Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 4 (84) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Муниципалитеты России


Асламбек Аслаханов: "Центр несет мир на Северный Кавказ"


Балканы с легкой руки Уинстона Черчилля нередко называют мягким подбрюшьем Европы, имея в виду уязвимость Старого Света на южном направлении; по-видимому, Кавказ можно с полным правом именовать мягким подбрюшьем России. Неудивительно, что интерес к ситуации в этом регионе традиционно высок, и сегодня мы попросили оценить ее советника президента РФ Асламбека Аслаханова, который согласно «Положению об администрации президента Российской Федерации» готовит для главы государства «аналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации по проблемам Северо-Кавказского региона».



Аслаханов– Асламбек Ахмедович, отражается ли подготовка к сочинской Олимпиаде на жизни северокавказских республик?
– В последнее время Краснодарский край стал наиболее привлекательной инвестиционной площадкой РФ. На олимпийский проект 2012 года сюда будут востребованы более 200 тысяч специалистов различных направлений деятельности. Я обеспокоен тем, что профессионально подготовленные специалисты переезжают туда из республик Северного Кавказа. Зарплата, которую там предлагают, – в среднем от 12 тысяч рублей – вполне значима для любого субъекта России.

– Наверное, отток кадров объясняется и дефицитом рабочих мест в республиках. Какова динамика борьбы с безработицей: какие регионы в лидерах, какие отстают, и с чем это связано?
– По статистическим данным эту динамику определить невозможно, потому что очень весом фактор временного трудоустройства. Например, есть строительный объект, наняли рабочих, построили за месяц, отправили данные в статуправление о создании новых рабочих мест; через некоторое время все стало как прежде, а это уже никто в отчетности не отражает. К сожалению, безработица пока побеждает – усилия региональных властей явно недостаточны. Деньги, выделяемые из федерального бюджета, зачастую идут главным образом на реализацию социальных программ и явно не адекватны для решения этой, я бы сказал, вековой проблемы.

– Вы имеете в виду советское время?
– Конечно. Рабочих мест и тогда хронически не хватало – недаром жители Чечено-Ингушетии и других республик с наступлением весны выезжали в различные регионы страны в поисках работы. Это презрительно называли «шабашничеством». Но после развала СССР началась демонизация выходцев с Северного Кавказа, в первую очередь чеченцев. Будучи председателем комитета по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью Верховного Совета РФ, я запрашивал статистические данные МВД СССР по тяжким преступлениям. И с 1960-го по 1990-й годы Чечено-Ингушская республика занимала последние и предпоследние места среди регионов СССР по количеству убийств, разбоев, изнасилований и так далее. А отдельные СМИ с подачи некоторых представителей правоохранительных органов и ряда политиков сделали все народы северокавказского региона бандитами и террористами. Естественно, люди уже не могли выехать за пределы региона в поисках работы: давно существующая проблема только обострилась и до сих пор не решена. Уровень безработицы высок в Дагестане, Чеченской республике, Ингушетии, Карачаево-Черкесской республике и почти во всех регионах Северного Кавказа и ЮФО в целом.

– Что, по-вашему, необходимо для решения проблемы?
– Прежде всего недостаточно денег на развитие инфраструктуры, строительство заводов, предприятий. Крайне мало инвестиций. И в этом даже виноваты не инвесторы, а, к сожалению, мы сами. Граждане, в том числе чиновники, дома и за рубежом в беседах с иностранными гостями дают необъективную информацию, рассказывая несоответствующие действительности «страшилки» о регионах. В отдельных случаях исходит такая информация и от соседей в надежде, что инвестиции перекочуют к ним. Вопросы инвестирования стоят остро – отсюда и трудности создания новых рабочих мест. Эта проблема сейчас в центре внимания и республиканских властей, и федерального центра.

– Можно ли утверждать, что вспышки насилия в Ингушетии и Дагестане направляются из единого центра или это совершенно разрозненные явления?
– Факты насилия в данных субъектах федерации никоим образом не связаны с единым центром. Скорее всего это клановые стычки, возникающие при решении каких-то своих внутренних вопросов. То, что убивают представителей правоохранительной системы, – с одной стороны, месть, а с другой – угроза, признание того, что мы реальная сила. Должен отметить, что ситуацию нередко драматизируют, создавая большой общественный резонанс, демонстративно не обращая внимания на то, что аналогичные факты имеются и в других субъектах РФ. Наверное, кому-то на руку постоянное нагнетание обстановки на Северном Кавказе, хотя там много позитивных преобразований, которых с каждым днем становится все больше.

– В свое время много говорилось о причастности к терроризму на Северном Кавказе и талибов, и «Аль-Каиды», и спецслужб Саудовской Аравии. В какой степени сегодня международный терроризм стремится к обострению обстановки?
– В свое время очень много людей, далеких от борьбы с терроризмом, давали интервью и, показывая свою «осведомленность», делились предположениями, где, кто, когда и какой след оставил... Я не знаю ни одного установленного факта задержания, скажем, представителя спецслужб Саудовской Аравии. «Аль-Каида» – это Хаттаб и другие известные одиозные фигуры из ряда мусульманских государств. Большинство из этих людей имели проблемы со своими правоохранительными органами, об этом сообщали наши спецслужбы. Но сегодня, как отметил директор ФСБ Николай Патрушев, организованного международного терроризма у нас нет. Мне много приходится бывать на Ближнем Востоке и должен сказать, что там разобрались в ситуации: говорить о финансировании оттуда каких-либо групп, мне кажется, не стоит. Террористы знают, что наши правоохранительные органы и спецслужбы научились грамотно бороться с ними, и у международных террористов здесь нет ни малейшего шанса проявлять активность.

Аслаханов– Возможно ли ослабление влияния на общество многовековой клановости, этого бича региона? И если да, то каким образом этого добиться?
– Да, постоянное обострение обстановки, выстрелы, зачастую убийства являются следствиями борьбы кланов за власть, близость к денежным потокам, неудовлетворенность властными полномочиями и так далее. Нередки случаи умышленных убийств кандидатов в депутаты в период выборов. О расстановке кланов, их возможностях, криминальной деятельности, источниках их финансирования прекрасно знают лидеры регионов. Им очень непросто, и нужно им помочь поставить на место зазнавшиеся, игнорирующие законы кланы. Лидер региона должен быть незапятнан в межклановой коррупционной борьбе. Это даст ему моральное право решать клановую проблему – в противном случае глава региона должен искать себе другую работу. И второе: на Северном Кавказе огромный переизбыток работников правоохранительной системы. Есть те, кто блестяще знает и выполняет свою работу, а есть и «оборотни в погонах». Каждый руководитель региона всегда просил увеличить их штатную численность. Нагнетали страхи, что иначе нас захлестнет преступность, и в какой-то мере сами породили рост преступности.

– Так как же все-таки навести порядок?
– В первую очередь необходима чистка в правоохранительных органах, потому что одни, рискуя жизнью, борются с преступлениями, раскрывают убийства, кражи и прочее, работают, не видя своих семей, а другие крохоборничают, дискредитируя свою службу и коллег. Ночью невозможно ездить по многим нашим республикам, водителей останавливают через каждые сто метров. В органах должны работать профессионалы, влюбленные в свое дело, а не те, кто поступали на работу за взятки и в предвкушении взяток. Прокуратура должна кинжально реагировать на факты нарушения закона и коррупцию. Немало случаев, когда возбуждают уголовное дело, а по прошествии времени тихо его закрывают. Нужно, чтобы закон распространялся на всех и чтобы сотрудники правоохранительных органов и судьи были слугами закона, а не власти. Вот тогда будет порядок. Избранный президент Дмитрий Медведев назвал коррупцию метастазами, разъедающими наше общество, и призвал разработать программу борьбы с ней. Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб, которую я возглавляю уже 15 лет, имеет большой опыт работы по подготовке законопроектов о борьбе с коррупцией и готова принять участие в подготовке перечня необходимых мер, чтобы в ближайшей перспективе коррупционеры поняли: их время уходит.

– Некоторые аналитики полагают, что тлеющие конфликты в регионе объективно выгодны представителям отдельных федеральных структур. Например, сотрудники МВД неплохо зарабатывают в командировках – прежде в Чечню, а в последнее время – в Ингушетию. Так ли это?
– Не тотально, а очагово эти факты имеют место. Но сравнивать, что было и что стало, – это небо и земля. Раньше туда рвались на руководящие должности, я даже знаю случаи, когда коменданты готовы были заплатить, чтобы продлить контракт. Сейчас ситуация в корне изменилась, обстановка стабилизируется, ушли разные доплаты – не стало и желающих поехать туда в командировку. Бывает, что представители правоохранительной системы действуют как бандиты: прежде в Чечне, теперь – в Ингушетии и Дагестане. Федеральная власть на это очень остро реагирует, проводятся расследования. На мой взгляд, каждый случай похищения людей – это дискредитация политики президента РФ, федеральных ведомств, спецслужб. Такие методы – это не борьба с преступностью, а наоборот, порождение преступности. Они подрывают веру в то, что федеральный центр хочет и может навести порядок и принести мир на Северный Кавказ.

Александр Черницкий