Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 10 (90) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Интеллект нации


Власть и бизнес. Слышат ли они друг друга?


В любой стране бизнес не может нормально развиваться без четкой и всеобъемлющей законодательной базы.
Но и общество в новой России уже нельзя представить без того же бизнеса. Как «ухитряются» сосуществовать власть и бизнес в нашей стране?
Существуют ли они как две параллельные прямые или все-таки пытаются взаимодействовать, чтобы сообща решать стоящие перед страной проблемы?
На этот вопрос мы попросили ответить председателя Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова и президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ Сергея Борисова.



Федоров– Евгений Алексеевич, какие законодательные инициативы, касающиеся обеспечения развития бизнеса в России, выдвигались Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству в последнее время? Какие планируются?
– Принимаемые в последние годы в России законы, в том числе подготовленные комитетом, направлены на переориентацию колониально-сырьевой парадигмы экономики на национально-инновационную, развитие новых инструментов и механизмов экономической политики, новой инфраструктуры. Это особые экономические зоны, концессионные соглашения, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, госкорпорации, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и другие. Мы перешли к формированию законодательства под долгосрочное развитие страны.
Наш комитет является ответственным в Госдуме за подготовку документов Стратегии-2020, в частности, проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. Выработанные нами совместно с другими комитетами Думы предложения были направлены в Правительство РФ и в определенной мере учтены, но эта работа продолжается – прорабатываются конкретные инструменты реализации Стратегии.
Одним из последних принятых законов, разработанных комитетом, стал комплекс изменений по совершенствованию концессионного законодательства с учетом общепринятой международной практики. Подготовка проектов федеральных законов в сфере совершенствования государственно-частного партнерства – в числе приоритетных для комитета.
После принятия важнейшего ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» работа в этом направлении не утратила темпа. Сначала мы развили закон в части создания портовых особых экономических зон. Теперь готовим изменения, направленные на повышение эффективности механизма особых экономических зон, привлечение в них новых участников.
1 января 2008 г. вступил в силу ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Малый бизнес – ключевой элемент стратегии национального развития, поэтому работа в этом направлении активно продолжается. Полным ходом идет работа над пакетом законопроектов, вносящим изменения в ряд федеральных законов в части защиты и содействия развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, сокращения для них административных барьеров. Параллельно прорабатываются законодательные предложения по стимулированию их инвестиционной и инновационной деятельности, наделению широкими полномочиями совещательных органов малого бизнеса с последующей передачей полномочий саморегулируемым организациям.
Необходимо в кратчайшие сроки заново создать «инновационное законодательство». Несмотря на сжатые сроки, юридическая наука в этом вопросе должна идти впереди законодателя. К этой работе мы уже приступили. На рассмотрении Госдумы несколько «инновационных» законопроектов, в частности, «О передаче технологий», «О патентных поверенных», «О внесении изменений в часть 4 Гражданского кодекса РФ». Всего в портфеле образованного комитетами Госдумы Института экономики и законодательства более 15 «инновационных» законов.
В июне 2008 г. комитетом внесен на рассмотрение законопроект «О развитии промышленности», где впервые заложен инструментарий промышленного развития до 2020 г. Закон непростой и с юридической, и с политической точек зрения. Сейчас готовится его уточненная редакция. Подготовку ее ведет Институт экономики и законодательства. В октябре согласованный с правительством текст закона ожидается к рассмотрению в первом чтении.
Следует сказать о проекте ФЗ «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации». Мы считаем необходимым подготовку на его базе закона «О государственном прогнозировании и стратегическом управлении», в котором должны быть предусмотрены установление основ стратегического планирования, создание целостной системы государственного стратегического управления, координация деятельности органов исполнительной власти по достижению приоритетных целей, стратегический контроль достижения плановых целевых показателей.
Еще один важный законопроект – «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», развивающий конкуренцию и упорядочивающий отношения на потребительском рынке.
На осеннюю сессию комитет планирует внести пакет поправок в антимонопольное законодательство по совершенствованию антимонопольной политики, развитию конкуренции. Анализ причин высокого роста инфляции в 2007–2008 гг. выявил несовершенство действующей системы предупреждения и пресечения ограничивающих конкуренцию действий государства и бизнеса, потребовал повышения эффективности регулирования естественных монополий.
На эту сессию запланировано рассмотрение ряда техрегламентов. Это большая работа, выстраивающая новые отношения в промышленности и экономике, которые заменяют устаревшую систему технического регулирования, уменьшают бюрократическое воздействие на экономику, повышают защищенность потребителя и сокращают возможность воздействия чиновника на бизнес. За два года необходимо разработать и принять не менее 40 проектов техрегламентов, из которых не менее 15 – в форме федеральных законов.
Необходим пересмотр законодательства в сторону обеспечения защиты собственности. До этого необходимо укрепить законами саморегулирование в бизнесе. По сути, нужно организовать и поднять институты гражданского общества вровень с институтами государства.
Принимаемые усилия законодательной и исполнительной власти совместно с представителями бизнеса и другими институтами российского общества позволят обеспечить своевременную подготовку и принятие необходимых федеральных законов, обеспечивающих достижение стратегических целей социально-экономического развития страны до 2020 г.
– Как Вы оцениваете нынешнее состояние диалога между властью и бизнесом? Что может быть сделано каждой из сторон для его активизации?
– Прогресс в диалоге между властью и бизнесом в последний год очевиден. Главное, что этот диалог расширился за счет подключения к нему малого и среднего бизнеса. Если два года назад власть прислушивалась в основном к мнению крупного бизнеса, то сегодня услышан и голос малого и среднего предпринимательства. В Стратегии-2020 на малый и средний бизнес возлагаются большие надежды по переводу экономики на инновационный путь развития, формированию среднего класса, развитию конкуренции.
Расширение круга участников диалога, как качественное, так и количественное, означает начало конструктивного разговора власти с представителями будущей основы гражданского общества – средним классом, который в перспективе в большей степени будет представлять именно малый и средний бизнес. В настоящее время в Госдуме рассматривается системный пакет из пяти правительственных законопроектов по поддержке малого и среднего предпринимательства. С принятием этих законопроектов чиновники уже не смогут, как очень точно подметил президент страны, «кошмарить» бизнес.
Малый и средний бизнес получает сейчас импульс не только для географического и отраслевого развития, но и для «прорастания» в крупные компании – отраслевые лидеры, определяющие новую конфигурацию экономики России на базе современных технологий и производств. Только этот путь позволит вырастить новую национальную промышленно-финансовую элиту России.
С усилением мирового финансового кризиса власть и бизнес нашли понимание по многим проблемам, в частности, по повышению ликвидности банковской и финансовой системы за счет внутренних накопленных ресурсов. К сожалению, по той же причине пока отложены вопросы снижения налоговой нагрузки на бизнес. Но я убежден: в ближайшее время власть и бизнес возобновят диалог и по этому важнейшему направлению.
Без налоговой реформы, перестройки ее под задачи стимулирования развития инновационной экономики страна не сможет сделать инновационный прорыв. Нужен именно инновационный прорыв, а не инерционное развитие. Диалог будет содействовать выработке новой денежно-кредитной и налоговой политики.
Дальнейшее повышение устойчивости и темпов инвестиционного роста, улучшение структуры привлекаемых инвестиций будут невозможны без осуществления активной государственной инвестиционной политики не только на федеральном, но и на региональном уровне. Нам необходимо критически переосмыслить прошлый опыт государственного регулирования инвестиционной деятельности, проанализировать накопленные в экономике проблемы и выработать новые принципы государственной политики, адекватные задачам инновационного прорыва. Это в полной мере относится к национальной промышленной политике, защите собственности, поддержке расширения бизнеса российских предприятий на мировых рынках, созданию национальной инновационной системы.
Одним словом, без расширения и углубления диалога бизнеса и власти по всем вопросам экономики и жизни российского общества достичь намеченных ориентиров в национальном развитии будет невозможно. Новый импульс такому диалогу может придать передача многих регулирующих функций саморегулируемым организациям бизнеса.

 

Борисов– Сергей Ренатович, выдвигались ли ОПОРОЙ РОССИИ инициативы по активизации диалога с властью? Какова была реакция власти на них?
– Взаимодействие с властью – во всех ее формах и на самых различных уровнях – является одной из ключевых задач, стоящих перед организацией. Диалог ОПОРЫ РОССИИ с представителями исполнительной и законодательной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях весьма конструктивен.
В качестве примера напомню об участии представителей ОПОРЫ РОССИИ в ряде федеральных, региональных и муниципальных общественно-консультативных структурах при органах власти.
Одна из наиболее актуальных тем для малого и среднего бизнеса – совершенствование государственного и муниципального контроля и надзора. В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)». ОПОРА принимала самое активное участие в инициировании этого и трех других законопроектов по снятию административных барьеров в сфере малого и среднего бизнеса. Мы ожидаем принятия этого пакета Госдумой в осеннюю сессию.
Пожалуй, самым ярким примером конструктивного сотрудничества с представителями власти является взаимодействие малого и среднего предпринимательского сообщества с главным куратором этой сферы в Правительстве РФ – Минэкономразвития России. Подготовленный им комплекс мер по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства разрабатывался при самом активном участии предпринимательского сообщества, в том числе ОПОРЫ РОССИИ.
Активное участие ОПОРА принимала в разработке и принятии известного закона о малой приватизации – 159-ФЗ от 22 июля 2008 г., и мы благодарим коллег из Комитета Госдумы по собственности за то, что этот один из наиболее значимых законов все-таки был принят, несмотря на противодействие. В настоящий момент ОПОРА проводит мониторинг исполнения 159-ФЗ на местах, получая как негативные, так и позитивные отзывы. Первые результаты мониторинга уже направлены Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, и в ОПОРУ уже начали поступать ответы из прокуратур в субъектах РФ по поводу исполнения закона в регионах. Результаты мониторинга мы представим в Правительственную комиссию по развитию малого и среднего предпринимательства.
Можно долго перечислять те площадки, где ОПОРА представляет интересы малого и среднего предпринимательства. Сегодня можно с уверенностью сказать: многолетние усилия увенчались успехом, и взаимодействие бизнеса и власти развивается. Работы еще много, но главное в том, что политическая воля по устранению излишних административных барьеров и решению комплекса проблем малого и среднего бизнеса проявлена – и проявлена на уровне главы государства. Это подтверждает то, что во власть пришли профессионалы, понимающие, что без развития одной из основ экономики – малого и среднего бизнеса – России будет сложно занять место конкурентоспособного игрока на мировом рынке. И это понимание вселяет в нас серьезную уверенность в том, что взаимодействие власти и малого бизнеса будет развиваться по нарастающей.
– Какие реальные шаги со стороны законодательной власти Вы ожидаете в плане улучшения бизнес-климата в России?
– На состоявшемся 24 сентября Внеочередном съезде ОПОРЫ РОССИИ и НП «ОПОРА» заместитель министра экономического развития Анна Попова предложила считать 2008 г. «годом малого бизнеса». Этот год действительно в плане госполитики для российского предпринимательства сложился удачно. Президент Дмитрий Медведев определил развитие малого и среднего предпринимательства в качестве важнейшего из государственных приоритетов, сразу после своего избрания на пост главы государства посвятив обсуждению этого вопроса заседание Президиума Госсовета. Таким вниманием к себе, при этом с выходом на конкретные решения и поручения, малый и средний бизнес в России доселе не был избалован.
На Внеочередном съезде ОПОРЫ была представлена Программа действий нашей организации – «Приоритетные направления деятельности по развитию малого и среднего предпринимательства в России на 2008–2012 гг. и перспективы на период до 2020 г.». Проект Программы получил высокую оценку со стороны присутствовавших на съезде представителей исполнительной и законодательной власти.
Что касается ожидаемых реальных шагов со стороны представителей власти, в первую очередь, новым этапом в развитии предпринимательства в России должно стать принятие Федеральной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства. Необходимо развивать комплексную инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном и региональном уровнях. В том числе совершенствование нормативно-правовой базы для его развития. Основным принципом правового регулирования малого бизнеса мы считаем принцип «упрощения». Все, что относится к деятельности малого предприятия, должно быть существенно проще, чем в сфере крупного бизнеса.
Замена максимально возможного числа разрешительных процедур на уведомительные, упрощение госрегистрации, налогообложения, бухучета, оформления трудовых отношений, реорганизации, ликвидации или банкротства, упрощенные механизмы инвестирования и кредитования. Это и ряд других моментов должны стать принципом законодательства в сфере развития малого и среднего бизнеса, так, чтобы несоответствие ему препятствовало разработке и принятию любого правового акта в сфере регулирования деятельности малых и средних предпринимателей. При этом необходимо ввести жесткий контроль исполнения принятых нормативных актов и решений высших лиц государства, а также закрепить меры ответственности за их невыполнение. Следует увеличить финансирование региональных программ развития малого бизнеса, акцентировать внимание на реализации отраслевых программ поддержки предпринимательства.
Эти и ряд других шагов в сфере предпринимательства способны развить столь важный для будущего России сегмент экономики, как малое и среднее предпринимательство.
– На ваш взгляд, все ли делается в России властями для смягчения влияния мирового кризиса на экономику и финансовую сферу страны?
– Правительство предприняло ряд грамотных, действующих на опережение шагов по снижению влияния кризиса на отечественную экономику. Оперативно вступили в силу законы, направленные на поддержку финансовой системы, разработаны дополнительные меры по стимулированию межбанковского кредитования. Но самым важным, пожалуй, является предложение главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной на недавно прошедшем совещании у президента.
Не секрет, что малый бизнес производственной и инновационной направленности сегодня лишен возможности получения долгосрочных кредитов – так называемых длинных денег. По оценке ОПОРЫ РОССИИ, это становится «ахиллесовой пятой» прежде всего для активно развивающихся предприятий.
Минэкономразвития предлагает рассмотреть возможности увеличения кредитных программ в условиях финансового кризиса, решить вопросы, касающиеся дополнительных финансовых выплат, в том числе по аренде. Основной задачей министерство считает получение финансово-кредитных ресурсов для малого бизнеса.
Если эти и ряд других шагов будут реализованы, у малого бизнеса появится серьезный стимул к дальнейшему развитию – даже в условиях нынешнего кризиса.