|
Архив
№ 4 (84) - 2008
ТЕМА НОМЕРА:
Муниципалитеты России
|
|
Большие проблемы малых
Никто более точно не охарактеризовал содержание государственной политики в отношении малого бизнеса, чем Владимир Путин. «Мы не раз говорили о необходимости его развития в стране», – заявил президент в своем прошлогоднем послании Федеральному собранию.
Говорили и говорят о поддержке малого предпринимательства много и охотно. Премьер Виктор Зубков призывал «активнее поддерживать малое и среднее предпринимательство как фактор не только экономический, но и социальный». В нем, по словам премьера, «основа рыночной экономики» и «залог общественной стабильности». Глава МЭРТ Эльвира Набиуллина клялась поддержать «залог и основу», причем быстро – таков, по словам министра, «настрой» в ее ведомстве, где уже разработан «ряд конкретных предложений, что делать по секторам, отраслям».
Судя по отчету МЭРТ за 2007 г. (раздел III «Поддержка малого и среднего предпринимательства»), сделано уже много. Например, как того и требовал В. Путин в упомянутом послании, принят закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» №209-ФЗ, обеспечивший «создание необходимых правовых предпосылок для предоставления поддержки развитию малых и средних предприятий органами государственной власти и местного самоуправления».
Но по мнению самих предпринимателей, этот закон создает предпосылки скорее для всевластия инфраструктуры поддержки МСП. В нем ни слова не сказано о контроле со стороны общества за деятельностью инфраструктуры, включающей «центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства» и т.п. И это беспокоит поддерживаемых.
Да, большинство этих «контор» существует на бюджетные деньги, перераспределенные, в первую очередь, от налогов с предпринимателей, и ожидать от них каких-то негативных действий по отношению к МСП вроде бы нелогично. Может ли инфраструктура работать во вред тем, за счет кого безбедно существует? Как показывает практика, может.
Для открытия предприятия необходимо пройти порядка 70 согласований, а издержки на регистрацию составят от 45 тыс. до 1 млн руб. Эти цифры озвучил недавно Дмитрий Медведев, назвав их неподъемными для большинства начинающих предпринимателей.
К тому же чиновники правдами и неправдами затягивают процедуру, вынуждая бизнесменов «дать на лапу», чтобы ускорить процесс. Это признал и председатель правительства, публично заявивший, что со взяткой «процедура оформления занимает 10 дней, а без взятки – год». Плюс бесконечные проверки разнообразных надзирающих служб, единственной целью которых зачастую является вымогательство.
Конечно, государство обещает бороться с «административными барьерами», «отсечь от этой системы все те наслоения, которыми она обросла за 20 лет, и оставить только базовые вещи». Например, ограничить число проверок малых предприятий. Однако вряд ли это решит проблемы МСП.
«Административные барьеры – это как раз следствие, а не причина, – считает председатель оргкомитета Всероссийского движения за честный рынок Илья Хандриков. – Только очень наивный или очень глупый человек мог придумать, что ограничение проверок любого предприятия до 80 часов в год – это польза для МСП. Скажу, исходя, в том числе, из собственного опыта – для большинства предпринимателей достаточно 1–2 часов “проверок”, чтобы забыть о своем бизнесе навсегда. Просто у нас нет политической воли для реального изменения положения МСП».
По состоянию на 3 квартал 2007 г., в России действовало 1 млн 100 тыс. малых предприятий и 3 млн малых предпринимателей. По итогам 2006 г. в МСП было занято 16,7 млн – 20,9% трудоспособного населения (с учетом трудовых мигрантов). При этом вклад малого бизнеса в ВВП страны составляет лишь 13–15% ежегодно. Причина столь низкой эффективности кроется, видимо, именно в мощной «поддержке» МСП на всех уровнях власти.
Портят статистику и «мертвые души» – фактически неработающие малые предприятия. Только в Ростовской области (где МСП развивается относительно неплохо) ежегодно около 10 тыс. малых предприятий не ведут экономическую деятельность. В январе–сентябре 2007 г. их удельный вес составил 30% от общего числа МСП.
Еще один болезненный удар по МСП может нанести муниципальная реформа. По закону №131-ФЗ, до 1 января 2009 г. помещения, предназначенные для предпринимательской деятельности, должны быть приватизированы. То, как проходит приватизация, вызывает шок у предпринимателей. Пример. Московские власти в 2007 г. передали в частную собственность 65 тыс. кв. м площадей, занимаемых в основном малыми торговыми компаниями. Для этого департаментом имущества столицы было создано ОАО «Объединенная торговая недвижимость», которому и отошли эти площади. Вскоре новорожденная компания присоединилась к крупнейшей торговой сети «Седьмой континент». А часть помещений была передана ОАО «МКапитал», аффилированному все с тем же «Седьмым континентом», по бросовой для Москвы цене – около $2000 за кв. м. В результате пострадали десятки предпринимателей – новые хозяева подняли арендную плату в несколько раз.
Э. Набиуллина обещает арендаторам возможность выкупа помещений «вне конкурса, но по рыночной цене». Увы, для многих рыночные цены могут оказаться неподъемными. При этом, как отмечают даже представители муниципалитетов, не учитывается вклад, уже внесенный предпринимателями в ремонт и оборудование помещений.
А ведь мы еще не коснулись вопросов налогообложения, лицензирования, подключения к энергосетям и т.д. Но несмотря ни на что, МСП развивается быстрее экономики в целом – не благодаря, а вопреки государственному регулированию, которое «малоэффективно и всегда безответственно», поскольку «государство не несет материальной ответственности за негативные последствия своих действий».
Все чаще звучат предложения такую ответственность для государственных и муниципальных органов установить. В частности, распространить на них (как на «главных хозяйствующих субъектов» на своей территории) действие антимонопольного законодательства и разработать свод наказаний для чиновников за нарушение прав и свобод предпринимателя, за нанесенный ущерб при регистрации, лицензировании, в ходе хозяйственной деятельности.
Будет ли это сделано? Надежда (в который уже раз) есть. По словам новоизбранного президента, «сейчас в стране происходит кардинальная смена приоритетов», и мы наконец выйдем из «серого пространства, когда непонятно, какие законы действуют, какие нет». Д. Медведев убежден, что вклад малого бизнеса в ВВП должен быть не менее 50%.
И правда, без политической воли такого прорыва не совершить. Пока избранный президент действует последовательно. На последнем заседании Госсовета (в Тобольске) он призвал отменить проверки малых предприятий, разрешая их только в случае, если того требует прокуратура или суд». И добавил:
– Я думаю, что у ряда сотрудников пожарной службы, санитарно-эпидемиологического надзора, милиции это вызовет, как минимум, очень сложные эмоции, если не сказать о предынфарктном таком состоянии, потому что это то, чем они занимаются, и то, на чем они зарабатывают деньги. И официально зарабатывают, и неофициально.
Что еще требуется малому бизнесу для развития? Где и чем государство может и должно помочь предпринимателям, а где достаточно хотя бы не мешать? Как разбудить дремлющий предпринимательский потенциал России? Редакция НВ продолжит следить за развитием этой темы и приглашает все заинтересованные стороны к конструктивной дискуссии.
Сергей Преображенский
|