Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 4 (84) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Муниципалитеты России


НДС преткновения


Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам рассмотрела «Основные направления налоговой политики на 2009–11 гг.». По плану это должно было случиться еще в феврале, но президентская кампания смешала министрам карты. Дмитрий Медведев решил идти на выборы под знаменем «налоговой революции», и «Основные направления...» пришлось если не менять, то как минимум срочно корректировать. Лишь 28 марта Минфин наконец передал их в правительство, и многократно откладываемое заседание бюджетной комиссии состоялось.



МедведевДокумент, представленный на суд комиссии, оказался далеко не революционным. И первое, чего в нем не обнаружилось, так это обещанного на высочайшем уровне снижения ставки НДС. Еще на расширенном заседании Госсовета в феврале президент Владимир Путин говорил: «Необходимо установление единой и максимально низкой ставки НДС. Требуется упростить налоговую систему и вводить налоговые стимулы».
Через неделю тогда еще кандидат в президенты Дмитрий Медведев сделал идею снижения НДС главной в экономической части своей программной речи в Красноярске. А после выборов к теме вновь вернулся В. Путин, заявивший на встрече с лидерами фракций Госдумы 12 марта, что «снижение НДС – это очень правильно, только надо подходить к этому очень осторожно. Нужно сесть и посчитать, сколько составят выпадающие доходы и чем мы их заменим».
Уже через два дня, 14 марта, в Минфин поступили официальные предложения МЭРТ о снижении с 2009 г. базовой ставки НДС до 12–13%. Однако уже 19 марта Алексей Кудрин заявил, что «унификация и снижение ставки НДС до 12% приведут к выпадающим доходам в объеме до 2% ВВП, и тогда встанет вопрос о сокращении расходных частей бюджета на величину, равную годовому бюджету всей национальной обороны». При этом глава Минфина заметил, что «предложения МЭРТ не подкреплены расчетами и не содержат оценки влияния снижения НДС на экономику». Впрочем, Минфин таких расчетов тоже не представил, ограничившись обещанием подготовить свои предложения.
Между тем вопрос о снижении ставки НДС или даже полной отмене этого налога с заменой его налогом с продаж, как предлагал Д. Медведев, вызвал бурное обсуждение и в бизнес-сообществе. Мнения тут разделились. С одной стороны, снижение НДС – необходимый шаг для развития отечественного бизнеса; с другой, – необходимо найти источники замещения бюджетных потерь, и предприниматели отнюдь не питают иллюзий по поводу того, за чей счет это будет сделано.
Кудрин и ЗубковПомимо слишком высокой ставки, НДС труден в администрировании, и замена его налогом с продаж сильно облегчила бы жизнь российским предприятиям. У противников такой меры свой аргумент: НДС уже включен в стоимость товаров, и его отмена не повлечет снижения цен, а вот введение нового налога вполне может привести к их росту, а значит – к прямой инфляции.
Есть и другие предложения: например, оставив ставку НДС без изменений, снизить налог на прибыль. По мнению замминистра финансов Сергея Шаталова, это «еще интереснее для бизнеса». МЭРТ предлагает увеличить с 10% до 30% амортизационную премию, что позволит предприятиям быстрее обновлять оборудование, и вернуть отмененную 7 лет назад инвестиционную льготу по налогу на прибыль. Это последнее предложение Эльвиры Набиуллиной уже вызвало бурные дебаты, поскольку вышеупомянутый г-н Шаталов является «принципиальным противником» инвестиционных льгот. Ряд экспертов полагает, что внося такое предложение, г-жа Набиуллина отнюдь не рассчитывает на возврат инвестльготы, а лишь пытается «продавить» снижение ставки НДС.
Представители же бизнеса считают, что все эти меры должны быть приняты вместе и одновременно. «Наш бюджет, без сомнения, это вытерпит», – считает председатель движения «Развитие предпринимательства» Иван Грачев. Главный аргумент предпринимателей состоит в том, что налоговая нагрузка на российский бизнес в 1,5–2 раза выше, чем необходимо. Если в США общий налоговый пресс составляет 25–27% от ВВП, то в России, если не учитывать никакие преференции, он доходит до 60%. При этом реальные сборы достигают 45% от ВВП. Это, по мнению представителей бизнеса, одна из главных причин, почему у нас в 10 раз меньше малых предприятий, чем необходимо для нормального развития страны. Снижение налоговой нагрузки должно привести к росту малого и среднего бизнеса, развитию инновационной сферы.
Так или иначе, но дискуссия, по-видимому, продолжится до 1 августа – именно этот срок определил Минфину Виктор Зубков для разработки программы реформирования НДС. Но даже если в тот же день правительство примет решение о снижении ставки налога, оно «будет инкорпорировано в трехлетку с 2010 по 2012 гг.».
Андрей Сергеев