Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 5
"РЕФОРМЫ
В РОССИИ"
2005 г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. ЭКСПЕРТИЗА
Экономика: выбор стратегии

Экономический рост, измеряемый темпами увеличения ВВП, может достигаться не только за счет качественных изменений и инновационного развития, но и благодаря экстенсивному росту, эксплуатации природных и трудовых ресурсов, т.е. факторам развития экономики середины XX века. Поэтому представляется своевременным ввести понятие стабильного развития экономики. Это такие изменения, которые: во-первых, ведут к высоким темпам роста в долгосрочной перспективе (по сравнению со странами, находящимися в сопоставимых условиях); во-вторых, внутренняя структура экономики становится более приспособленной к внешнеэкономической конъюнктуре; и в-третьих, экономика обеспечивает формирование будущего (включая новые технологические уклады, новые рынки, развитие человеческого капитала и т.д.). Анализируя с этих позиций обсуждаемую в настоящее время Среднесрочную программу развития экономики России на 2005—2007 гг., можно отметить следующее.
Три сценария
При ее разработке начали учитываться новые подходы к развитию, методологически основанные на синтезе институциональной и неолиберальной теории. В то же время, структурная политика предусматривает усиление влияния и участия государства в инвестиционных проектах.
Для повышения глобальной конкурентоспособности правительство предлагает следующие преобразования:

  • повысить эффективность госуправления, качество и условия предоставляемых государством услуг;
  • создать условия и стимулы развития человеческого капитала;
  • усовершенствовать инфраструктуру и институты, обеспечивающие конкурентоспособность экономических агентов.

Отметим, что предложенные меры эффективны в условиях сложившейся рыночной экономики, но могут оказаться недостаточными в переходной экономике.
В программе рассматриваются три вероятных сценария развития отечественной экономики — в зависимости от реализации той или иной стратегии развития.
Первый — инерционный, осуществляемый в данное время на практике, связан с сохранением существующих темпов роста конкурентоспособности и эффективности экономики и не предполагает новых масштабных национальных проектов или стратегий.
Направленность отечественной экономики по-прежнему остается сырьевой. Переключение внутреннего потребительского спроса на импорт может привести к деградации национальной экономики. Темпы роста ВВП при таком сценарии в 2005—2007 гг. составят 4,7% и снизятся к 2008—2010 гг. до 4,4% и до 4,2% в 2011—2015 гг. Удвоение ВВП не достигается: рост экономики с 2002 по 2012 гг. составит 63%, а с 2004 по 2015 гг. — 61%.
Без повышения конкурентоспособности отечественных товаров говорить о модернизации национальной экономики весьма проблематично, и даже незначительное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры может вызвать стагнацию.
Второй, инвестиционный и экспортно-ориентированный сценарий, базирующийся на капиталоемких стратегических проектах в нефтегазовом секторе, транспортной инфраструктуре, позволит значительно нарастить экспорт сырья и топлива, выполнить программу обеспечения населения доступным жильем и провести преобразования в аграрном секторе.
Данный сценарий предполагает существенное повышение нормы накопления (необходимое условие для ускоренного роста) — до 22% ВВП в 2008 г. и 28,5% в 2015-м, повышение доли государственных инвестиций до 5% ВВП и выход на более высокий уровень эффективности и конкурентоспособности экономики за счет роста производительности труда. В то же время укрепление реального курса рубля обостряет конкуренцию между российскими товарами и импортом, а исход конкурентной борьбы будет определяться неценовыми факторами (повышение качества продукции в результате продуктных инноваций, реклама, послепродажное обслуживание и т.д.). Основные риски данного сценария связаны с недостаточным ростом производительности труда и низким уровнем эффективности ресурсопотребления. Удвоение ВВП достигается, но в более поздний период: темпы роста ВВП с 2005 по 2008 гг. составят 27%, с 2002 по 2012 гг. — 88%, а с 2004 по 2015  гг. — 101%. Однако в долгосрочном периоде желаемое стабильное развитие может затормозиться из-за исчерпаемости природных ресурсов или изобретения к 2015 г. топливных элементов.
Третий, инновационно-ориентированный сценарий, характеризуется интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного информационного сектора и ослаблением зависимости от нефтегазового и сырьевого экспорта.
Именно такой сценарий является целевым, способным диверсифицировать экономику за счет умеренных инвестиций в ТЭК и увеличения капитальных вложений в высокотехнологичную и информационную сферы. При этом предполагается снижение энергоемкости экономики, которая в 2015 г. составит 59% от уровня 2003  г. Норма накоплений, естественно, также резко возрастет, — как и во втором сценарии, до 27,5% ВВП. Реализация сценария зависит от прихода на российский рынок транснациональных корпораций (ТНК) и включения отечественных предприятий в мировые воспроизводственные цепочки. Удвоение ВВП достигается в более поздний период: темпы роста ВВП с 2005 по 2008 гг. составят 25-27%, с 2002 по 2012 гг. — 87%, а с 2004 по 2015 гг. — 102%. Реализация данного варианта программы создаст условия для стабильного развития страны в долгосрочной перспективе, построения новых технологических укладов, появится шанс для интеграции России в постиндустриальный мир.
Вопросы без ответов
Государство разрабатывает правила функционирования национального рынка, формирует институты, конкурентоспособные в глобальной экономике. Условиями для прихода ТНК являются привлекательный инвестиционный климат, стабильное законодательство, гарантированные права собственности, взвешенная налоговая политика, устойчивая финансовая система и отсутствие резких изменений курса национальной валюты. Эти меры детально проработаны в Среднесрочной программе, но их все же недостаточно для привлечения зарубежных инвестиций. Нужен емкий потребительский рынок, а значит, — стабильные и растущие доходы населения, квалифицированные кадры, открытый рынок, готовность экономически развитых стран расширять долгосрочное экономическое сотрудничество с Россией. И, конечно же, инвестиции.
Одной из основных целей Среднесрочной программы является формирование новой экономики — экономики знаний и человека, однако рассматриваемые варианты развития не отвечают желаемым установкам. Даже инновационно-ориентированный сценарий, предполагающий интенсивные структурные сдвиги в пользу высокотехнологичного информационного сектора и ослабление зависимости от нефтегазового и сырьевого экспорта, рассчитан на рост информационного и высокотехнологичного сектора с 8,6% в настоящее время до 17% ВВП в 2015 г. Занятость в этом секторе возрастет до 6,5%. Такие показатели обоснованы, но, по нашему мнению, нужны более амбициозные планы.
Во-вторых, постиндустриальная модель развития выигрышна в ограниченном числе субъектов РФ, в первую очередь, мегаполисах с развитой технологической базой и кадровым потенциалом. В группе регионов, включенных в мировую экономику и специализирующихся на добыче полезных ископаемых, инновационная модель развития имеет ограниченное применение. В большинстве субъектов Федерации наиболее перспективна индустриальная модель развития, в которую будут интегрированы отдельные элементы новой экономики (поддержка науки, систем образования, здравоохранения, улучшение жилищных условий граждан).
В-третьих, государство не выставляет ориентиров бизнесу для долгосрочного развития. В развитой рыночной экономике частные компании сами эффективно распределяют ресурсы. Однако в нашей стране ситуация слишком сложная, поскольку одновременный переход к рынку и глобальной информационной экономике затрудняет принятие долгосрочных инвестиционных решений на микроуровне. Частные инвесторы в условиях высокой внутренней неопределенности и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры вкладывают средства в краткосрочные, быстро окупаемые проекты (торговля, финансовая сферы), а также в надежные активы (добыча сырьевых ресурсов, недвижимость). Такие решения бизнеса усугубляют внутреннюю несбалансированность экономики. К сожалению, эти вопросы остались за рамками Среднесрочной программы.
В создавшейся ситуации развитие человеческого капитала вряд ли сможет стать основным фактором повышения конкурентоспособности экономики. Качество человеческого капитала ухудшается не столько из-за недостатков системы образования, сколько из-за невостребованности квалифицированных кадров в большинстве секторов экономики, включая органы государственной власти, а также отсутствия конкурсных условий занятия должностей и несоответствия вузовской подготовки кадров спросу на рынке труда.
Власть и бизнес: схема согласования интересов
Отсутствие согласованности управленческих решений на различных уровнях экономики не позволяет концентрировать ресурсы на формировании новых секторов экономики. Поэтому можно предложить следующую схему согласования стратегических планов власти и бизнеса, которая придаст импульс диверсификации промышленности и развитию экономики.
Поскольку в большинстве регионов России преобладает отсталый технологический уклад, то для них наиболее рациональна индустриальная модель развития с интегрированными элементами постиндустриальной.
Индустриальное развитие предполагает активную промышленную и инвестиционную политику, а налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика поддерживают макроэкономическую сбалансированность (включая поддержание стабильного курса национальной валюты, невысокую инфляцию, бездефицитный бюджет и т.д.). Активная политика структурных преобразований, в частности, в инвестиционной сфере, основывается на стратегическом взаимодействии государства и бизнеса, включающем элементы индикативного планирования, и состоит из трех этапов.
На первом этапе взаимодействия согласовываются цели, проводятся консультации правительства с бизнес-сообществом по стратегии развития, формируется единая пирамида стратегических целей для макро-, мезо- (региональных) и микроэкономических систем (отраслей, крупных компаний).
Стабильное развитие возможно при гармоничном сочетании целей макро- и микроэкономических систем. Обычно каждая система, будь то государство или компания, независимо определяет собственные цели, ресурсы и методы для их достижения. Нужно найти золотую середину, где каждая крупная компания ставит собственные цели, коррелирующие со стратегическими установками государства. Опыт Японии, где индикативное планирование базируется на оптимальной комбинации ресурсов и факторов развития, служит отличным примером такого согласования целей.
Наряду с макроэкономическими задачами в национальной стратегии выявляются приоритетные сегменты экономики — кластеры (межотраслевые комплексы), разрабатываются государственные программы, имеющие общехозяйственное значение и способные стать локомотивом формирования новых технологических или организационных укладов. Поскольку новые технологии применяются в различных отраслях и, как правило, носят межотраслевой характер, то именно кластеры, т.е. группа взаимосвязанных экономических систем, придадут максимальные импульсы развития. Кластеры могут объединять экономические системы разных уровней, а их сетевая организационная основа автоматически подводит к согласованию целей.
На консультациях с представителями бизнес-сообщества намечаются конкретные планы компаний по строительству крупных объектов и модернизации производственных мощностей, предположительно финансируемых за счет коммерческих источников (если раскрытие информации не противоречит интересам компаний). Если проекты соответствуют установкам государственной политики, то по ним могут предоставляться частичные государственные гарантии. В противном случае проекты осуществляются полностью за счет коммерческих источников.
На втором этапе стратегического взаимодействия правительство оценивает возможности перераспределения ресурсов на основе рыночных механизмов и стандартной макроэкономической политики по реализации поставленных задач, законодательно закрепляются текущие бюджетные и инвестиционные решения.
В этой связи полезно пересмотреть процедуру принятия бюджета. В скором времени бюджетные расходы будут ориентированы на результат. Пока же процедура рассмотрения и принятия бюджета остается прежней. Представляется перспективным формирование правительством минимальной расходной части бюджета (расходов, необходимых для реализации государственных функций), а также минимально допустимой суммы для реализации договоренностей, достигнутых в инвестиционной сфере на первом этапе. Одновременно более четко будет проявляться работа парламента в бюджетном процессе по распределению дополнительных расходов, а также согласованию с правительством спорных инвестиционных проектов.
На третьем этапе совместно с бизнесом подтверждаются инвестиции, учитывающие договоренности, достигнутые на первом этапе, и окончательные суммы, выделяемые на реализацию целевых программ, утвержденных на втором этапе.
Государство и частный бизнес могут совместно определять сферы потенциального сотрудничества по товарам и услугам, потребительский спрос на которые удовлетворяется большей частью за счет импорта. Многие товары просто невыгодно производить у нас, а проще импортировать. Но существуют такие товары, которые не производятся в стране из-за длительного периода окупаемости капитальных вложений и недостаточно высокой доходности, что делает невозможной их реализацию только за счет коммерческих источников. В таком случае государство может взять на себя частичное финансирование (до 30-50% от всех капитальных вложений) и стать совладельцем нового предприятия. Эффект финансового рычага снизит риски и повысит кредитоспособность таких проектов. После завершения процесса становления предприятия и налаживания выпуска продукции государство сможет продать свою долю частным инвесторам. Реализация проектов, имеющих значительный положительный внешний эффект, стимулирующих структурные преобразования и окупаемых в разумные сроки, пополнит внутренний рынок и обеспечит рост занятости. Такой подход соответствует индустриальной модели развития.
Кроме того, государство может осуществлять разработку прорывных технологий. Здесь сотрудничество будет результативным, если государство обеспечит гарантированный потребительский спрос на новую продукцию, например, для нужд обороны. Общий объем государственных инвестиций, по расчетам, может ограничиваться 10% ВВП.
Преимущества предложенной схемы очевидны. Повышается прозрачность принятия государственных решений, цели развития согласовываются с бизнесом в открытом диалоге, принцип софинансирования инвестиционных проектов снижает риски. Полагаем, предложенные меры будут способствовать стабильному развитию экономики. Для создания будущей структуры экономики требуется точечное воздействие в ключевых точках, обеспечивающее формирование новых технологических укладов.
Кирилл АСТАПОВ, кандидат экономических наук