Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 12 (92) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Инфраструктура и коммуникации РФ


Ленинградская атомная: на рубеже веков




Второй не бывает без первой

Четыре десятилетия назад Ленинградскую атомную электростанцию называли «стройкой века», «флагманом советской энергетики», «атомным богатырем». Город на Неве, как и весь Северо-Запад, стремительно развивая индустрию, стал в шестидесятые годы испытывать острый недостаток электроэнергии. Тогда-то и было решено вместо планируемой тепловой ГРЭС-16 построить атомную электростанцию с двумя мощными реакторами – по миллиону киловатт каждый. Энергетики отдали предпочтение принципиально новому проекту электростанции с ядерным топливом на основе канального уран-графитового реактора РБМК-1000. Его предложил коллектив ученых во главе с академиком А.П. Александровым. Сооружение станции началось в мае 1967 г., в декабре 1973-го принят в эксплуатацию первый блок, через три года – второй, еще через три – следующий, а в августе 1981 г., после выхода на проектную мощность последнего, четвертого блока, крупнейшая в мире АЭС мощностью 4 млн кВт полностью вступила в строй.
Это была настоящая победа – результат творческой инициативы и упорного труда ученых, конструкторов, производственников, строителей и монтажников.
В то же время рядом с уникальной ЛАЭС рос и развивался молодой город энергетиков Сосновый Бор, долгое время считавшийся одним из самых красивых городов Российской Федерации. Его и по сей день часто называют Атомградом, он изначально строился как город-спутник ЛАЭС. Его жилые кварталы росли одновременно с блоками атомной станции, корпусами научных институтов, промышленными предприятиями. И сегодня все планы города по-прежнему связаны с атомной энергетикой, ей подчинена мощная строительная индустрия.
В последние годы на ЛАЭС реализуется масштабная программа модернизации энергоблоков с целью продления срока их эксплуатации. Она успешно выполнена на блоках №1 (2004 г.), №2 (2006 г.), №3 (2008 г.) и в процессе реализации – на блоке №4. Причем если срок службы первых двух блоков продлен на 15 лет, то блоки второго поколения – №№3 и 4 – будут работать после модернизации по 20 лет сверх проектного срока. При этом первостепенной задачей всего коллектива станции по-прежнему остается безопасная и безаварийная работа энергоблоков.
Хоть и не скоро, но старые реакторы все-таки выработают свой нормативный ресурс и будут выведены из эксплуатации. К этому времени должны заработать в полную силу новые замещающие мощности – ЛАЭС-2.

 

Станция-преемница

Действующая ЛАЭС, которую теперь называют «первой», была детищем века двадцатого. ЛАЭС-2 можно с полным правом назвать «первенцем» века двадцать первого.
Примечательны совпадения некоторых дат в их истории. Совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве в Ленинграде атомной электростанции» было принято в сентябре 1966 г., а спустя сорок лет, тоже осенью, было объявлено о решении строить энергоблоки ЛАЭС-2 – вместо тех, что, отслужив основной и дополнительный сроки, уйдут в отставку… В конце 1967 г. экскаватор поднял из будущего котлована ЛАЭС-1 первый ковш земли, а на исходе года 2007-го строители начали подготовительные работы на площадке новой ЛАЭС. И, между прочим, среди них есть те, кто принимал участие в возведении уже двух ЛАЭС!
«С началом строительства ЛАЭС-2 мы приступаем к сооружению современных атомных станций, соответствующих мировым требованиям. Это принципиально новые станции с точки зрения безопасности, экономической эффективности и надежности электроснабжения». Такое убеждение высказал глава Федерального агентства по атомной энергии России Сергей Кириенко на торжественной церемонии закладки первого камня на строительстве Ленинградской АЭС-2 в августе прошлого года.
Проект строящейся станции был представлен профессиональной общественности на Петербургском форуме ТЭК. Выступая на нем с докладом, руководитель дирекции ЛАЭС-2 Олег Лебедев отметил, что «основным доводом в пользу строительства ЛАЭС-2 является напряженная обстановка, которая складывается в энергетическом секторе экономики Северо-Запада России». По данным НИИ «Энергосетьпроект», дефицит электроэнергии в регионе прогнозируется уже в 2009–2010 гг., а режим ограничения энергопотребления вводится в Санкт-Петербурге несколько осенне-зимних периодов подряд.
Ситуация близка к той, что складывалась 40 лет назад!
О проекте станции рассказывает директор Санкт-Петербургского научно -исследовательского и проектно-конструкторского института «Атомэнергопроект», являющегося генеральным подрядчиком на строительстве первой очереди ЛАЭС-2, Леонид Резников:
– Принципиальных отличий, как таковых, от других современных атомных станций ЛАЭС-2 не имеет. Она является результатом эволюционного развития самого распространенного и, значит, наиболее технически совершенного типа станций – АЭС с водо-водяными энергетическими реакторами (ВВЭР). В качестве теплоносителя и в качестве замедлителя нейтронов в таком реакторе используется «легкая», то есть обычная, вода. Ближайший аналог ЛАЭС- 2 – Тяньваньская АЭС в Китае, сданная в коммерческую эксплуатацию в 2007 г. Хотя одно отличие все же есть: ЛАЭС-2 обладает более высоким уровнем безопасности. Это обеспечивается за счет применения как традиционных активных систем безопасности, так и дополнительных – пассивных, не требующих работы специальных механизмов. Некоторые из этих систем будут применены на ЛАЭС-2 впервые. В вопросах поставки оборудования проект ориентирован на отечественное машиностроение. Электрическая мощность каждого энергоблока типа ВВЭР определена в 1172 МВт, теплофикационная – 250 Гкал/ч. Расчетный срок службы ЛАЭС-2 – 50 лет, основного оборудования – 60 лет. Ввод в действие первого и второго энергоблоков ЛАЭС-2 запланирован на 2013-й и 2014 г. соответственно.
Дело за «малым» – превратить проект в реальный объект.

 

Лебедев сказал: «Преодолеем!»

Организовать процесс по возведению замещающих мощностей, соблюдая при этом «поэтапность работы» в условиях, приближенных к «боевым» (то есть при жесточайшем цейтноте времени, отпущенном на подготовительные работы), – эта задача встала перед руководителем «стройки ХХI века» с первого дня его назначения.
Исполняющим обязанности директора филиала ФГУП «Концерн Росэнергоатом, Дирекция строящейся Ленинградской АЭС-2» Олег Лебедев стал в сентябре 2007 г.
К этому моменту за его плечами был неплохой багаж опыта и знаний. Более 20 лет трудового стажа, два высших образования (военный инженер-энергетик и экономист), работа на руководящих должностях – заместителя директора ЦКБМ и заместителя директора по капитальному строительству Ленинградской АЭС. А еще – что не очень характерно для производственника, но оттого и более ценно – кандидатская диссертация по теме «Региональные проблемы в энергетике».
Науку, правда, Олегу Валерьевичу на неопределенное время пришлось отложить. Строительство – процесс круглосуточный, а сам он сторонник того, что нужно заниматься чем-то одним, главным. Сегодня для него это ЛАЭС-2.
– Если стоит задача построить и ввести новый объект, значит, нужно полностью посвятить себя именно этому делу. Работать приходится порой по 10–12 часов из-за огромного количества вопросов, которые требуют безотлагательного решения.
– Олег Валерьевич, а мировой экономический кризис на атомную отрасль повлиял?
– Я разделяю мнение коллег, специалистов нашей отрасли, что атомная энергетика как отрасль является наиболее устойчивой к влияниям каких-либо кризисов. Если вспомнить кризис 90-х годов прошлого века, то можно констатировать, что наиболее сохранившейся отраслью в России тогда оказалась именно атомная энергетика. Несмотря ни на что, она выжила даже в тех тяжелых условиях. Есть несколько факторов такой «живучести». Во-первых, у атомной генерации невелика топливная составляющая в стоимости конечного продукта – электроэнергии; во-вторых, она меньше зависима от добывающей промышленности (т. к. добыча урана уже осуществлена, либо есть запасы); непосредственно не связана с транспортом. И другие моменты есть. В этой связи еще раз подчеркну, что надежность работы атомной энергетики гораздо более высокая, чем в других энергетических структурах – даже в условиях мирового финансового кризиса. Если говорить о строительстве – здесь влияние общей экономической ситуации может сказаться, но не в нашем случае. Строительство ЛАЭС-2 в основной своей части финансируется из государственного бюджета, что позволяет нормально работать. Мы продолжаем разворачивать нашу деятельность в соответствии с директивным графиком. А если и появляются какие-то сложности – настрой у всех должен быть один: преодолеем!

В духе Средмаша

Сегодня на гигантской строительной площадке будущей станции работают пять субподрядных организаций: крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг «Титан-2», Северное управление строительства, ОАО «Гидроспецмонтаж», ЭФЭСК и «АтомЭнергоИнжиниринг». В 2009 г. количество субподрядчиков может увеличиться, так как при развороте строительно-монтажных работ на ЛАЭС-2 будет необходимо две тысячи работающих.
С начала подготовительных работ на площадке ЛАЭС-2 были задействованы организации, ныне входящие в холдинг «Титан-2», а сорок лет назад – специально созданные для сооружения «флагмана атомной энергетики». В частности, Управление автомобильного транспорта, Управление промышленных предприятий, Монтажно-строительное управление №90 и «Сосновоборэлектромонтаж» (бывшее МСУ-32). Все – выходцы из прославленного Министерства среднего машиностроения (Средмаша), все прошли трудовую школу ЛАЭС-1, строили Игналинскую атомную, а на Калининской, Ростовской, Нововоронежской АЭС выполняют работы и в настоящее время. Холдинг создавался как структура, способная в полном объеме осуществлять строительство энергоблоков атомных станций. Как рассказал председатель совета директоров холдинга «Титан-2» Вадим Рябов, к реализации задач по возведению новой АЭС сосновоборские строители и монтажники подошли с хорошей готовностью:
– Мы приобрели и продолжаем приобретать современную технику для обеспечения строительства ЛАЭС-2 – экскаваторы, бульдозеры, самосвалы, мощнейшие бетононасосы, способные подавать бетон на высоту до 100 метров и прокачивать 150 куб. м/час. Пущен новый бетонный завод производительностью 110 куб. м/час. ИТР и специалисты прошли переподготовку или обучение. Получены все необходимые документы, как общестроительные, так и специальные, на право ведения работ на объектах атомной промышленности, аккредитация Росэнергоатома и т.п.
Результаты общих усилий, как говорится, налицо.
Спустя всего год после «первого колышка» появились и дороги, и котлован, и бетонные сооружения. Под два острова – ядерный и турбинный – и градирню №1 вывезено около 1 млн куб. м грунта. Завершены подбетонные работы. А 25 октября состоялась заливка первого бетона в фундамент здания реактора – строительство вступило в самую интенсивную фазу. В настоящее время уже уложено более 190 тыс. куб. м бетона. На площадке задействовано более 600 рабочих, полторы сотни единиц автомобильной техники и специальных механизмов.
…Снег идет огромными хлопьями, тает на лету, под ногами – размешанный песок, благо, что вода в нем не задерживается. Но даже в непогоду на строительной площадке ЛАЭС-2 не увидишь затишья. Идет заливка бетона, «вяжется» арматура, разгружаются автомобили. Вот бригада бетонщиков снимает утеплитель с уже затвердевшего участка фундамента. Далее следует доводка и выравнивание бетонной плиты. Работа ювелирная: специальной рейкой разглаживается участок за участком. «Только что утюгом не утюжим», – улыбается строитель. Но даже и без этого поверхность плиты становится ровной и гладкой.
На другом участке сварщики на специальных столах прихватывают толстые металлические пруты арматуры, делают специальные каркасы. По месту эти каркасы уже заваривают постоянно. Тут и там стоят сварочные палатки-времянки. Без них на пронзительном ветру работать было бы невозможно, да и должного качества сварочных работ не обеспечить. А за качеством здесь следят неуклонно. Брака на «ядерном острове» быть не может в принципе. На следующей площадке ведется заливка бетона. Чередой подходят автомобили-миксеры, и мощные насосы сразу подают смесь в опалубку.
«Все будет выполнено в срок». Эту фразу на «стройке XXI века» можно услышать и от первого лица – Олега Лебедева, и от рядового строителя. Они в это верят, и каждый на своем участке будущей атомной станции старается работать на совесть. И эта традиция тоже родом с ЛАЭС-1.

Нина Кармалитова. Фото О. Кокоурова, Г. Сафонова