|
Архив
№ 5 (85) - 2008
ТЕМА НОМЕРА:
Инвестиционная Россия
|
|
Институт миграции в действии
Россия вышла на 2-е место в мире (после США) по числу прибывающих мигрантов. По данным ООН, численность мигрантов из других стран, проживающих на территории России, достигла 12,1 млн, что составляет 6,4% от общего числа мигрантов во всем мире. Большинство мигрантов приезжает к нам из стран СНГ. К 2025 г. трудоспособное население России сократится до 18–19 млн, и трудовая миграция будет играть еще более значительную роль.
Сегодня инструменты регулирования трудовой миграции настолько слабы, что не дают возможность держать весь поток под контролем. В большинстве случаев передвижение и трудоустройство иностранных трудовых мигрантов остаются вне поля зрения властных структур. Актуальной задачей становится поиск новых форм отношений с прибывающими, чтобы не только приобщить их к местным нормам поведения и рационально использовать на рынке труда, но и ориентировать население на толерантное взаимодействие с мигрантами. Как показывает международный опыт, позитивная роль в решении этих вопросов принадлежит неправительственным организациям, которые работают в тесном контакте с органами государственной власти и общественными организациями не только своей страны, но и стран исхода рабочей силы. Одной из таких структур в России является Национальный институт миграции, созданный в прошлом году. Институт уже начал создавать свои филиалы в странах СНГ, и недавно один из них открылся в Таджикистане. Его открытие поддержали и власти Таджикистана, и российское посольство в Душанбе. Это исключительно важно, поскольку институт будет действовать в тесном взаимодействии с государственными органами как Российской Федерации, так и Таджикской Республики. В соглашении о сотрудничестве, подписанном 22 апреля 2008 г. Национальным институтом миграции с Министерством труда и занятости Таджикистана, определен набор технологий, применение которых сделает сферу миграционной политики более прозрачной и контролируемой. Предметом соглашения стали:– разработка механизмов взаимодействия с государственными структурами Таджикистана для отбора и первичной подготовки трудовых мигрантов с учетом особенностей и потребностей экономики регионов России; – создание образовательных структур профессиональной подготовки и культурно-языковой адаптации мигрантов, содействие в решении организационных вопросов по их интеграции в России; – содействие органам власти России и Таджикистана в регулировании процесса миграции, формирование позитивного общественного мнения вокруг миграционной политики.Таджикистан – один из лидеров трудовой миграции в Россию. «Удельный вес» таджикских мигрантов вырос с 5,06% в 2004 г. до 9,74% в 2006 г. Выгода для Таджикистана очевидна: денежные переводы мигрантов из России достигают уже 30% всего бюджета страны. В отличие от России, где продолжительное время имеет место депопуляция, население Таджикистана высокими темпами растет, соответственно и трудовые ресурсы увеличиваются на 4,5% ежегодно. При этом во всех сельских местностях республики существует не только явная, но и скрытая безработица. Основной контингент современных мигрантов составляют работники низкой и средней квалификации, зачастую плохо владеющие русским языком или вообще не владеющие им. Это связано с плачевным состоянием обучения русскому языку. На изучение его в старших классах таджикских школ отводится всего 300 часов, при этом совершенно не изучается русская литература. В вузах русский изучается всего один год (104 часа). Учителей русского языка почти не осталось: их нехватка в сельской местности составляет 80%. Восстановленный факультет русского языка и литературы в Таджикском государственном институте языков не может компенсировать такие потери. Уже к 2020 г. в Таджикистане практически не останется населения, говорящего на русском языке. Неудивительно, что позиции России в республике слабеют, а гуманитарное пространство с нарастающей активностью занимают международные фонды и организации. Все это может негативно сказаться и на перспективах трудовой миграции из Таджикистана в Россию. Одним из механизмов решения проблемы может стать адаптация мигрантов перед выездом в нашу страну через их обучение русскому языку, истории, культуре, традициям России. В задачи филиала, наряду с культурно-языковой адаптацией, входит осуществление комплекса мероприятий, в том числе:– подбор специалистов по вакансиям, представленным российскими работодателями, обеспечение их выезда на основе специальных приглашений от работодателей по конкретным адресам (ныне 95% выезжающих на работу мигрантов при заполнении карточки мигранта не указывают истинной цели поездки, так как не имеют приглашения на работу); – повышение уровня правовых знаний мигрантов, информирование о нормативно-правовых актах РФ, регулирующих их пребывание, трудоустройство и организацию труда; – информирование трудовых мигрантов об условиях и месте труда до отъезда из страны.Сейчас формируется банк данных о потенциальных мигрантах, проводятся консультации с финансовыми структурами о предоставлении микрокредитов потенциальным мигрантам для выезда на будущее место работы и их семьям до первых поступлений денежных переводов от них. В ближайшее время Национальный институт миграции планирует создание филиалов в Киргизии, Азербайджане, Молдавии. Эти филиалы станут базовой площадкой формирования первого опыта культурно-языковой адаптации трудовых мигрантов, въезжающих в Россию. В России деятельность института осуществляется в тесном взаимодействии с органами государственной власти страны и посольствами стран СНГ. Среди задач головной организации института в Москве:– методическая помощь организаторам и преподавателям, работающим в филиалах института, координация деятельности центров адаптации, создаваемых в регионах РФ; – сбор и анализ заявок от работодателей на привлечение иностранной рабочей силы по конкретным вакансиям; – информационное, консультационное, юридическое обеспечение работодателей; – создание разветвленной компьютерной информационно-вербовочной системы, располагающей достоверной информацией о наличии вакантных мест, их местонахождении, технических характеристиках и квалификационных требованиях, предполагаемом уровне зарплаты, наличии и стоимости жилья, пищи, одежды, действующих системах страхования и медицинского обслуживания; – создание специальных СМИ, ориентированных на мигрантов, а также на органы государственной власти, неправительственные и общественные организации, которые занимаются данной проблематикой; – предоставление услуг трудовым мигрантам по правильному оформлению документов, связанных с их легализацией и будущей трудовой деятельностью; – контроль за соблюдением прав человека в отношении мигрантов.Таким образом, институт становится: – неправительственной структурой, занимающейся научно-исследовательской, образовательной и организационной работой по формированию механизмов цивилизованной и контролируемой миграции в страну; – центром трудовой миграции, который берет на себя функцию адресной поставки и легализации иностранной рабочей силы.Успешная работа института во многом будет зависеть от степени участия и содействия его работе со стороны органов государственной власти. Ведь его деятельность перекликается с судьбоносными национальными проектами «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие АПК». Идея новой международной системы упорядоченных перемещений людей, заложенная в концепции Национального института миграции, позволяет формировать двусторонние и многосторонние связи между органами государственной власти и институтами, работающими в сфере миграции. В итоге весь маршрут движения и трудовая деятельность мигранта попадет в поле зрения этих структур – миграционные потоки примут организованный характер. Такой алгоритм работы будет способствовать не только успешной адаптации и интеграции мигрантов в российских регионах, но и оздоровлению криминогенной ситуации, на которую негативно влияет нелегальная миграция. Только система государственного регулирования внешней трудовой миграции, опирающаяся на активную поддержку общественности и неправительственных организаций, способна превратить иностранную рабочую силу в действенный фактор повышения эффективности российской экономики.
Эльмира Тарханова, генеральный директор Национального института миграции
Россия является стратегическим партнером Таджикистана – такова принципиальная позиция президента Эмомали Рахмона. Наши страны согласованно выступают по мировым проблемам в ООН, активно сотрудничают в форматах СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС. Подтверждением высокого уровня двусторонних отношений стал визит в Таджикистан в январе этого года в то время заместителя председателя правительства РФ Сергея Нарышкина, принявшего участие в пуске первого агрегата Сангтудинской ГЭС-1 – реального плода нашего сотрудничества. Этим же целям послужил недавний визит министра иностранных дел Таджикистана Хамрохона Зарифи в Москву, в ходе которого состоялись встреча с главой МИД России Сергеем Лавровым и подписание программы дальнейшего взаимодействия между дипломатическими ведомствами двух стран. Весьма актуально и недавнее подписание соглашения о сотрудничестве между Национальным институтом миграции и Министерством труда и социальной защиты населения Таджикистана. Неслучайно, выступая 25 апреля 2008 г. с посланием Маджлиси Оли (парламенту), президент Э. Рахмон назвал Россию первой в ряду стран, развивающих с Таджикистаном многоплановые конструктивные отношения. Абдулмаджид Достиев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Таджикистан в Российской Федерации
Миграционная проблематика занимает в российско-таджикских отношениях очень большое место, имея огромный позитивный потенциал. Речь идет о росте взаимной приязни и солидарности представителей двух стран, нашем вековом культурном общении, едином языковом пространстве. Неслучайно ст. 2 Конституции Таджикистана провозглашает русский язык языком межнационального общения, его изучают в школах, чего нельзя сказать о ряде других постсоветских стран. Однако позитивный потенциал может быть реализован лишь в случае правового обеспечения миграционных процессов на высочайшем уровне. Если же здесь будет властвовать стихия, мы неизбежно столкнемся с неприятностями и даже трагедиями, которые, естественно, негативно отразятся на отношениях наших стран и народов. Введению трудовой миграции в цивилизованное русло способствует недавнее изменение российского законодательства по инициативе Федеральной миграционной службы. Важно, чтобы в реализации законов участвовали и общественные организации, поэтому соглашение между российским Национальным институтом миграции и Министерством труда и социальной защиты населения Таджикистана является существенным достижением. Рамазан Абдулатипов,Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Таджикистан
|