Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 4 (84) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Муниципалитеты России


История флота будет славной


Широко бытует мнение: флот России рожден на Балтике. Действительно, Балтийский флот внес особый вклад в становление и развитие отечественного военно-морского дела, историю морских сил России. Но, наверное, на такое представление все же наложила отпечаток и направленность советской исторической науки: моряки-балтийцы были самой революционной частью Российского флота, да и не только флота. Возможно, поэтому история Черноморского флота представлялась как бы вторым планом, тем более что наш флот на 80 лет моложе Балтийского.



СевастопольОднако самые глубокие и ранние корни русское мореплавание имело все-таки на юге страны, на Черном море. Именно в ходе Азовских походов 1695 и 1696 гг. Петр I пришел к окончательному выводу о необходимости иметь регулярный военно-морской флот. И в определенной мере утверждать, что Черноморский флот – ровесник Военно-морского флота Отечества, хотя исторической датой его создания считается 13 (2) мая 1783 г. После успеха во 2-м Азовском походе как раз и последовал «приговор» Боярской думы от 20 октября 1696 г. «Морским судам быть». Так что «окно в Европу» Петр начал рубить со стороны Азовского и Черного морей.
В Причерноморье реально стало осуществляться многовековое стремление нашего народа к возврату выхода к морям. Здесь, на юге, Россия вела самые многочисленные и кровопролитные войны: Причерноморье, Крым, Кавказ, Придунавье «воевали» более полутора веков. На Черном и Средиземном морях состоялись самые грандиозные сражения, принесшие победу и славу русским морякам. Тогда и была рождена самая передовая по тем временам русская – ушаковская – тактика ведения морского боя, заложены традиции лазаревской морской школы.
Именно в Причерноморье четыре города-порта, города-базы – Одесса, Севастополь, Керчь, Новороссийск – стали городами-героями, что само по себе уже не имеет аналогов в отечественной истории. Наконец, в послевоенное время операционная зона Черноморского флота стала районом самого интенсивного несения боевой службы кораблями советского ВМФ, а напряженность использования черноморских кораблей для выполнения этих задач была наиболее высокой и эффективной.
На Черноморском флоте выдвинулась плеяда талантливых, прогрессивных флотоводцев и военачальников, внесших неоценимый вклад в развитие военно-морского искусства. И сегодня, на стыке тысячелетий и эпох, в дни празднования 225-летия присоединения Крыма к России, создания ее южного флота и основания главной флотской базы – Севастополя, необходимо в очередной раз вспомнить о роли Черноморского флота в истории Отечества. Именно обретение Россией Причерноморья сделало ее великой державой. Без флота это было просто невозможно.
Черноморский флот вписал наиболее яркие страницы в боевую летопись военно-морского флота России. Всем известны славные имена флотоводцев Ф. Ушакова, Д. Сенявина, М. Лазарева, П. Нахимова, Г. Бутакова, С. Макарова, Н. Кузнецова, Ф. Октябрьского, С. Горшкова. Чесма, Афон, Наварин, Синоп неразрывно связаны с блестящими победами русского флота, о них можно прочитать в любом школьном учебнике. Но испытывая чувство гордости за дела наших предков, мы не должны забывать и трагических глав флотской истории.
Не всегда было принято говорить о том, что за свою историю наш флот погибал трижды. Первый раз это произошло в начале XIX века. Тогда руководство России, не понимая роли и значения для государства наличия мощного военного флота, в силу ряда причин не уделяло ему должного внимания. В итоге Черноморский флот, переживавший 20-летний период застоя, по сути, погиб, причем произошло это в мирное время.
Второй раз флот на юге России погиб после Крымской войны (1853–56 гг.): самым тяжелым условием Парижского мирного договора было запрещение России иметь на Черном море военный флот. Это обстоятельство еще раз подчеркнуло особое значение, которое придавалось флоту в международных отношениях. Но даже после отмены унизительных статей Парижского трактата России приходилось расплачиваться за то, что значение флота в решении международных проблем и защите державных интересов снова недооценивалось.
В 1918–20 гг. Черноморский флот погиб в третий раз – часть кораблей была затоплена в Цемесской бухте, а часть уведена в тунисскую Бизерту, где 29 октября 1924 г. трагически прекратила свое существование.
Ценой неимоверных усилий наша страна всегда возрождала свой южный флот – это было жизненно необходимо. Обладание им способствовало тому, что Россия становилась конкурентоспособным политическим игроком не только в Причерноморском регионе, но и далеко за его пределами. И как результат, во второй половине XX века наше государство в полной мере стало средиземноморской державой, имеющей полное право использовать открытую часть Средиземного моря, а также другие районы Мирового океана для обеспечения своей безопасности.
После Второй мировой войны ВМФ СССР, уступавший к 1970-м гг. по своему боевому составу лишь военно-морским силам США, в полной мере вышел в океан, который превратился в арену глобального противоборства не только двух сверхдержав, но противостояния Востока и Запада. И в трудных условиях международной конфронтации наш флот сумел доказать как свою состоятельность, так и конкурентоспособность.
СевастопольИстория, как известно, развивается по спирали – за периодом подъема неизбежно следует спад. Особенно серьезные метаморфозы произошли с Черноморским флотом в ходе так называемого «переходного периода» в 1992–95 гг., когда готовился раздел флота между Украиной и Россией.
В конце 1997 г. раздел был завершен, а затем ЧФ РФ стал решать задачи на этапе наполнения своего нового статуса, реформирования и оптимизации сил. К сожалению, эти процессы не всегда способствовали укреплению военно-политических позиций России на юге в конце XX века, ослабили оборонительные возможности стран Содружества независимых государств. В то же время происшедшее еще раз ярко и рельефно высветило роль и значение Черноморского флота, являющегося сегодня важнейшим военно-политическим фактором в единой системе обеспечения безопасности России как в непосредственной близости от своих границ (Черноморско-Каспийский регион), так и в Средиземноморье. И черноморцы делают все, чтобы соответствовать своей роли и уровню стоящих задач.
Время – великий учитель. Оно учит всех нас бережно относиться к тому, что создано нашими предшественниками. Это касается и материальных основ, и духовных скрепов общества. Потому сегодня, в начале XXI века, свои планы и перспективы черноморцы связывают с флотским наследием великой России, не разрывая связей поколений, стремятся использовать опыт, духовное наследие, традиции русского флота. Именно они неизменно помогали черноморцам выдерживать любые испытания, в условиях любой сложности добиваться результата и становиться победителями. Верность Родине, присяге, военно-морскому флагу – стержневые принципы, позволившие выстоять в период раздела, сохранить для России ее южный флот.
Нынче геополитические соперники России прикладывают немалые усилия по подрыву ее позиций, в том числе посредством осложнения ситуации в Причерноморье. Со всей очевидностью ясно: существующие проблемы используются силами, стремящимися изменить сложившийся ранее военно-политический баланс на юге не в нашу пользу. Разумеется, это недопустимо. Национальные интересы России настоятельно требуют не только наличия в Черном море военного флота, но его укрепления, а в перспективе – возвращения на постоянной основе в Средиземное море. Накануне 225-летнего юбилея Черноморского флота России хотелось бы не только с высоты пройденного им пути оглянуться назад, подвести итоги свершенного во благо Отечества. Хочется заглянуть в день завтрашний, посмотреть, каким станет будущее Черноморского флота. И сегодня черноморцы уверены: история флота будет славной. Несмотря ни на что.
Капитан 1-го ранга Сергей Горбачев, фото Александра Григорьева. Севастополь