Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 12 (92) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Инфраструктура и коммуникации РФ


Сергей Шахрай: «Удовлетворен реализацией Конституции на 65%»


Однако соавтор Основного закона считает, что этот документ по-прежнему остается национальным проектом строительства новой России



Шахрай15 лет, прошедшие со дня принятия Конституции Российской Федерации, подтвердили: новый Основной закон был просто жизненно необходим как ядро кристаллизации порядка из хаоса, охватившего страну в тот период. Вот почему в текст Конституции были «встроены» некие конструктивные особенности, которые позволили этому документу сохранить устойчивость до нынешнего времени.
Во-первых, в Конституции был заложен целый ряд идей, которые одинаково важны для всех граждан, независимо от их политических взглядов: признание высшей ценностью человека, его прав и свобод, территориальная целостность страны, выборность органов власти, уважение к культуре и традициям всех национальностей.
Во-вторых, Конституция была написана как небольшой и во многом процедурный документ. Она не содержит готовых ответов на вопросы, которые объективно возникают в ходе нового государственно-политического строительства, а описывает порядок и процедуры их решения. Например, порядок решения конфликта, скажем, между парламентом и правительством или между центром и регионом.
В-третьих, и это самое важное, Основной закон создавался как образ желаемого будущего, а не как отражение ситуации, сложившейся на момент его принятия. Таким образом, с исторической точки зрения Конституция не была причиной перемен. Она выполнила роль организующего начала. С одной стороны – ограничила стихию общественного творчества довольно жестким коридором реальных политических и правовых возможностей. С другой – задала векторы перемен, поставила стратегические цели.
В сфере общества и государства впервые в российской истории в Конституции записано, что права и свободы даны нам от рождения, а не дарованы законодателем. Отсюда несложно сделать вывод о приоритете прав человека над интересами государства. Очевидно, что эта цель пока не достигнута, но за 15 лет проделан значительный путь к ней.
Конституционная модель российской экономики – это экономика устойчивого развития при рыночном и государственном регулировании, цель которой – социальное государство, т.е. такая система распределения общественного богатства, которая обеспечит достойную жизнь и свободное развитие каждого гражданина. Сейчас можно сказать, что для реализации этой модели потенциал Конституции РФ использован примерно на 15–20%.
В сфере государственного устройства новая Конституция закрепляет модель не «суперпрезидентской», как это часто принято считать, а президентско-парламентской республики. Более того, Конституция не содержит прямых запретов на некоторые изменения в балансе ветвей власти, например, на переход к правительству парламентского большинства. Для того, чтобы реализовать этот принцип на практике, достаточно внести ряд изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» и регламенты обеих палат Федерального собрания.
Перенос акцента в «треугольнике» отношений «государство–общество–человек» на приоритет интересов, прав и свобод человека привел и к такому эффекту, как закрепление в Конституции РФ модели общественного гражданского контроля над властью. Институт, который позволяет реализовать этот общественный контроль, существует во всех развитых странах мира и в общем виде называется государственным аудитом. Согласно этому подходу у каждого гражданина существует не только конституционная обязанность платить налоги, но и конституционное право на участие в управлении делами государства путем осуществления контроля за эффективностью работы органов власти, на получение достоверной и актуальной информации о том, куда и как расходуются наши налоги. В рамках этой модели создана Счетная палата РФ, функционирует система контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. Сегодня эта модель реализована на 30–40%.
Некоторые черты Основного закона, которые с точки зрения ортодоксального юриста являются логическим нонсенсом (в частности, отсутствие единства в наименовании субъектов РФ, признание некоторых особенностей в статусе национальных республик, нахождение одного субъекта в составе другого при условии их равноправия и др.), с точки зрения политологов работают как механизм «снятия напряжения» и учета интересов всех политических субъектов.
Потенциал любого нового Основного закона всегда будет ограничиваться инерцией системы, в которой производятся изменения. Включение в Конституцию элементов традиционного, уже существующего, и нового, желаемого будущего является объективно необходимым, поскольку позволяет государству, обществу, культуре развиваться и отвечать на вызовы времени, не теряя своей национальной идентичности.
Если проанализировать те споры, что шли в 90-х годах на тему «менять или не менять Конституцию», то окажется, что речь шла как раз не о принципиальных позициях, а о вопросах, связанных либо с «техническими поправками» (как это называет президент Дмитрий Медведев), либо с разногласиями по поводу выбора стратегии и тактики реализации поставленных в Конституции общенациональных целей и задач.
Важно, что сама Конституция как общенациональный проект и ее главная цель – построение демократического, социального, правового государства – остались неизменными. Пожалуй, это самый главный результат 15 лет существования Основного закона.
Несколько слов о проблемах и перспективах реализации Конституции как общенационального проекта.
Как ни парадоксально, но главные проблемы могут породить те особенности конституционной модели, которые являются ее сильными сторонами. Прежде всего я имею в виду рамочный характер построения Основного закона. Это оставляет самые широкие возможности для политического творчества без изменения конституционных норм.
Как показывает опыт России и многих зарубежных стран, для совершенствования отдельных элементов системы государственного управления не нужно менять Конституцию – достаточно согласия ведущих политических сил, принятия ряда поправок в законы или просто установления соответствующих правовых обычаев и традиций. Кроме того, далеко не исчерпаны возможности таких правовых механизмов совершенствования Конституции как решения Конституционного суда, принятие законодательства в развитие Конституции и т.д.
Поскольку в реальности продолжают одновременно существовать и конкурировать различные представления о «должном» и разные модели желаемого будущего, из этого следует, что и сегодня, спустя 15 лет после начала реформ, «точка невозврата» еще не пройдена. Нет консенсуса относительно идеологии, целей и самой необходимости начатых преобразований. Более того, классические представления о сущности современной демократии, федерализма, правового государства серьезно деформируются в соприкосновении с российскими реалиями.
Отсюда актуальным остается позиционирование нынешнего положения страны по отношению к утвержденным Конституцией 1993 года «целевым показателям» национального проекта по созданию в России подлинно демократического правового государства.