Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 9 (89) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Природные ресурсы


Как победить коррупцию?


Круглый стол по проблемам коррупции в России

КоррупцияВ Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 гг. и плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации №1789-р от 25 октября 2005 г., а также в законодательстве страны, регулирующем вопросы государственной службы.
Но, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов.
Она препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России
на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
Мы попросили высказать свое мнение уважаемых экспертов и политиков о том, как претворяется в жизнь план президента Медведева по борьбе с коррупцией сегодня и каковы перспективы этой борьбы
на ближайшие годы.
1. О плане президента Медведева по борьбе с коррупцией много говорят. Какие реальные шаги по его осуществлению уже сделаны?

2. Ваше видение борьбы с коррупцией в России
в ближайшие 2–3 года.
3. Как вы оцениваете сегодняшние действия власти в ходе антикоррупционной компании?

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук:
Честно говоря, не вижу специальных мер, направленных на его осуществление. Возможно, все силы поглощены урегулированием последствий попытки геноцида граждан России, предпринятой в Южной Осетии грузинскими фашистами, возможно, ведется скрытая аппаратная работа, которая скоро принесет плоды. В конце концов, соответствующие законы должны быть приняты до конца этого года, а заработать в полную силу план должен только в следующем году, так что ждать его осязаемых результатов еще рано.
Признание Абхазии и Южной Осетии стало признаком определенной независимости высшего руководства нашего государства от клептократии. Традиционная логика Запада, из-за которой Саакашвили был уверен в своей безнаказанности, проста: российские чиновники воруют деньги, прячут их на Западе и ради их сохранности будут делать все, что захочет Запад. Эта логика впервые дала сбой – и это очень хороший признак. Если это не случайность, а отражение действительно существующего неприятия коррупции как основы государственного строя какими-то высокопоставленными чиновниками, то остальное – дело техники. Необходимо ввести контроль за активами чиновников и членов их семей, причем те, кто не сможет объяснить происхождение имущества, должны быть уволены без права занимать руководящие должности и заниматься юридической деятельностью.
Необходимо принять аналог американских законов RICO, которые регламентируют права сотрудников правоохранительных обществ при борьбе с оргпреступностью (элементом которой является коррупция) и устанавливают возможность конфискации активов, позволяющих влиять на общество, если член преступной группировки не сотрудничает со следствием.
Необходимо установить (как это было сделано, например, в Италии), что, если взяткодатель сотрудничает со следствием, он сохраняет не только свободу, но и доброе имя, так как является просто жертвой паутины, которую раскинул коррумпированный чиновник. У нас же все строго наоборот: сотрудники ГИБДД сплошь и рядом нагло вымогают взятки у водителей, а когда те не выдерживают и дают, их сажают в тюрьму как коррупционеров или вымогают новую взятку, но уже во многие тысячи долларов! Это не борьба с коррупцией, а самый настоящий коррупционный террор.
Наконец, нужна пресловутая антикоррупционная экспертиза законов. В частности, лица, включившие в треть статей закона о бюджете формулировку «правительство вправе», а также люди, по сути дела выведшие госкорпорации из-под финансового контроля, должны нести всю полноту ответственности за стимулирование коррупции.
С коррупцией бессмысленно бороться при помощи «кампаний», с наскока здесь ничего сделать нельзя. Пока антикоррупционная кампания служит решению конкретных задач. Так, с 2007 г. идут аресты вице-губернаторов, мэров и чиновников пониже, что действительно несколько улучшило предпринимательский климат. Но реальная их цель, как представляется, связана не только с антикоррупционными настроениями, но и со стремлением подчинить центру региональную «вольницу» и переструктурировать коррупционные потоки.
Так что пока все впереди.

Григорий Томчин, президент Фонда поддержки законодательных инициатив:
Сегодня очень много говорят о принятии закона о коррупции. Мне эта затея кажется бессмысленной. Закон будет исходить как раз из задачи полной ликвидации коррупции и тем самым увеличит взятки в разы. Я бы посчитал вредным, даже опасным создание правительственного органа по борьбе с коррупцией, поскольку этот правительственный орган должен будет отчитываться во все большей и большей своей надобности, а значит, ему будет выгодна большая коррупция. Чем больше коррупция, тем легче отчитываться.
Понимание сущности коррупции, грамотная оценка ее уровня – необходимая идеологическая основа для организации эффективной борьбы с этим негативным явлением. Ни в коем случае нельзя ставить задачу полного уничтожения коррупции. Такая цель поставит крест на любых отношениях человека и государства, сведет к минимуму заинтересованность государства в людях, приведет к стагнации общества.
Сегодня один из любимых видов «спорта» силовых структур и журналистов – ловля взяточников – приводит к тому, что мы не видим разницы между понятиями «взятка–комфорт» и «взятка–выживание». Это создает возможность использования взятки для подавления конкуренции одних предприятий c другими. Чиновник получает возможность управлять конкуренцией в личных интересах. Управляемая конкуренция нарушает экономическую жизнь, а отлов коррупционеров превращается в вид спорта и сам становится стимулом для развития коррупции. Взяточник, принявший взятку, должен знать, что наказание неотвратимо – в нашем случае этого не происходит.
Системный подход к снижению уровня коррупции должен предполагать экспертизу действующего законодательства, нормативной базы на превосходство в ней прямых норм. Нормы прямого действия не позволяют ведомствам создавать инструкции по применению этих норм, иными словами, инструкции по поиску для чиновника источников доходов. Кроме того, необходимо произвести проверку действующего законодательства на наличие прямых норм, определяющих условия отказа в оказании услуги.
Введение понятия «услуга» становится необходимым условием эффективной борьбы с коррупцией, под которое попадают все соприкосновения человека и государства. У «услуги» должен быть определенный стандарт. Кроме того, в данной концепции гражданин или сообщество граждан предстают перед государством как потребители, а значит, всегда правы.
На мой взгляд, административная реформа должна начаться именно с описания стандартов услуг, оказанных гражданину и сообществу, и выстраивания всей системы власти, исходя из этого стандарта. Административный регламент должен быть не определенного ведомства, а административным регламентом услуги. Таким образом, мы создадим условия для постоянного удержания коррупции в приемлемых рамках. Только такой подход может изменить коррупционную составляющую во всех взаимоотношениях бизнеса и власти и позволит точечно каждый раз отвоевывать у безудержной коррупции те или иные сферы деятельности. Создав стандарт оказания услуги в той или иной области и законодательно закрепив его, мы сделаем шаг на пути к снижению уровня коррупции. И так постепенно, шаг за шагом, уменьшим размер коррупции и переведем «взятку–выживание» во «взятку–комфорт».
Не пришло еще время для создания закона о цивилизованном лоббизме. Кроме того, на сегодняшний день не существует финансовой ответственности власти перед работодателями за изменение экономических условий. При ее введении можно будет приступать к цивилизованному лоббированию и со стороны профсоюзов, и со стороны работодателей. А с созданием возможностей для цивилизованного лоббирования возникнет институт саморегулирования.
Необходимым инструментом для борьбы с коррупцией должна стать судебная реформа. Однако я далек от мысли отождествлять борьбу с коррупцией и судебную реформу. Как я уже сказал: нельзя сводить борьбу с коррупцией к той истерии, которая имеет место в настоящее время, когда каждый коррупционер хочет возглавить в стране борьбу с коррупцией. Лично я такой борьбы боюсь.

Владимир Мамаев, председатель Общероссийской общественной организации «Комиссия по борьбе с коррупцией»:
Первые шаги на должности президента Д. Медведев связал с борьбой с коррупцией. И этот шаг вселяет определенные надежды. Но существует необходимость правильной оценки представленного стратегического плана, политических сил, готовых решать эту проблему, общества и граждан, которые верят в возможность искоренения этого зла. Также существует потребность в проведении анализа, почему администрация Путина не смогла справиться с коррупцией и хватит ли сил у нынешнего главы государства на решение данной проблемы.
Особый момент – это создание Совета по борьбе с коррупцией с привлечением общественных организаций. Опыт, аналитическая база по возбужденным делам и судебным процессам, работа, которая ведется по обращениям граждан, на сегодняшний день наиболее широко представлена именно через общественные организации. Однако в данном Совете от общественных организаций зарегистрирована только одна адвокатская контора. Все остальные – это представители тех структур, при работе которых наша страна резко опустилась в международном рейтинге коррумпированности до 143 места. По всей видимости, путь нам всем предстоит довольно трудный и долгий.
Одними только указами изменить ситуацию к лучшему невозможно. Необходимо выстраивание обратной связи, организация работы по обращениям граждан. К сожалению, чиновники всех уровней, за редким исключением, негативно относятся к контактам с общественностью, ссылаясь в своей работе на помощников и подчиненных.
Всем прекрасно известно, что победить коррупцию возможно только через систему строгого общественного контроля. Необходимо, чтобы деятельность госаппарата была прозрачной. Чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах. Поэтому одна из задач Совета – это разработка эффективных форм общественного контроля над государственной и муниципальной властью.
Вышел указ президента страны о противодействии коррупции. Законодательная власть должна отреагировать. Но, странное дело, группа сенаторов подает в Госдуму разработанный ими закон о запрещении курения. Складывается впечатление, что других проблем в нашей стране нет. Один только факт, что Государственная Дума долгие годы никак не может принять закон о коррупции, говорит сам за себя. А что мешает им принять нужные законы?
До 1 октября должен быть разработан и представлен проект федерального закона о противодействии коррупции. Время еще есть.
Общество, граждане должны иметь реальные рычаги влияния на чиновников. Только в этом случае возможен перелом ситуации в лучшую сторону. Обретение права законодательной инициативы общественными организациями наглядно свидетельствовало бы о движении общества в сторону правового государства и становлении гражданского общества. Только наличие этих двух одинаково важных составляющих – правового государства и гражданского общества – может гарантировать решение проблемы коррупции.