Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 4 (84) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Муниципалитеты России


Надежда бедных родственников


Проблемы российских муниципалитетов давно и хорошо известны: много обязанностей и очень мало ресурсов (и не только материальных) для их исполнения. Все это неоднократно обсуждалось на самых разных уровнях, но увы, безрезультатно. Свет в конце туннеля появился неожиданно – 10 апреля 2008 г. на международной конференции, посвященной 10-летию ратификации Россией Европейской хартии местного самоуправления.



ШиповПлавное течение юбилейного мероприятия, проходившего в малом зале Совета Федерации, нарушило выступление заместителя министра регионального развития РФ Виталия Шипова. Он обратился к одной из главных проблем реформы МСУ – разграничению имущественных прав муниципалитетов. Согласно программному документу муниципальной реформы – закону №131-ФЗ – имущество муниципалитетов регламентировано жестко ограниченным перечнем, расширять который нельзя. Несмотря на жалобы и протесты представителей местных властей, законодатели настаивали на этих ограничениях, требуя отчуждения любого имущества, не попадающего в утвержденный список. Но уже в ближайшее время ситуация может кардинально измениться.
– Положения статьи 50-й 131-го закона, касающиеся ограничений имущественных прав муниципалитетов, будут пересмотрены, закрытый перечень имущества будет отменен, поскольку Конституционный суд признал его противоречащим положениям Основного Закона страны, – заявил замминистра.
Речь идет об определении Конституционного суда РФ №540-О, вынесенного по запросу правительства Самарской области еще 2 ноября 2006 г. В определени сказано: «статья 50 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в части, устанавливающей перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень видов имущества, могущего находиться в собственности муниципальных образований, и не допускающая наличия иного имущества, необходимого для осуществления полномочий муниципальных образований, и препятствующая использованию установленных законом способов привлечения денежных средств и иного имущества для формирования собственных доходов бюджетов муниципальных образований».
Хотя определение КС «является окончательным и обжалованию не подлежит» и действует уже полтора года, Госдума и особенно ее комитет по собственности неоднократно заявляли устами председателя этого комитета В. Плескачевского о необходимости сохранить закрытый перечень муниципального имущества. Собственно, вокруг этого противоречия и возникла вся бурная имущественная полемика. Теперь Минрегион намерен решить проблему радикально.
– Местное самоуправление не совсем предмет деятельности комитета, возглавляемого Виктором Семеновичем Плескачевским, – сообщил автору этих строк Виталий Шипов. – Безусловно, они занимаются всеми вопросами, но эти нормы и в 131-м, и в 184-м законах, – это нормы наши. Мы их туда вносили с совершенно определенными целью и идеологией. Поэтому с комитетом мы, конечно, будем работать, но сейчас изменения, которые планируются и в 131-й и в 184-й законы в рамках общей идеологии совершенствования данного законодательства, – наша прерогатива, и мы их будем вносить.
В поддержке со стороны парламента замминистра уверен. На вопрос, какие еще варианты укрепления финансовой базы муниципалитетов намерен предложить Минрегион, Виталий Шипов ответил, что рассматриваются и прорабатываются самые различные варианты, но «не надо бежать впереди паровоза» – как только они будут готовы, министерство предаст их огласке.
Один из таких вариантов, давно обсуждаемый в кулуарах, на конференции огласила зампредседателя Совета Федерации Светлана Орлова. По ее словам, верхняя палата парламента уже в ближайшее время намерена внести предложение о передаче НДФЛ в доход местных бюджетов.
Виталий Шипов прокомментировал инициативу сенаторов весьма сдержанно, хотя и не без оптимизма.
– Наше министерство отвечает за региональные и местные бюджеты, а федеральный бюджет – в компетенции Минфина. Если бы я был министром финансов, я бы, наверное, ответил на этот вопрос более подробно. Конечно, хотелось бы поддержать все, что направлено на улучшение положения муниципалитетов. То, что его надо улучшать, очевидно, а как это делать – вариантов существует множество.
Остается надеяться, что хотя бы два из этого множества вариантов действительно будут реализованы и позволят муниципалитетам превратиться из «бедных родственников» власти в реальную опору демократического государства, каковой они и должны быть, согласно Европейской хартии местного самоуправления.
Сергей Еленин