
 |
Архив
№ 4 (106) - 2010
ТЕМА НОМЕРА:
ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ ВЕЛИКОГО НАРОДА
|
|
РЫЦАРЬ ПЯТОГО ОКЕАНА
Мы говорим сегодня, что Великая Отечественная война не обошла стороной ни одной семьи в нашей стране. И это верно, потому, что даже руководители Советского Союза, видные политические и общественные деятели сыновей своих, как щитом, от фронта не прикрывали. Да и могло ли быть по-другому, когда защита Родины – дело чести, доблести и славы. Это не просто призыв, лозунг, а внутренняя потребность человека. И что бы сегодня ни говорили о Сталине, два его сына – Яков и Василий – были в действующей армии. Яков попал в плен и был расстрелян. Сын Хрущева Леонид – погиб, воспитанник семьи Ворошилова Тимур Фрунзе – погиб. У Микояна из пяти сыновей трое – Степан, Владимир и Алексей – воевали с оккупантами. Володя, военный летчик, погиб восемнадцатилетним… Этот список сыновей руководителей разного ранга – фронтовиков можно продолжать и продолжать. Но сегодня мы расскажем об уникальном человеке, генерал-лейтенанте авиации, летчике-испытателе, Герое Советского Союза, который сказал однажды: «Дело всей моей жизни – авиация». Мы расскажем о Степане Анастасовиче Микояне.
Степан, старший сын Анастаса Ивановича Микояна и Ашхен Лазаревны Туманян, родился 12 июля 1922 года в Тбилиси. До 1926 года семья жила в Ростове, а затем в Москве. Рос Степан, как и все его сверстники, ничем особым не выделяясь. Да отец бы и не позволил. Несмотря на высокие должности, он был человеком весьма скромным, и это качество настойчиво прививал сыновьям. Учился Степан в 32-й средней школе им. Лепешинского, а потом во 2-й военной специальной, которая вскоре стала артиллерийской. В свободное время любил заниматься спортом: упражнялся в верховой езде, играл в теннис, ходил на лыжах, бегал на коньках. Кстати, верхом он ездил вплоть до 70-летнего возраста. Но больше всего его влекла синь неба, новые самолеты, рекордные перелеты… Вспомним: «Все выше, и выше, и выше…». Какое мальчишеское сердце не замрет в восторге от происходящего, от образов покорителей пятого океана, первых Героев Советского Союза – тех, кто в небе Испании одержит первые победы над фашистскими коршунами. Степан просто не мог не поступить в Качинскую военную школу пилотов, где впервые окунулся в эту самую синь неба с головой, когда по сигналу инструктора шагнул в зияющее пространство. Первый прыжок с парашютом он запомнил на всю жизнь. Страха не было, потому что еще до конца не осознал, что совершает. Понимание опасности придет после. А тогда было чувство необыкновенной свободы и радости от увиденного с высоты птичьего полета. В субботу 22 июня 1941 года курсанты закончили подготовку к парашютным прыжкам, а ночью их разбудил крик старшины: «Подъем! Боевая тревога!». Потом был марш-бросок на окраину города. А позже доставили патроны. Так курсанты узнали, что началась война. В ее грозовое небо после сдачи экзаменов их выпустили в конце августа. Но в бои они вступили позже. Лейтенант Степан Микоян – в составе 11-го авиационного истребительного полка, который базировался на Центральном аэродроме столицы (Ходынское поле). Нетрудно представить, насколько близко к Москве подошли фашисты, если полет с него на штурмовку от взлета до посадки занимал всего 17–18 минут. За лейтенантом Микояном закрепили новый самолет Як-1, который не успели перекрасить в «зимний» белый цвет. Это, на первый взгляд, незначительное обстоятельство сыграет вскоре с молодым летчиком злую шутку, едва не ставшую роковой. Немцев погнали от Москвы, полеты на штурмовку прекратились, и теперь полк прикрывал конницу Доватора, действовавшую в тылу врага. 16 января 1942 года Микояна подняли по тревоге: обнаружен разведчик Ю-88. Это был его тринадцатый боевой вылет. Что произошло потом, трудно поддается какой-либо логике. Лейтенанта Микояна атаковал белый «як» с красными звездами. После нескольких прицельных очередей самолет Микояна был объят пламенем. Как посадил его и выбрался из кабины сам, молодой пилот помнил смутно. Но успел отползти от самолета до того, как начали рваться боеприпасы. На всю жизнь запомнил он эту картину: белый снег, зеленый «як» и полыхающее пламя. Микоян сильно обгорел. Сутки пробыл в полевом госпитале, потом его отправили в Москву. Сбил Микояна младший лейтенант Михаил Родионов. Был приказ, которым предписывалось Родионова отдать под суд, а с Микояном разобраться после излечения. Но обошлось. Никто никого не судил, хотя «разбор полетов» состоялся. А 3 июля 1942 года Родионов погиб – таранил Ю-88 в крыло, а затем и фюзеляж. «Юнкерс» врезался в землю. Родионов при посадке в поле угодил на противотанковые укрепления. Ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. После лечения, в августе 1942 года Микоян был назначен летчиком в 434-й ИАП (который в конце года стал 32-м гвардейским ИАП). Полк был укомплектован инструкторами Качинской летной школы, а также летчиками, имевшими боевой опыт. Трое из них – Герои Советского Союза, в том числе командир полка двадцатитрехлетний Иван Иванович Клещев. К тому времени он уже сбил 16 самолетов противника лично и 24 в группе. Кто знает, какой бы счет был у этого аса, если бы он не погиб под Тамбовом при посадке в метель. К этому времени он уже сбил 24 самолета лично и 32 в группе. В составе этого полка Микоян воевал на Сталинградском фронте, участвовал в воздушных боях, был ведомым у Ивана Клещева. Под Сталинградом в жестоких боях, в том числе и против знаменитой истребительной эскадрильи «Удет», в течение трех недель полк сбил 82 немецких самолета. Но и сам понес тяжелые потери: 16 летчиков и 25 самолетов. Самым молодым летчиком в полку был брат Степана – Володя. Ему в июне 1942 года исполнилось 18 лет. Он был всеобщим любимцем. Его оберегали как могли. Но все же не уберегли. На боевое задание в тот день он ушел на машине брата – его самолет был неисправен. Группа в составе 8 наших самолетов атаковала немецкие бомбардировщики. Тем на подмогу подоспели «мессершмиты». И закрутилась карусель. Володя после атаки бомбардировщика вышел разворотом вверх, а немецкий истребитель спикировал на него и открыл огонь. Шансов спастись у нашего летчика не было. Так погиб Владимир Микоян. В апреле С.А. Микоян был назначен старшим летчиком, позже – командиром звена 12-го гвардейского ИАП 6-го авиакорпуса ПВО города Москвы. Выполнял боевые вылеты с аэродрома Двоевка вблизи Вязьмы на перехват немецких разведчиков для предотвращения их прохода в тыл фронта и в московскую зону, а также на прикрытие Смоленска, в том числе ночью. После окончания войны, в июне 1945 года, поступил на инженерный факультет ВВИА им. Жуковского. Окончил академию в 1951 году с отличием в звании подполковника и был, в соответствии с просьбой, назначен летчиком-испытателем отдела испытаний самолетов-истребителей Государственного Краснознаменного научно-испытательного института ВВС (ГК НИИ ВВС) в поселок Чкаловский под Москвой. В августе 1959 года он был назначен начальником вновь создаваемого Управления испытаний самолетов-истребителей и последующим базированием на аэродроме Владимировка (Ахтубинск). В 1961 году ему было присвоено звание генерал-майора авиации. В декабре 1964 года назначен первым заместителем начальника ГНИКИ ВВС. С.А. Микоян продолжал летать на испытания самолетов-истребителей и созданных на их основе других боевых машин, а также участвовал в некоторых испытаниях на бомбардировщиках. Участвовал в различных испытаниях всех самолетов МиГ, начиная с МиГ-15 до МиГ-25 и МиГ-27, самолетов Як-27, Ту-128, Су-7, Су-9, Су-11, Су-15 и Су-24. После списания медицинской комиссией с боевых самолетов в конце 1974 года еще три года летал на транспортных самолетах и на вертолете. В апреле 1978 года С.А. Микоян переведен на работу в авиационную промышленность с оставлением в кадрах Минобороны. Назначен заместителем по летным испытаниям генерального директора – главного конструктора НПО «Молния», разрабатывавшего орбитальный корабль «Буран». Руководил летными испытаниями орбитальных моделей «Бор-4» и «Бор-5» и атмосферного аналога корабля «Буран», а также тренажерной подготовкой летчиков, выделенных для полетов на «Буране». Во время орбитального полета корабля «Буран» был заместителем руководителя полета по участку снижения в атмосфере и по посадке. После окончания темы «Буран» работал в ОАО НПО «Молния» в должности заместителя главного конструктора по летным испытаниям, а затем в должности главного специалиста. В декабре 1964 году ему было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР», а в апреле 1975 года за участие в испытаниях самого скоростного и высотного самолета МиГ-25 – звание Героя Советского Союза. В 1980 г. присвоено звание генерал-лейтенанта авиации. Летал на 102 типах и модификациях летательных аппаратов, общий налет около 3500 часов – в основном на истребителях, а также почти на всех бомбардировщиках и транспортных самолетах, на вертолете Ми-8. Награжден 7-ю орденами и 18-ю медалями. В 1978 году защитил диссертацию на степень кандидата технических наук. Член Общества заслуженных военных летчиков и летчиков-испытателей, Общества авиастроителей. В 1997 г. избран почетным членом Международного общества летчиков-испытателей-экспериментаторов (США). Свободно владеет английским языком. В июне 1945 года Степан Микоян женился на Элеоноре Петровне Лозовской, дочери погибшего в 1932 году летчика-испытателя П.И. Лозовского и приемной дочери известного полярника М.И. Шевелева. У них двое сыновей и дочь, пятеро внуков, две правнучки и правнук. Жена Элеонора Петровна в течение 30 лет работала редактором в издательстве «Детская литература». Скончалась она 7 октября 2009 года. …Есть в городе Ахтубинске мемориал «Крыло Икара». Мало кто знает, что это тоже в определенном смысле детище Степана Анастасовича Микояна. Он вникал во все проблемы, связанные с его сооружением, работал со скульптором, архитектором, строителями. Вместе со скульптором они побывали у Роберта Рождественского и попросили его сочинить надпись для стел. И сегодня, приходя к мемориалу летчиков, навсегда ушедших в небо, чтобы поклониться их памяти, мы читаем: «Вы ушли, растаяв в далекой облачной мгле. Память о вас осталась в наших сердцах на земле…». А в сердцах всех, кому посчастливилось быть в одном боевом строю с генерал-лейтенантом С.А Микояном, – благодарность этому замечательному человеку, заботливому командиру, настоящему рыцарю пятого океана.
Игорь Свиридов
|