НА ГЛАВНУЮ
Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ: ДЕЛА  И  ЛИЦА Спецвыпуск "75 лет московской области"

2004 г

ПРАВИТЕЛЬСТВО

«СОХРАНИТЬ И ПРИУМНОЖИТЬ...»

Транспортный комплекс Московской области — один из крупнейших в стране. О результатах и перспективах развития отрасли корреспонденту «НВ» рассказывает заместитель председателя правительства — министр транспорта Подмосковья Петр КАЦЫВ.

Петр Дмитриевич, какими результатами отмечено развитие транспортного комплекса региона за последние годы?

— В 2001 году областное правительство приняло целевую программу «Транспортное обслуживание населения Московской области ГУП МО «Мострансавто» на 2001—2005 годы». Ее реализация позволила открыть новые маршруты, обновить автобусный парк, построить и отремонтировать автовокзалы. В ближайших планах — завершить стопроцентный охват населенных пунктов региона автобусным сообщением. За последние годы построены новые автовокзалы и автостанции в Клину, Воскресенске, Электростали, Коломне, Чехове, Мытищах, Егорьевске, Ступино, Талдоме, Озерах, Фрязино. Сданы в эксплуатацию железнодорожные вокзалы на станциях: Балашиха, Электрогорск, Кашира, Подсолнечная, Большая Волга. В 2000—2001 годах открыты троллейбусные линии в Химках, Видном, Подольске. В 2002 году в Коломне новая трамвайная линия соединила микрорайон Колычево, где проживает более 50 тысяч человек, с центром города. Важным направлением развития транспортной инфраструктуры является создание скоростных железнодорожных магистралей. Так, в 2002 году построена магистраль Москва-Павелецкая — аэропорт Домодедово. В этом году введена в строй аналогичная трасса Москва — Мытищи. Сейчас разрабатывается технико-экономическое обоснование и проектная документация по организации скоростного движения на участке Москва — Люберцы.

— Обновление парка транспортных средств, как известно, стимулирует развитие смежных отраслей, прежде всего транспортного машиностроения. Какие из проектов, реализованных транспортным комплексом в последнее время, вы в связи с этим выделили бы?

— В прошлом году по заказу подмосковного правительства на Ликинском автобусном заводе собран 361 автобус новой модели «ЛиАЗ-5256». Столь крупный заказ, естественно, сработал на экономику региона. Реализован и лизинговый проект на поставку для «Мострансавто» 600 микроавтобусов «Газель». Подъем нашей отрасли помогает привлекать в область иностранные инвестиции. Сейчас идут переговоры с фирмой «Фольксваген» о строительстве в Подмосковье завода по производству легковых автомобилей. Оценочный объем инвестиций превышает 100 миллионов евро. Проект предусматривает постепенное увеличение объема производства с 25 до 125 тысяч автомобилей в год. Для данного предприятия в Ступинском районе выделена специальная площадка. Аналогичную работу мы начинаем и с фирмой «Хендай».

— Однако техническое состояние наших транспортных средств еще далеко от совершенства, что негативно отражается как на безопасности движения, так и на окружающей среде. Как решается эта проблема?

— Министерство разрабатывает программу «Развитие технического сервиса автотранспортных средств в Московской области на период 2004—2007 годов». Она предусматривает создание единой системы технического сервиса, соответствующей современным требованиям. Одновременно с обновлением сервисной инфраструктуры мы решаем и кадровую проблему — создаем новые рабочие места и обеспечиваем квалифицированными специалистами предприятия технического сервиса.

— А насколько кадровая «составляющая» состыкована с программами модернизации транспортного парка?

— За последние годы автобусный парк Подмосковья обновлен более чем наполовину, а вот кадровое обеспечение за этим процессом пока не поспевает. Проблема усугубляется тем, что в 1990-е годы почти перестала работать система повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Поэтому необходимо воссоздание целостной отраслевой системы подготовки и переподготовки специалистов транспортного комплекса. В настоящее время министерство транспорта занято этой проблемой. Мы планируем активно привлечь к ее решению Московский автодорожный институт — ведущий вуз страны по автодорожному образованию, а также профильные техникумы, колледжи и учебно-курсовые комбинаты.

— В этом году в Подмосковье начала работу Административно-транспортная инспекция Московской области. Что это за служба, каковы ее задачи?

— В 2003 году был принят закон Московской области «Об административной ответственности за правонарушения на пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте». В первую очередь он направлен на то, чтобы защитить права пассажиров как потребителей услуг, обеспечить безопасность их перевозок. Для реализации этого закона и было создано государственное учреждение «Административно-транспортная инспекция Московской области». Инспекция контролирует соблюдение правил перевозки пассажиров и привлекает к административной ответственности тех, кто их нарушает. Кстати, наша область стала одним из первых регионов России, где начала действовать подобная структура.

— Однако, наверное, кроме наказания нарушителей на маршрутах, необходимо знать, насколько соответствует параметрам качества то или иное транспортное средство. Не пора ли усилить государственный контроль в сфере допуска предприятий к транспортной деятельности?

— Это очень важный вопрос. Ведь сегодня для работы на маршрутах достаточно иметь лицензию на этот вид деятельности. К основным механизмам государственного регулирования в транспортном комплексе относится сертификация продукции и услуг. В частности, для автоперевозчиков эта процедура означает, что организация, получившая лицензию, соответствует требованиям безопасности и качества предоставляемых ею услуг. Широкое внедрение сертификации в регионе будет способствовать снижению рисков от потенциально опасных услуг. Работа в данной сфере должна стать важнейшим направлением деятельности министерства транспорта. Первым шагом на этом пути будет создание Палаты по сертификации и стандартизации на транспорте и в сфере связи Московской области.

— Подмосковье — крупнейший авиационный узел России, здесь расположены 28 аэродромов. Как министерство управляет подобным хозяйством?

— Это действительно непростая проблема. И чтобы успешно взаимодействовать со всем этим, как вы сказали, хозяйством, необходимо досконально его знать. На сегодня создан банк данных о владельцах самолетов и вертолетов, находящихся на подмосковной земле. Подготовлены паспорта аэродромов Подмосковья и каталог посадочных площадок. Все это дает нам возможность влиять на безопасность полетов, регулирование пропускной способности воздушного пространства, улучшение экологии региона.

— А какие приоритетные направления работы министерства транспорта в сфере водных сообщений?

— Это прежде всего реконструкция гидротехнических сооружений и очистка акватории подмосковных рек. Министерство организовало межобластную конференцию по проблемам развития и возрождения Верхней Оки. Предусматривается капитальная реконструкция водно-моторной базы в Коломне. Расширятся мощности Хлебниковского машиностроительно-судоремонтного завода на Клязьминском водохранилище. Это повысит качество ремонта и обслуживания судов и других плавучих объектов. Заключены соглашения между правительством Московской области и открытыми акционерными обществами «Порт Коломна» и «Порт Серпухов» о взаимодействии и сотрудничестве в организации и осуществлении пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте.

— Как осуществляется сотрудничество между правительством Московской области и федеральным министерством транспорта?

— Из приоритетных направлений можно выделить развитие инфраструктуры. Так, предусматривается создание платной автомобильной дороги в аэропорт «Шереметьево» с обходом Химок и северного обхода Одинцово. Будут также реконструированы Рублево-Успенское шоссе, Центральная кольцевая автодорога, федеральная автодорога М10 «Россия», магистраль федерального значения «Холмогоры». Предусмотрено создание совместных программ строительства путепроводов в местах пересечения автомобильных и железных дорог, а также программы по реконструкции и модернизации железнодорожных переездов. Планируется также совместная работа по развитию судоходства и инфраструктуры водного транспорта на Волге, Москве-реке и Оке.

— Что ожидает подмосковный транспорт в ближайшей перспективе?

— Сейчас наше министерство разрабатывает новую программу по развитию транспортного комплекса региона на период до 2007 года. Ее проект предусматривает, в частности, дальнейшее обновление автобусного парка. Мы надеемся полностью заменить парк автобусов, исчерпавших свой ресурс. Продолжится ввод в эксплуатацию транспортных средств, удовлетворяющих требованиям европейских стандартов — «Евро-2» и «Евро-3», что значительно уменьшит выброс в атмосферу вредных веществ. Будет продолжено строительство новых автовокзалов и автостанций. В целом же надеюсь, что работа министерства транспорта позволит сохранить и приумножить то полезное, что достигнуто сегодня.

Беседовал Николай ШЕФОВ