Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ (0) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

Жизни основа - леса


Лесная держава


История становления



Первый лесовод России

В период правления Петра I кардинальным образом изменилось отношение к лесным ресурсам. С его именем связано понимание общегосударственного характера проблем лесов, придание лесам известности (составление описных книг и ландкарт), запретительная система, сопровождаемая угрозами тяжелых наказаний за неисполнение лесных предписаний, учреждение административной системы управления лесами, разработка и внедрение различных элементов лесохозяйственной деятельности и др. Именно лесу Россия, благодаря Петру Великому, обязана своим выходом к Балтийскому, Азовскому и Черному морям. Все это и дает основание считать Петра Великого первым лесоводом России, оказавшим большое влияние на последующее развитие лесного хозяйства, а XVIII столетие считать Петровским. Так, в указе от 1703 г. определялась площадь описи лесов и меры ответственности за самовольную порубку. Указом от 1719 г. управление лесами было поручено канцелярии Военно-морского флота, а затем вальдмейстерской конторе Адмиралтейской коллегии. Первым президентом коллегии, а следовательно, и первым лесным администратором России стал генерал-адмирал граф Федор Апраксин. Согласно указу от 1722 г. в ведении коллегии состояли обер-вальдмейстер, ведавший лесами всего государства, вальдмейстеры в ряде городов. В 1723 г. для чиновников конторы была издана «Инструкция обер-вальдмейстеру», послужившая базой и для ныне действующих нормативных актов о лесах. Инструкция положила начало государственному устройству лесов России.
Деятельность Петра I, его лесное законодательство – знаменательный этап в истории лесного хозяйства и природопользования России. Все это и составило лесное законодательство Петра I – около 200 указов и распоряжений по лесу.
После смерти Петра изменения в системе государственного управления коснулись и лесного дела. В 1726 г. вальдмейстерские канцелярии и должности вальдмейстеров были упразднены, а леса переданы в ведение воевод. Однако ликвидация местного надзора повлекла за собой расхищение лесных богатств. В указе 1732 г. впервые упоминаются форстмейстеры – специалисты, нанятые в Германии, наблюдавшие за подчиненными им лесами и засеянными пространствами. Они должны были обучить своей профессии 6 человек. При Екатерине II в области лесоустройства обнаружилась слабость системы управления лесным хозяйством. Корабельные леса по-прежнему находились в ведении интендантской экспедиции Адмиралтейства, на которую были возложены обязанности сбора точных и подробных сведений о состоянии леса, деления леса на округа и назначение каждому округу смотрителей, где ответственность возлагалась на форстмейстеров, определения рубки и способа доставки леса. Все остальные леса были переданы в управление Казенных палат, занимавшихся финансовыми делами и государственным имуществом. При императоре Павле I был создан Лесной департамент, куда определили всех чиновников, форстмейстеров и вальдмейстеров. Таким образом, в 1798 г. управление лесами было централизовано.
Деятельность Лесного департамента дооктябрьского периода может быть подразделена на этапы, различные по своей продолжительности, характеризующиеся реформами и переходом из одного ведомства в другое. Первый этап (1790–1802 гг.): организация при Интендантской экспедиции Адмиралтейской коллегии Лесного департамента для лесной части. Второй этап (1802–1811 гг.): учреждение Министерства финансов и зачисление в его состав Лесного департамента. Третий этап (1811–1837 гг.): контроль Департамента государственных имуществ Министерства финансов за лесной частью. Четвертый этап (1837–1861 гг.): учреждение Министерства государственных имуществ, образование Корпуса лесничих (1839 г.) и дальнейшая деятельность Лесного департамента (1843 г.). Пятый этап (1861–1894 гг.): деятельность Лесного департамента после крестьянской реформы. Шестой этап (1894–1917 гг.): лесоуправление на рубеже веков и государственных систем.
В 1802 г. утвержден «Устав о лесах». В его основе лежало разрешение трех вопросов: дальнейшее развитие управления лесами, их сбережения и эффективной лесоэксплуатации как в казенных, так и в частных целях; предупреждение сокращения лесонасаждений в ряде губерний; повышение эффективности лесопользования в многолесных губерниях. В 1837 г. Департамент государственных имуществ был преобразован в министерство, и для управления казенными лесами в его структуре был учрежден Корпус лесничих (1839 г.), получивший военное устройство. Для охраны лесов учреждалась постоянная лесная стража, осуществляющая свою деятельность на основе принятого разделения на обходы, дистанции или объезды, лесничества и лесные участки, округа. В 1843 г. образованный вновь Лесной департамент действовал на основе высочайше утвержденного «Наказа», где предусматривалось охранение лесов от истребления, извлечение из них наибольшего дохода, умножение лесов в местах, которые в них терпят нужду. В целом в данный период развития лесного управления все в большей степени формируется взгляд властей на казенные леса с общей государственно-экономической точки зрения. В 1888 г. было издано «Положение о сбережении лесов», где уделялось внимание лесовосстановительным мерам и разведению лесов. Еще в 1860-е годы начинает формироваться лесоводственная подготовка лесных чинов. В конце XIX – начале XX вв. лес занимал ведущее место в промышленном развитии России. Объем выпускаемой продукции в 1913 г. составил около 12 млн куб. м пиломатериалов.

В интересах народа

27 мая 1918 г. был принят Декрет ВЦИК «О лесах» – по сути, первый советский Лесной кодекс. Он утвердил полную отмену частной собственности на лес, все лесохозяйственные постройки и инвентарь. Предусматривалось участие населения в охране лесов. По положению, утвержденному коллегией Наркомзема 19 апреля 1919 г., лесные работники теперь назывались не «чинами», а «государственными лесными специалистами». В 1921 г. на Всероссийской лесной конференции отмечалось тяжелое положение лесной стражи, и был предложен проект нового Лесного закона, положение которого об организации службы охраны лесов вошло в Лесной кодекс РСФСР, введеный с 1 августа 1923 г. Гослесфонд, как и до революции, делился на лесничества, объезды и обходы. Ведение хозяйства возлагалось на лесничих, а руководили ими и проводили ревизии инспекторы лесов. Такая структура управления лесами существовала до конца 1920-х годов.
5 декабря 1929 г. было утверждено Положение о советских лесных хозяйствах (лесхозах) и о советских лесопромышленных хозяйствах (леспромхозах). 3 сентября 1930 г. лесное хозяйство было объединено с лесной промышленностью и создано Всесоюзное объединение «Союзлеспром». Начался период поглощения лесного хозяйства лесной промышленностью. Вместо принципа постоянства пользования лесом был введен принцип расширенного производства. В свою очередь СНК Союза ССР 31 июля 1931 г. разделил все лесные массивы на две зоны: лесопромышленного и лесокультурного значения. Лесопромышленная зона была оставлена в ведении ВСНХ (с 1932 г. Наркомлес СССР), где лесное хозяйство осуществляло Главное лесное управление (Главлесупр). Лесокультурную зону передали в Наркомат земледелия СССР, в составе которого было учреждено Главное управление лесного хозяйства (Главлесхоз). Соответственно, в 1936 г. была образована Главлесохрана СССР. 26 августа 1939 г. было принято Положение о Государственной лесной охране Союза ССР. Так, спустя 100 лет после образования в России Корпуса лесничих (1839 г.), появился его преемник – Государственная лесная охрана СССР.
В годы войны и послевоенное время работники Гослесохраны решали многочисленные задачи по восстановлению лесов и хозяйства в них. Еще в 1943 г. леса были разделены на 3 группы по народнохозяйственному значению с установлением для каждой из них режима ведения хозяйства и лесопользования. В 1944 г. была создана Государственная инспекция лесов СССР для контроля за ведением лесного хозяйства во всех лесах страны, независимо от их назначения и подведомственности. Также в эти годы активно велось и лесоустройство. В апреле 1947 г. на базе Главлесохраны было образовано союзно-республиканское Министерство лесного хозяйства. Тем самым лесное ведомство обрело самостоятельность. Но в середине марта 1953 г. оно было ликвидировано, а лесохозяйственная система передана Министерству сельского хозяйства, где было создано Главное управление лесного хозяйства и полезащитного лесоразведения (Главлесхоз). Уже через 6 лет Минсельхоз СССР, убедившись в сложности управления лесами, принял решение выделить лесное хозяйство из своей системы. Самостоятельное и независимое управление лесного хозяйства вернулось в конце 1965 г., когда был создан Госкомитет лесного хозяйства СМ СССР, а Главлесхоз РСФСР преобразован в Министерство лесного хозяйства РСФСР. Также в Положение о Государственной лесной охране СССР был внесен ряд изменений и дополнений. Руководство этой службой в Минлесхозе РСФСР осуществляло Главное управление охраны, защиты леса и авиационного обслуживания лесного хозяйства, где под началом Центральной базы авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства действовало 18 региональных авиабаз и 3 авиазвена.
Основами лесного законодательства Союза ССР (1977 г.) был утвержден, а Лесным кодексом РСФСР расширен перечень нарушений лесного законодательства, за которые была установлена материальная ответственность. В 1982 г. в целях усиления охраны леса, повышения авторитета и совершенствования службы был значительно расширен перечень должностных лиц государственной лесной охраны. В ее состав были включены специалисты лесозащиты, воспроизводства лесов и лесопользования, ряд работников баз авиационной охраны лесов, лесоустроители, юрисконсульты, работники НИИ и проектно-изыскательских институтов лесного профиля, преподаватели лесхоз-техникумов.
С 1991 г. управление лесами страны вступило в полосу радикальных реформ, когда неоднократно менялась ведомственная подчиненность органов лесного хозяйства. В 2000 г. Федеральная служба лесного хозяйства попадает в подчинение Министерства природных ресурсов РФ, а в 2004 г. штаты службы низового звена гослесоохраны для исполнения инспекторских функций переходят к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Таким образом, лесное ведомство фактически было лишено возможности охранять леса. Институт государственной лесной охраны был утрачен. Так был перечеркнут более чем полуторавековой период становления службы охраны лесов и ведения лесного хозяйства страны. Как не вспомнить слова русского лесовода, лесного ревизора Петра Жудры, писавшего еще в XIX в.: «Лесоохранение... важнейший вопрос данной минуты. Без хорошей стражи, материально обеспеченной, ничего не поделать, даже во всеоружии науки, честности и благих намерений».
Тем не менее представлению об устойчивом развитии лесов нашей страны более всего соответствует принцип, заложенный в основе управления лесами, начиная с реформ Петра Великого. Отработанная формулировка этого принципа вошла в лесное законодательство страны и документы, регламентирующие деятельность государственного органа управления лесами: «Обеспечение неистощимого и непрерывного использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов России».