Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 4 (84) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Муниципалитеты России


Николай Максюта: «Будущее за территориальным общественным самоуправлением»


Волгоградская область одна из первых начала жить по программе, прописанной Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 2003 г. В регионе МСУ получило самые широкие полномочия и доказало свою состоятельность. О том, как шло его становление, рассказывает глава администрации Волгоградской области Николай Максюта.



МаксютаРеализация 131-го закона началась в области в 2006 г., хотя задумываться о более эффективных методах управления территориями и повышении роли граждан в этом процессе стали в конце 1990-х. Системная работа развернулась в 2001–02 гг. и осуществлялась по двум основным направлениям.
Первое предусматривало формирование управленческой вертикали из органов административной власти и институтов гражданского общества. Главный принцип ее деятельности – сочетание форм прямой и косвенной демократии, принципы партнерства и законодательное регулирование. Второе направление предполагало максимальное вовлечение граждан в самоуправление через участие в выборах, в общественных объединениях, и прежде всего, – через ТОСы (территориальное общественное самоуправление), которое органично соединяет в себе возможности самоорганизации граждан, публичной власти и некоммерческих хозяйствующих субъектов.
На сегодняшний день образовано 1840 ТОСов, из которых более 220 работают как юридические лица. В России это самое большое количество органов самоуправления: например, в Марийской республике 1542 ТОСа, Костромской области – 805, Краснодарском крае – 389, Самарской области – 192.
Люди совместно наводят порядок на улицах родных поселков, обустраивают детские площадки, ремонтируют сельские клубы, дороги, мосты. Благодаря деловому партнерству между ТОСами и хозяйствующими субъектами, для личных подсобных хозяйств организован подвоз кормов, вывоз мусора и многое другое.
ВолгоградЧтобы поддержать органы самоуправления, дать возможность им решить самые злободневные проблемы поселений, администрация региона в бюджете 2007 г. предусмотрела выделение более 130 млн руб. местным администрациям для развития территорий. Те, в свою очередь, каждому созданному в поселении ТОСу выделяли по 100 тыс. руб. В 2008 г. поддержку ТОСам оказывают муниципальные образования за счет средств местных бюджетов. В целом по области на эти цели планируется направить около 185 млн руб.
В 2007 г. грандиозным событием для всех жителей стал съезд руководителей местных сообществ, который собрал в Волгограде более 3 тыс. делегатов. Среди них были председатели ТОСов, казачьи атаманы, руководители хозяйствующих субъектов, активно взаимодействующие с органами самоуправления, и многие другие неравнодушные к жизни региона люди. Такое мероприятие в России проводилось впервые, а его открытие прошло на Мамаевом кургане.
Хорошим стимулом для повышения активности территориальных органов МСУ стал областной конкурс «Лучшее территориальное общественное самоуправление года». Соревнования проводятся по девяти номинациям – социальное партнерство, программно-целевая деятельность, патриотическое воспитание и работа с молодежью, санитарное состояние, благоустройство территории, ЖКХ и строительство, сфера торговли, здравоохранения и др. Все участники подразделяются на три группы – сельские поселения, городские поселения в составе муниципальных районов, городские округа. Победители получают денежные премии в размере от 12 тыс. до 120 тыс. руб. Кроме того, из числа организаций территориального общественного самоуправления, занявших наибольшее количество призовых мест во всех номинациях, определяются 40 абсолютных победителей, которые получают премии от 60 тыс. до 180 тыс. руб.
Свидетельством все возрастающей роли территориальных органов общественного самоуправления в жизни региона стали также результаты выборов президента России и депутатов в Госдуму. Избиратели Волгоградской области показали высокий пример организованности – для ТОСов выборы стали еще одной возможностью поддержать намеченный государством курс на активизацию гражданского общества.
За два года реализации 131-ФЗ МСУ в регионе значительно упрочило свои позиции. Впереди – дальнейшее вовлечение граждан в систему управления, развитие общественных инициатив.