Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 4 (84) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Муниципалитеты России


Единство разных


О нем слышал и с его мнением знакомился каждый, кто всерьез интересовался местным самоуправлением в России; кому же еще, кроме него, открывать заявленную тему номера? На наши вопросы отвечает С.М. Киричук – председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, президент Единого общероссийского объединения муниципальных образований.



Киричук– Степан Михайлович, не так давно Владимир Путин подчеркнул: «Если уровень полномочий не обеспечен ресурсами, то мы подумаем над тем, как добавить туда собственных источников, на уровень муниципалитета, с тем чтобы повышать ответственность муниципального и регионального уровня управления за результаты своего труда». Что же можно добавить «муниципалам»?
– Прежде всего, на местах активно реализуются нацпроекты. Во-вторых, выделяются дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности – в 2006 году они составили 255 миллиардов рублей, а еще 437 миллиардов было выделено на исполнение делегированных полномочий. Всего же бюджет МСУ в 2006 году составил 16% от консолидированного бюджета страны и 41% от консолидированного бюджета регионов. И муниципальная, и региональная части в консолидированном бюджете страны продолжают расти.

– Сохраняются ли законодательные пробелы в сфере МСУ?
– В отдельных бюджетах не предусмотрены средства на ввод поставляемого государством медицинского оборудования, а также для обучения на нем персонала. Есть проблемы, связанные с ремонтом школ и их оснащением, с пожарной сигнализацией. Предстоит дальнейшее укрепление правовых и экономических основ МСУ. В то же время основные рычаги межбюджетного регулирования сейчас находятся в рамках субъектов Федерации. Ключевым элементом новой модели является переход от сметного финансирования к подушевому. Объектом бюджетного финансирования становится не муниципальное учреждение, а объем бюджетных услуг, оказанных одному жителю. Внедрение этой модели переводит межбюджетные отношения региона на четкую и правовую основу, создает обстановку финансовой стабильности и предсказуемости. Необходимо только разработать финансовые нормативы, регламенты оказания услуг, критерии качества. И делать это нужно совместно и региональной, и муниципальной властям.

– Насколько политизированы муниципальные собрания депутатов и как это сказывается на их работоспособности?
– К такого рода «политизации» отношусь очень осторожно. Порой это приводит к деструктивным действиям, вспомните ситуации в Самаре, Ставрополе, Великом Новгороде... Приветствую профессионализм, хорошее взаимодействие с государственной властью, межмуниципальное сотрудничество. Главным «начальником» для органов МСУ являются жители – независимо от партийной принадлежности. Главными действиями должны стать качественное решение вопросов местного значения, оказание публичных услуг населению. А партийность, политика приемлемы и необходимы как механизм наилучшего решения этих вопросов. Первоочередная задача муниципального главы состоит в том, чтобы объединить в одну семью как жителей села, так и население города. Ведь муниципалитет – это единство разных.

– Хватает ли в стране муниципальных служащих?
– Не вполне. Регионы создают межмуниципальные центры подготовки и переподготовки кадров, создан Общероссийский совет муниципальной службы. Проходят семинары Общероссийского конгресса муниципальных образований (ОКМО), распространяется лучшая практика через межмуниципальное сотрудничество. Словом, система работы опробована и начала действовать. Кроме того, следует откорректировать методику и методологию проводимых «кадровых» мероприятий. Вообще надо помнить, что муниципальные служащие – это «слуги», они получают зарплату из налогов жителей и обязаны отчитываться перед своими «работодателями».

– Иными словами, «муниципалы» не всегда правильно понимают свои задачи?
– Многим кажется, что дай деньги органам МСУ – и все станет хорошо. К сожалению, это не так. Органы МСУ не везде достоверно знают, что хотят жители вверенной им территории. Денег, конечно, недостаточно, но главное, чего не хватает, так это знаний в управлении, в механизме реализации полномочий, в креативном подходе к решению вопросов местного значения, информации. Этому способствует и недоработка органов федерального и регионального уровней. Нет муниципальной статистики, мало используются для диалога Советы муниципальных образований субъектов Федерации, госвласть подменяет муниципалитеты в решении элементарных вопросов, «усердствуют» в контроле территориальные органы федерального уровня. В общем, всем нам еще есть над чем поработать.

Оксана Сипович