Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 4 (84) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Муниципалитеты России


Какая элита нужна России?


Французское elite означает «лучший», «избранный». Известный специалист по изучению элит Ольга Крыштановская отмечает: «Идеалисты склонны причислять к элите самых талантливых, образованных, ответственных, однако зачастую на верху любой иерархии оказываются самые изворотливые». Есть большие сомнения в том, что «самым изворотливым» удастся реализовать амбициозный план модернизации огромной России. Так кто же должен повести страну в инновационное завтра? Политолог Александр Новиков предложил ответить на этот вопрос нашим экспертам.



ДелягинБез комфортного потребления
Главное объективное требование к национальной элите – ее служба прежде всего интересам своего общества. В стране с относительно низким качеством даже элитного потребления, вроде России, это означает определенную степень альтруизма. Как мы видим на примере современной российской элиты, ориентация, в первую очередь, на личное потребление автоматически ведет ее к защите интересов стратегических конкурентов нашей страны, так как они предоставляют условия для более комфортного и изощренного потребления.
Чтобы национальная элита отстаивала национальные интересы, она должна в значительной степени пренебрегать интересами личного потребления, стремясь к исполнению собственного долга перед своим обществом и к собственной исторической самореализации. Это – глубоко нерыночное требование; поэтому элита такой страны, как Россия, в принципе не может быть рыночной по своей сути и духу.
Конечно, она должна быть разумной, умелой, эффективной, способной мотивировать, организовывать и направлять общество. Она должна быть гибкой и интеллектуальной, чтобы справляться с новыми вызовами в мире, наиболее постоянной характеристикой которого является тотальная изменчивость. Элита должна быть решительной, чтобы на равных сражаться в глобальной конкуренции. Она должна понимать чужие культуры, современные технологии, уметь фантазировать, обладать склонностью к творческому мышлению, стремиться к компромиссам и понимать их ограниченность.
Но главное, повторюсь, – ее собственная мотивация.
Таким образом, если рассматривать основные группы ценностей, существующие в современном российском обществе, национальная элита России должна быть по своей природе социалистичной и патриотичной, а уже потом, в третью очередь, либеральной. Перевес в сторону либеральных ценностей, на практике означающий крен в сторону личного потребления, автоматически превращает национальную элиту в коллективного предателя.
Михаил Делягин, экономист

ГлазьевКурсом на национальные ориентиры
Нынешние властные элиты абсолютно непродуктивны и паразитичны; они привыкли получать деньги из ничего и ни за что, пользуясь монопольными преимуществами государственной власти, присваивая себе природную ренту, завышая цены и ничего, в сущности, не делая. Если называть вещи своими именами, эти элиты – воровские; требовать от них решения некриминальных задач бесполезно.
Эффективным государство может стать только при формировании реальных механизмов ответственности власти перед обществом. Нынешняя элита их подменила семейно-клановыми отношениями, основанными на личной преданности и лагерных понятиях. Так обычно строится управление организованной преступной группой, но не государством.
У нас есть колоссальная продуктивная элита, которая создает новые знания и технологии, учит и лечит людей. Она способна принять тот вызов, который продиктован временем и который по сути принял президент. Но для этого необходимо, чтобы продуктивная элита стала властвующей.
Как заставить властвующую элиту служить общенациональным интересам, существенно обновить ее кадровый состав, очистить от криминальных элементов, заставить созидательно работать? Если бы президент привлекал парламент, даже в его нынешнем виде, к контролю над правительством, то коррупции и невежественных, недееспособных чиновников было бы гораздо меньше.
А зачем президенту, скажем, судебная система, основанная на «телефонном праве»? Что она защищает, кроме интересов богатых? Я бы не боялся привлечь население к выбору судей, как это было раньше. Путину – после того, как он провозгласил идеи, которые поддержит подавляющее большинство здравомыслящих людей, – не надо бояться общества, оппозиции. Народно-патриотическая оппозиция все эти идеи поддержит, мы их давно провозглашали. Другого выбора, гарантирующего нашему обществу будущее, попросту не существует.
Путинскому преемнику предстоит разорвать порочный круг непродуктивных элит, спаянных по принципу доступа к денежным ресурсам и власти, наполнив работу государственной машины понятным для граждан смыслом, либо прекратить ее чуждое интересам народа функционирование, передав оставшиеся государственные функции внешнему управляющему, как это уже сделали прибалтийские республики.
Дальнейшей преемственности проводимой политики страна не выдержит.
Сергей Глазьев, политик

ТомчинТерпимость и уважение
Вопрос формирования элит очень серьезен для государства. В нашей стране очень долго отвергалось существование элиты вообще, все должны были быть равны. Отвергалось существование людей, берущих на себя ответственность за жизнь общества в целом, ведь элита – это именно такие люди.
Она может как возбудить в обществе протест, так и сохранить в нем спокойствие; она же может подтолкнуть на любую модернизацию, конечно, при условии, что элита уважаема и адекватна обществу.
Государство должно холить и лелеять элиты, выделять из них конструктивные и неконструктивные, но работать и с теми, и с другими: ни в коем случае нельзя допускать уничтожения элиты вообще. Умное государство не противится дать ей ряд прав, потому что в обществе всегда можно поощрить элиту, альтернативную той, которая в данный момент против государства.
России сегодня нужна конструктивная элита, терпимая к различным точкам зрения, к различным цивилизационным проявлениям, к различным ценностям. Особенность России – это многоконфессиональность и многоцивилизационность, поэтому требуется уважение к элитам, представляющим различные легитимные системы ценностей.
Российскому обществу нужно холить нарождающуюся бизнес-элиту. Более того, нам нужна уважаемая политическая элита, возглавляемая не министрами и замминистрами, а именно политическими деятелями, по большей части свободными от государственной службы. Если власть будет опираться на уважаемую элиту, то будет опираться на общество в целом.
Григорий Томчин, политик

БолдыревНастоящих буйных мало...
Если бы мы жили в самоуправляемом обществе, то такая постановка вопроса звучала бы созидательно: «Какую элиту мы должны вырастить, воспитать и вознести, затем мотивировать и контролировать, а то и наказывать – изгонять?».
Но до подлинно общественного самоуправления нам далеко. И не потому, что позади «70 лет тоталитаризма» и слишком медленно движемся, а потому, что движемся в противоположном направлении. И дошли до точки, когда разговоры о желаемых чертах элиты – как надежда на чудесное спасение.
Таким образом, понятно, откуда берутся прекраснодушные рассуждения о желаемых чертах элиты. А вот откуда возьмутся эти неземные черты, да именно у тех, чьи реальные качества с желаемыми радикально контрастируют, – никому не ведомо. Что ж, приписывать верхам возвышенное – древний способ самоутешения. Обоснованными построениями лишать страждущих последней надежды – грех...
Но если не пытаться приукрасить то, что от приукрашивания станет при внимательном рассмотрении лишь уродливее (имею в виду нашу «элиту» не только политическую и экономическую, но и обслуживающую ее культурную), если обойтись без демагогии, придется констатировать: единственный наш (низов) шанс на внимание верхов к нашим нуждам – это их конфронтация с внешним миром. Жесткая конфронтация, востребующая современные вооружения, высочайший уровень порядка и организованности, развитые науку, высокие технологии и фундаментальное (не «менеджерское») образование. Это, к сожалению, малый перечень того, что может вызвать в нашей властной элите нужду не только в покорных подданных, но и в свободных, мыслящих гражданах. А вступать с современным Западом в конфронтацию способны лишь буйные, не довольствующиеся ролью пусть и успешных, но все же лакеев.
Итак, какая нам нужна элита? Ответственная? Гуманная? Можно придумать много красивых слов, не имеющих отношения к реальности.
На деле нам сейчас нужна элита буйная. Я бы сказал «отвязная» – способная перекусить поводки, которыми ее накрепко связали заокеанские властители мира.
Юрий Болдырев, политик

КочеровСоль родной земли
Есть политическая, деловая, культурная, научная, спортивная элита, представители которой проявляют себя в самых разных областях. Отличия в их социальном положении, образе жизни и менталитете весьма значительны и нередко заслоняют то общее, что есть между ними. А это общее состоит в том, что члены «элитарного клуба» являются авторами значимых достижений и творцами новых ценностей – каждый в своей сфере.
Если некто делает важное для общества дело лучше других, или, тем более, превосходит своих предшественников, место в элите принадлежит ему по праву. Если же он, пусть и талантливо, презентует себя, обслуживая потребности «сильных мира сего» или потакая вкусам толпы, то его «избранность» существует лишь во мнении его почитателей. Поэтому Юрий Любимов, Жорес Алферов и Мария Шарапова принадлежат к элите, а Владимир Жириновский, Глеб Павловский и Ксения Собчак – извините, нет.
Оценивать заслуги человека на предмет его вхождения в элиту нужно не только по тому, насколько он превосходит средний уровень в своем обществе, но и в сравнении результатов его труда с достижениями всех современников. Можно, конечно, тешить себя сказкой, что «первый в мире – второй в Сибири», но необходимы более серьезные аргументы, чтобы достойно войти в «высшую лигу». Об этом следовало бы помнить записным патриотам, которые делают карьеру на фабрикации доказательств нашего превосходства над Западом и Востоком. Пусть они расскажут об этом российским футболистам для подъема их самооценки перед выступлением на чемпионате Европы.
В дискуссиях об элитарности необходимо также помнить, что настоящую элиту образуют выдающиеся люди, которых воодушевляет не столько сознание исключительности своего таланта, сколько понимание ответственности за судьбу своей страны. Это проявляется у них не в постоянных стенаниях на тему «что же будет с Родиной и с нами?!», а в некрикливом совершении тех дел, которыми и вершится судьба отечества. Представители элиты являются «солью родной земли», дрожжами в котле своего народа, первопроходцами в будущее. Ведь по делам элиты и принято судить о том, какой вклад внесло то или другое общество в историю человечества, насколько значительную роль сыграл в ней данный народ.
Сергей Кочеров, аналитик