Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 03-04 (113) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

Инновационная Россия


ЯПОНСКИЙ РАЗЛОМ


В ночь на 8 апреля в Японии произошло очередное землетрясение с магнитудой 7,4, которое стало самым значительным с момента предыдущего бедствия, случившегося 11 марта. После этого мощнейшего колебания силой почти в 9 магнитуд было зарегистрировано более тысячи повторных колебаний, которые могут продолжаться несколько дней или даже месяцев.



ЯпонияПо данным японских властей, на этот раз из-за отключения электричества, вызванного землетрясением, без света остались четыре миллиона человек, кое-где нарушился график движения поездов и прекратилось водоснабжение, погибли два человека, различные травмы получили 132 человека, 17 из которых находятся в тяжелом состоянии. На этот раз обошлось без цунами.
По-прежнему для японцев одним из самых волнующих вопросов остается безопасность АЭС: как предотвратить новые утечки ядерного топлива.

И камикадзе, и «джамперы»…

Сейчас в аварийных операциях на АЭС заняты около 700 добровольцев из японских рабочих, разделенных на 50 смен. Они встают до рассвета и работают до темноты — искусственным освещением стараются не пользоваться из соображений безопасности. В защитных костюмах и масках, с тяжелыми кислородными приборами за спиной посреди зараженных радиацией завалов, разрушенных зданий электростанции, они пытаются охладить морской водой и газообразным азотом раскаленные реакторы и проложить электрические кабели, чтобы запустить поврежденные насосы системы охлаждения. При этом используются самые отчаянные приемы. Так, по инициативе крупнейшей в Японии энергетической корпорации «Токио электрик пауэр» (ТЭПКО) из ликвидаторов создана команда так называемых «джамперов» («прыгунов») — добровольцев. Суть их работы в том, чтобы забежать на самые опасные участки, быстро проделать необходимые операции и немедленно возвратиться. Плата за такое геройство — примерно $6000 в день. По некоторым сведениям, этим опытом с японцами поделился посетивший Токио российский специалист-атомщик, принимавший участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
То, что происходит на станции, надолго останется в памяти всех, кто напряженно следит за исходом неравной борьбы людей со стихией. Сегодня их называют камикадзе. Родственники публикуют в Интернете трогательные слова о ликвидаторах, например, такие: «Мой папа сам пошел на АЭС. Я никогда не видела столько отчаяния на лице моей матери. Знайте, эти люди жертвуют собой, чтобы защитить вас». Они все облучены и, скорее всего, должны будут погибнуть мучительной смертью. Но это завтра. А сегодня они участники битвы за жизни своих соотечественников, и, наверное, не только их.

Тест на выживание

По данным некоторых японских источников, только цунами и землетрясения обошлись стране более чем в $300 млрд, что составляет 6% ВВП третьей экономики мира. Ущерб от аварии на АЭС подсчитать гораздо сложнее – как считают аналитики, хуже в Стране восходящего солнца было только после Второй мировой войны.
Природные потрясения привели к разрушению заводов во всех секторах экономики – от автомобилестроения, нефтехимии до телекоммуникаций. В результате был полностью разрушен завод, где производилась половина комплектующих для планшета iPad2 корпорации Apple. Отключения электричества по всей стране вызвали сбои в работе непострадавших предприятий: приостановлены поставки запчастей к автомобилям Toyota, Honda и Nissan. В результате Петербургский завод Nissan был вынужден сократить план производства на треть.
Однако гораздо больше бьет по экономике боязнь радиации, так называемая радиофобия – главное последствие аварии на «Фукусиме». Из-за нее владельцы японских ресторанов в Париже и Гонконге терпят колоссальные убытки. Психологический фактор негативно влияет на объемы экспортных поставок сельскохозяйственной продукции, морепродуктов и продуктов питания. Многие страны уже частично прекратили импортировать рыбу, фрукты, овощи и молочные продукты из соседних с «Фукусимой» префектур. Индия первой в мире полностью запретила импорт всех продуктов питания из Японии в течение трех месяцев. Ожидается, что скоро радиофобия коснется и японских автомобилей и электроники. Уже стали поступать данные о ввозе во Владивосток «фонящих» автомобилей с превышением радиационного фона от 3 до 6 раз.

«Время Ч» для Северных Курил?

У берегов Японии, как считают российские ученые, ожидается очередное сильное землетрясение магнитудой от 7,5 до 8,5. Новая беда может принести новые серьезные разрушения и цунами. Первыми тревогу забили сейсмологи Института морской геологии и геофизики РАН. По словам доктора физико-математических наук Ивана Тихонова, эпицентр ближайшего нового толчка скорее всего будет располагаться примерно в 200 км восточнее от эпицентра землетрясения, случившегося 11 марта. В Приморье есть зоны так называемого затишья, где уже лет сто не случалось сильных землетрясений. Тревожный период, по оценкам И. Тихонова, в них начинается как раз с 25 апреля 2011 года. Наиболее опасная зона — южная часть Камчатки и Северные Курилы. Для Южных Курил «время Ч» началось с августа прошлого года. Здесь выявлены две опасные зоны: между островом Уруп и северной частью острова Итуруп, второй район — между островами Онекотан и Шиашкотан. Дай-то Бог, чтобы ученые ошиблись.

Выжить вместе

Между тем в стране ширится движение «дзисюку» – за добровольное ограничение потребления электричества, отказ от посещений караоке-баров и других увеселительных заведений, косметических салонов, от демонстрации личных предметов роскоши. Приглушается агрессивная реклама, центральный Токио сбавил свои децибелы, которые раньше оглушали несколько кварталов.
Соучастие, готовность помочь людям и целой стране – это характерная черта японского менталитета. Причем самоограничение соблюдается без принятия законов, без принуждения. У японцев силен общинный дух. В течение столетий у целых поколений сложилось сознание того, что в стране, подверженной природным катаклизмам, не имеющей больших плодородных площадей, можно выжить, только помогая друг другу. Приверженность именно такой этике обусловила впоследствии появление «японского экономического чуда».

Чернобыльский синдром

Сегодня для атомной индустрии, и не только Японии, главный вопрос – можно ли избежать подобных катастроф или, как настаивают экологи во многих странах, на ядерной энергетике надо ставить крест.
Вначале 2000-х мировая ядерная энергетика оставалась в стагнации после имевшего большой резонанс чернобыльского взрыва. Эта катастрофа сказалась не только на внутрироссийском общественном мнении, но и на настроениях мирового сообщества. В странах Северной Америки и Западной Европы было прекращено строительство новых АЭС.
Однако во второй половине 2000-х в мире начался «ядерный ренессанс», потому что практически всем ведущим странам стало понятно – проблемы устойчивого энергообеспечения, в том числе экологические, можно решить только за счет развития атомной энергетики. События же в Японии со всей очевидностью демонстрируют обратное – особую уязвимость атомной промышленности перед стихией – и полностью разрушают миф о надежности и безопасности современной атомной энергетики.