Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 4 (84) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Муниципалитеты России


У каждого субъекта свой резон...


И это, конечно, не могло не проявиться при обсуждении проблем социально-экономического развития и формирования благоприятного инвестиционного климата на Северном Кавказе в ходе рабочей встречи полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе Григория Рапоты с членами Совета Федерации, представляющими регионы ЮФО.



СенаторыНо цели, как стало ясно во время достаточно жаркой дискуссии, все же одни – привлечение максимальных инвестиций, дальнейшее развитие экономики субъектов Юга России, и на этой основе скорейшее разрешение наиболее острых вопросов, улучшение жизни людей.
В рабочей встрече участвовали, выступали, вносили предложения В.В. Артюхов (Волгоградская область), Е.В. Бушмин (Ростовская область), В.Т. Кадохов (Северная Осетия–Алания), М.М. Капура (Калмыкия), Х.М. Кармоков, Х.Д. Чеченов (Кабардино-Балкария), И.М. Костоев (Ингушетия), А.А. Коробейников (Ставропольский край), Н.И. Кондратенко, А.П. Починок (Краснодарский край), И. М-С. Умаханов (Дагестан), другие парламентарии, работники аппарата полномочного представителя президента в ЮФО.
После назначения на пост полпреда президента РФ в ЮФО в октябре 2007 г. это была первая рабочая встреча Г.А. Рапоты с сенаторами от субъектов Юга России. Поблагодарив их за готовность к диалогу, Г.А. Рапота подчеркнул, что ему особенно важно слышать мнения людей, обладающих большим опытом работы, в том числе и на региональном уровне, знающих все проблемы не понаслышке.
Он проинформировал собеседников о том, чем занимается полпредство, что ставит в качестве приоритетов в ЮФО. Это тем более важно, что на уровне действующего президента ведутся разговоры об определении макроэкономических зон страны, что незамедлительно переформирует состав федеральных округов. Да и в судьбе самих представительств могут произойти изменения, вплоть до самых радикальных.
СенаторыГ.А. Рапота отметил, что главным событием последнего времени в ЮФО, безусловно, были выборы президента России, которые прошли спокойно. В целом такая обстановка, несмотря на отдельные вылазки экстремистов, все больше утверждается на территории округа. И это позволяет смещать акценты в работе на всех уровнях власти к решению вопросов социально-экономического развития, формированию нового имиджа регионов, привлекательного как для отечественных, так и зарубежных инвесторов.
Полпред считает, что разовыми мероприятиями – даже самыми эффективными – проблем округа не решить. Сегодня настало время комплексного подхода. Возродить экономику, тем более заставить ее эффективно работать, да так, чтобы это в полной мере ощутили на себе люди, которым живется во многих регионах совсем непросто, – по его мнению, все же возможно. И сделать это предстоит как за счет ставки на дальнейшее развитие традиционного для этих территорий аграрного сектора, так и за счет эффективного использования туристско-рекреационных возможностей Северного Кавказа, совершенствования добывающих отраслей, транспортной инфраструктуры, внедрения в промышленное производство высоких технологий.
Не обошел стороной полпред и наиболее острые вопросы, которые до сих пор не получают должного разрешения. Это и отставание субъектов ЮФО от других регионов страны в уровне жизни населения, образования, которые тянут за собой целый клубок проблем, главная из которых безработица и, как следствие, – формирование криминальной среды, отток трудоспособного населения...
Сегодня в Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии достаточно высокий уровень безработицы. Григорий Рапота подчеркнул, что без ее ликвидации никаких проблем не решить, и все предложения, даже самые содержательные, останутся лишь благими пожеланиями.
Возрождение наших южных регионов, может быть, и не так быстро, как хотелось бы, но все же идет. Это видно по новым домам, вырастающим в городах, селениях, по лицам людей, на которых все чаще светятся улыбки, по растущему числу ребятишек.
Но есть и факторы, сдерживающие развитие: несовершенство нормативно-правовой базы и дальнейшая бюрократизация, сопровождающаяся, несмотря ни на что, ростом числа чиновников и контролирующих органов. Последний фактор убедительно проиллюстрировал заместитель полпреда А.А. Кубрин, представив сенаторам список этих самых органов – правоохранительных, финансовых, налоговых. «Под раздачу» попали и средства массовой информации, которым принадлежит приоритет в формировании негативного образа региона.
СенаторыЕсть ли выход из такой непростой ситуации? Конечно, есть. К примеру, Г.А. Рапота видит его в работе над совершенствованием нормативно-правовой базы и минимизацией контроля.
Участники встречи приводили факты, называли цифры контролирующих и надзорных органов, говорили, что при таком обилии эффективность их деятельности нередко очень низка, а сам контроль служит лишь инструментом для получения так называемых откатов. Действительно, сможете ли вы спокойно работать, если вас будут контролировать 59 различных структур? Конечно же, нет. Масла в огонь подлил А.П. Починок, заметив, что каждая реформа в России, независимо от времени ее проведения, приводила к увеличению чиновничьего «поголовья» на 40%. И теперь в стране чиновников гораздо больше, чем было во времена СССР.
Доброжелательная атмосфера встречи располагала к откровенности. И потому отдельные выступления можно было действительно воспринимать как крик души. Так, представитель правительства Ингушетии в верхней палате Федерального собрания И.М. Костоев с болью говорил о сложной обстановке в республике. И связывал он это, прежде всего, с похищением людей. В свое время Дудаеву не удалось вовлечь в кровавый конфликт Ингушетию, но теперь неким силам этого очень хочется. Они должны быть немедленно остановлены.
Как всегда, эмоциональным было и выступление Н.И. Кондратенко. Опираясь на цифры, он говорил о развале аграрного сектора нашей экономики. Удорожание ГСМ, невозможность закупки техники, отсутствие удобрений сводят на нет все усилия земледельцев. При средней урожайности на Западе в 78, а в России – 13 центнеров зерна с гектара, наших крестьян просто выводят из конкурентной среды.
Сенаторы высказали и ряд других проблем, требующих к себе внимания всех ветвей власти. Довольно критически они оценили и инвестиционные проекты ЮФО. Говорили о том, что нельзя признать дальновидным строительство большого числа курортов в не слишком спокойной зоне, о моде на горнолыжный спорт, который пришел на смену ранее обласканному властями теннису.
А.П. Починок назвал не иначе как глупостью предложения по строительству канала «Евразия», который бы связал Черное и Каспийское моря. При общих затратах в 4–4,5 млрд евро, стоимость перевозок по нему составит 14 тыс. руб. с тонны. По Панамскому каналу переправлять грузы в 11 раз дешевле!
Завершив обмен мнениями, сенаторы и полпред договорились, что такие встречи весьма полезны и должны проводиться не менее двух раз в год.

Владимир Семенов

От редакции. Осознавая важность устойчивого диалога «центр–регионы, регионы–центр», мы намерены и впредь информировать читателей о деятельности различных эшелонов власти, взаимодействии ее ветвей, рассказывать о работе ваших представителей в Совете Федерации и Государственной Думе, предоставлять им слово. Ведь зачастую они находятся в тени общественного мнения, хотя порой и немало делают для своих избирателей и регионов.

Полагаем также, что и у вас есть вопросы к власти, ее структурам, вплоть до высших эшелонов. Задавайте их через наш журнал. Вместе гораздо легче искать решения даже самых сложных проблем.