Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 4 (84) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Муниципалитеты России


Без амбиций и претензий


Следовало ли растягивать на годы вступление в полную силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»? С какими сложностями сталкивается власть при его реализации? Эти и другие вопросы мы адресовали З.М. Трамовой, директору департамента федеративных отношений и местного самоуправления Министерства регионального развития РФ.



Кострома– Залина Мухабиевна, оправданы ли были «послабления» при введении всем известного 131-го закона?
– Изначально предусматривалось, что он вступит в силу в полном объеме с 1 января 2006 года. Однако различная степень готовности субъектов федерации к его реализации потребовала продления переходного периода до 1 января 2009 года. Такой подход себя оправдал, поскольку региональным органам государственной власти пришлось осуществить территориальную организацию местного самоуправления в соответствии с концептуально новыми принципами, сформировать органы местного самоуправления вновь созданных муниципальных образований, подготовить законодательную базу для реализации федерального закона.

– Какие правовые акты составили эту базу?
– Более 51% от общего количества муниципальных образований в стране (около 24150) являются вновь образованными, в основном это сельские поселения. Нельзя было допустить, чтобы недостаточная готовность органов местного самоуправления к реализации федерального закона негативно отразилась на жизнедеятельности муниципальных образований, прежде всего на качестве муниципальных услуг населению. Поэтому субъектам федерации было предоставлено право законодательно наделять муниципальные районы полномочиями по решению отдельных вопросов местного значения вновь образованных поселений.

– Эта законотворческая деятельность «внизу» как-то отразилась на федеральном уровне?
– С учетом предложений субъектов федерации и органов местного самоуправления были уточнены и дополнены как положения Федерального закона №131-ФЗ, так и многие отраслевые федеральные законы. В частности, уточнен порядок разграничения имущества между муниципальными образованиями, принят важный для муниципального сообщества Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ».

– Ощущается ли острая нехватка квалифицированных муниципальных служащих?
– На начало 2008 года в России насчитывалось около 328 тысяч муниципальных служащих, из них 71,5% с высшим образованием, 24,8% – со средним специальным, 3,7% – со средним образованием. Но профессиональное образование не является определяющим в оценке кадрового потенциала местного самоуправления. Чтобы эффективно работать в обновленном правовом поле, повышение квалификации и переподготовка требуются опытным муниципальным служащим, не говоря уже о тех, кто только начал трудиться на данном непростом поприще. Проблема остается актуальной прежде всего для вновь образованных поселений.

Кострома– Но она как-то решается?
– В 2005–06 годах Минрегионразвития выступило заказчиком-координатором ФЦП государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. В рамках этой программы создана система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержки и сопровождения деятельности органов местного самоуправления. А в октябре 2007 года изменен Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»: к полномочиям этих органов отнесено участие в обеспечении подготовки муниципальных служащих, и в большинстве регионов этот механизм уже действует.

– С какими еще трудностями приходится сталкиваться органам местного самоуправления?
– Должностным лицам органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений нужно забыть о каких-либо личных амбициях и претензиях, поставить во главу угла интересы населения и урегулировать все спорные моменты, связанные с разграничением имущества. Неурегулированные же вопросы правового характера будут решены в ходе дальнейшей работы по совершенствованию законодательства.

– Одной из главных проблем местного самоуправления называют недостаточность собственных ресурсов...
– Бюджетным законодательством предусмотрены механизмы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности как субъектов РФ, так и муниципальных образований. Кроме того, регионам предоставляется право на выделение грантов муниципальным образованиям. В свою очередь, наш департамент будет активно оказывать методическую помощь органам местного самоуправления, обобщать и распространять их позитивный опыт.

Анатолий Сергеев