
 |
Архив
№ 07-08 (121) - 2012
ТЕМА НОМЕРА:
Кадровый ресурс России
|
|
ПОДПРАВЛЕННЫЙ ПУТЬ
После президентских выборов и формирования нового правительства налицо заметное усиление позиций и роли Администрации Президента РФ. Проявляется это во многом: и в стремлении усилить значимость полномочных представителей в округах, и во влиянии на законодательный процесс, и в президентских инициативах, которые настойчиво проводятся через саму администрацию. Например, из 144 принятых законов подписано президентом 143, из них 81 принадлежит правительству, возглавляемому Владимиром Путиным до 7 мая. А вместе с инициативами самого президента количество законов, инициированных исполнительной властью, составляет 100 из тех же 144. Администрация президента явно стремится оставить и за полпредами ряд политических функций. Это подготовка и проведение выборов (первый экзамен в октябре 2012 года), а также обеспечение дееспособности самой вертикали и подбор кадров. Приход новых полпредов в Уральский и Центральный федеральные округа по-новому возбудили общественный интерес к такой, по мнению многих, двусмысленной и даже в какой-то степени декоративной должности полпреда. Интересен факт: подавляющее большинство россиян понятия не имеет, кто является полномочным представителем президента в их округе. Причем за последние десять лет количество «незнающих» выросло на 28%. Это данные ФОМ начала июня этого года. Но, что важно, 29% опрошенных вообще не представляют, к какому округу относится край, область или республика, в которых они живут. В целом же ничего не знают о работе полпреда в своем округе до 79% респондентов. А если говорить о том, кого знают, то лучше всего ситуация обстоит в Северо-Кавказском округе (52% знают фамилию Хлопонин), хуже всего – в Северо-Западном федеральном округе (всего 2%). Налицо и такая «новинка» в подходах власти, как соединение функций полпреда и министра – например, полпреда в ДФО и министра по развитию Дальнего Востока в лице многоопытного Виктора Ишаева. Усиление внимания Администрации Президента РФ с особой очевидностью проявляется на деятельности Федерального Собрания. Начнем с нижней палаты. Весенняя сессия Госдумы 6-го созыва ознаменовалась такой скорострельностью в принятии законопроектов, что многие эксперты называют нынешнюю Думу рекордной или даже «законопринимательной», поскольку до 95% законопроектов (по разным оценкам) разработано не в самой Госдуме, а в структурах исполнительной власти. Сюда можно отнести не только пресловутый закон об НКО и «иностранных агентах», но целый ряд и других инициатив, прежде всего политического плана, в которых не прослеживается планомерность и плановость. Теперь о Совете Федерации. Верхняя палата в этом году действительно выглядит по-иному. И это в какой-то степени ответ на запрос общества. Еще в апреле были опубликованы результаты опроса того же ФОМ, где было подчеркнуто, что более 80% россиян поддерживают идею выборности членов сената. Во многом благодаря этому и родился проект по реформированию СФ – нового порядка формирования Совета Федерации, законопроекта, поддержанного и подправленного президентом Владимиром Путиным и внесенного им же в Госдуму. Сегодня верхняя палата занята серьезным обновлением своей деятельности. Так, прошедшие изменения в структуре – сокращение комитетов и комиссий (что не всем по нутру) – позволили оставшимся комитетам стать полноценными и достаточно влиятельными… Вопрос теперь только в их работе. По мнению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, деятельность Совета Федерации стала «более активной, системной и плодотворной… а законодательное обеспечение демократизации еще долго будет ведущим направлением» в деятельности верхней палаты. Хотя и в СФ немало проблем, в том числе и в царящей атмосфере. Так, сенатор Людмила Нарусова в одном из интервью на радиостанции «Эхо Москвы» посетовала: «Мы как крепостные». Вероятно, это надо понимать и как небходимость дорожить своим креслом и статусом, и как не всегда имеющуюся возможность высказать свое мнение. Отсюда критические высказывания специалистов о возможностях заметного участия Совета Федерации в политической жизни страны, что подтверждается и скоропалительным утверждением многих думских законов. За всю весеннюю сессию фактически отклонен только один закон. Много это или мало – не об этом речь. Вопрос в другом – сколько потом в них придется вносить поправок. В ходе реформирования Совета Федерации еще многое предстоит сделать для того, чтобы верхняя палата на деле стала палатой регионов… А пока возвратимся к данным того же ФОМ и вспомним, что только 13% граждан знают, кто представляет их регион в Совете Федерации. По мнению экспертов, есть и проблемы, связанные с признанием легитимности этого органа власти с точки зрения граждан. Дилемма в том, что, с одной стороны, надо обеспечить народовластие и выборность членов верхней палаты, а с другой стороны – норму представительства от органов государственной власти. Соответственно возникают вопросы: как прекратить разговоры о том, что сенаторы не наделены народом своими полномочиями? как совместить получение мандата от своих избирателей с представительством от парламентов и глав регионов? И здесь сенаторы, озаботившиеся во многом и своим будущим, поддержали президентский законопроект о новом порядке формирования Совета Федерации. Отношение к этому разное. Кто-то говорит, что это плюс, хотя сам порядок внесения трех кандидатур в ходе губернаторских выборов обнародуется лишь для сведения. Может быть назначен любой из «золотой» тройки. И так далее… Что касается сенаторов, представляющих в Совете Федерации законодательный орган региона, то они отныне смогут назначаться только из числа депутатов региональных парламентов (раньше сенаторами могли стать и муниципальные депутаты). Целый ряд сенаторов «последнего призыва» пришел в СФ как раз таким путем. Их тоже нельзя будет отозвать. Кстати, в сенат возвращается отмененный «ценз оседлости», то есть в Совет Федерации сможет попасть только тот, кто в течение пяти предшествующих лет либо постоянно проживал на территории соответствующего региона, либо занимал в нем какую-либо должность. Это традиционно не будет распространяться на действующих депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Деятельность Совета Федерации нечасто является и предметом обсуждения для населения по причине незнания этого института, что связано с недостаточной информированностью и освещением этой работы в СМИ. Отсюда и низкая оценка Совета Федерации как палаты регионов: более 61% опрошенных считают эту работу неудовлетворительной. В то же время есть и достижения. Прежде всего, это разработка под эгидой Совета Федерации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Это и замечания сенаторов, нашедшие отражение в Бюджетном послании главы государства на 2013–2015 годы, и другие инициативы. В следующем году – двадцатилетие Федерального Собрания, что требует не только ремонта фасада здания и внутреннего переустройства, но, несомненно, и взвешенных, обоснованных, просчитанных решений, прежде всего в интересах регионов России и в целом государства. Нельзя не сказать и о явных просчетах. Например, чего стоят очень выразительные по замыслу, но безрезультатные по сути поездки членов СФ на сессию ПАСЕ в Монако и заокеанский визит «четверки смелых» в конгресс США. В целом командировки уважаемых сенаторов явно не добавили плюсов к репутации страны, но «пикантность» задуманного и происходящего в связи с этим очевидна. Несогласованность позиций и «своя версия» известных событий оказали недобрую услугу и, судя по сообщениям нашей и зарубежной прессы, восприняты с явным удивлением, если не сказать больше. Сейчас в Федеральном Собрании заговорили о необходимости принятия Кодекса парламентской этики. Терпеть уже невмоготу. Создана комиссия по разработке изменений в Бюджетный кодекс со списком коррупционно опасных должностей. Но успехов пока маловато. Роль президентской администрации чувствуется и в стартовавших избирательных кампаниях в пяти регионах страны – кстати, впервые после 7-летнего перерыва. Интерес вызывает решение вопроса о возможностях самовыдвижения и проценте подписей муниципальных депутатов (от 5% до 10%), которые нужно собрать в свою поддержку кандидату в губернаторы для участия в выборах, причем не менее чем в 3/4 муниципалитетов. Этот вопрос был отдан на откуп регионам. Есть еще нюанс – самовыдвиженцы. В Ростовской области, например, они не смогут участвовать в выборах. И это не единичная ситуация. Что касается барьера, то 5% установили 8 субъектов; 6% – 4; 8% – 4; 10% – 10; остальные субъекты – 7%. Таковы лишь некоторые заметные проявления работы новой Администрации Президента.
Владимир Семенов
|