосовали противоположно. В КПРФ и «Справедливой России» прекрасно понимают, что раздельно участвовать в борьбе за кресло губернатора нереально из-за заградительных барьеров в виде муниципальных фильтров. Поэтому им надо или бойкотировать выборы, или только объединяться и выдвигать единого кандидата. От этих заявлений особняком стоит ЛДПР. Либерально-демократическая партия России, как известно, является партией одного лидера и традиций, и намерения объединяться с другими оппозиционными партиями у нее нет. Во всяком случае пока не наблюдалось. Да и беглый анализ участия этой партии в предыдущих выборах губернаторов с участием ее лидера В. Жириновского дает право думать, что это участие и не предполагало борьбу до победы. Скорее, цели ставились другие: во-первых, в данном регионе назрела необходимость мобилизации избирателей вокруг ЛДПР, во-вторых, оттянуть голоса у партий, неугодных Кремлю. Эта задача всегда ЛДПР успешно выполнялась. В этих выборах у партии задача, скорее всего, – быть спойлером. Что касается муниципального фильтра, введенного на этих губернаторских выборах, к нему партии были не готовы. Сидение в Думе ослабило внимание к работе на местах. Как говорится, хотелось участвовать везде, а сидеть только в Москве на Охотном ряду. Времена, когда для оппозиционных партий работал такой проверенный метод как представление на участие в региональных выборах одного тяжеловеса – федерального кандидата, никогда и не планировавшего побеждать, а участвовать, пользуясь только своим федеральным рейтингом – канули в Лету. Теперь один и тот же человек не сможет одновременно выдвигаться, к примеру, в качестве губернатора в нескольких регионах. Каждой партии, будь то губернаторские выборы или выборы в законодательные органы, придется подбирать и поддерживать второй и третий эшелон своих представителей. Что, естественно, сделает политический процесс в стране более демократичным и более направленным на подключение большего количества людей, а не будет фокусировать внимание политических партий исключительно на их лидерах. В этом последствия нового закона достаточно позитивны.
Николай Варикаш
|