|
Архив
№ 4 (84) - 2008
ТЕМА НОМЕРА:
Муниципалитеты России
|
|
На рубеже Содружества
В СНГ никогда не прекращалась борьба центростремительных и центробежных тенденций. Причем если с годами первые в целом ослабевали, то вторые скорее усиливались. Неудивительно, что огромный интерес в разных странах вызвали недавние слушания «Экономическая интеграция в рамках СНГ: проблемы, перспективы, правовое обеспечение» в Совете Федерации. Предлагаем выдержки из некоторых выступлений.
С. Миронов, председатель СФ: «В 2007 г. внешний торговый оборот России со странами СНГ вырос больше чем на четверть и составил более $82 млрд. В то же время Содружество в своем развитии подошло к определенному рубежу. Буквально в воздухе витает идея его модернизации. Прежде всего речь идет о создании зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, единого экономического пространства. В 2008 г. планируется выработка стратегии экономического развития СНГ до 2020 г.
Что касается Совета Федерации, то одними из важнейших направлений нашей деятельности являются гармонизация и сближение законодательств стран Содружества. За 15 лет работы Межпарламентской Ассамблеи было принято более 200 модельных законов. И нужно самокритично сказать, что меньше всего используются наработки этих законов в российском законодательстве. Кстати, очень хорошо юридически проработаны документы. У нас лучшие умы работают в Межпарламентской Ассамблее, и эти модельные законы давным-давно достойны того, чтобы более активно их использовать».
С. Лебедев, председатель исполкома – исполнительный секретарь СНГ: «Структуры СНГ в той или иной мере сегодня не удовлетворяют Россию, не удовлетворяют другие государства СНГ. Необходимость реструктуризации обусловлена тем, что, во-первых, меняется обстановка. Во-вторых, необходимо совершенствование всего механизма взаимодействия.
Концепция дальнейшего развития СНГ и план основных мероприятий по ее реализации были приняты 5 октября 2007 г. в Душанбе. Оба документа на первое место ставят необходимость дальнейшего укрепления сотрудничества в экономической сфере. На втором месте – укрепление сотрудничества в сфере безопасности, в борьбе с преступностью. И на третьем месте – гуманитарное сотрудничество.
Интеграция сама собой не пойдет. Ее надо продвигать. Эту задачу, на наш взгляд, может выполнить только Россия как страна-лидер, обеспечивающая 91% добычи нефти, 72% газа, 58% выплавки стали, 70% продукции бывшего военно-промышленного комплекса, 60% производства зерна.
Россия по суммарному потенциалу с учетом ВВП, внешней торговли, населения занимает в СНГ более 74%. Главы государств и правительств, министры иностранных дел, министры экономики мне неоднократно заявляли: все зависит от России». А. Денисов, 1-й замминистра иностранных дел РФ: «Комплекс вопросов реализации плана и осуществления концепции рассматривается на заседаниях правительственной комиссии по вопросам экономической интеграции. Кроме того, созданы рабочие группы в рамках СНГ, где обсуждаются конкретные вопросы нашего дальнейшего развития. Уже ведется подготовка, в частности, проекта положения о председательстве в СНГ: полномочия председательствования до сих пор четко не очерчены. И, наконец, положение о национальных координаторах. Эту идею выдвинул Казахстан... У нас таким координатором является Сергей Евгеньевич Нарышкин, председатель правительственной комиссии по интеграции. Начал активно работать совет по гуманитарному сотрудничеству, а главное – создан межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества.
Пространство Содружества не гомогенное. Мы были и будем разными по уровню развития, по ресурсному потенциалу. Все это тормозит интенсивность и эффективность процесса экономического сближения. Но это и обязывает нас в каждом конкретном проекте искать формы взаимодействия. Это далеко не редкость: в рамках СНГ распространена практика принятия решений на пятерых, на шестерых, на семерых, на восьмерых, как мы говорим, т.е. когда из 12 стран СНГ участниками того или иного проекта являются 5–6 стран и больше.
Важный фактор – повышение конкурентоспособности российской экономики. Партнеры уже привыкли к качественной продукции и имеют возможность сделать выбор между Россией и нашими конкурентами. Мы нуждаемся в действенных институтах финансовой и экономической поддержки нашего предпринимательства за рубежом».
С. Аристов, статс-секретарь – замминистра транспорта РФ: «В России действует порядка 60 межправительственных и межведомственных соглашений со странами СНГ в области транспорта. После развала Советского Союза ряду отраслей транспорта удалось сохранить единое пространство, и это позволило сохранить единую транспортную сеть.
С 1992 г. действует совет по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ, Координационное транспортное совещание государств – участников СНГ (министры транспорта периодически собираются и принимают соответствующие решения), Совет по авиации и использованию воздушного пространства, Межгосударственный авиационный комитет.
Сложнее автомобилистам, они не смогли скооперироваться с точки зрения единой политики. Между рядом стран есть безразрешительная система: например, Россия и Казахстан, Россия и Белоруссия – это свободные поездки перевозчиков. Но в большинстве стран так: что в Германию, что на Украину – везде въезд российских автомобилистов по разрешениям.
Главная проблема – необходимость унификации таможенного законодательства. Транспортники часами, а иногда и сутками стоят на границе, которая прозрачна для любого другого, кроме них и их грузов».
А. Петриков, замминистра сельского хозяйства РФ: «Общий экспорт России в страны СНГ в 2007 г. вырос на 25%, но по продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью – только на 21%. Общий импорт из стран СНГ в Россию увеличился на 33,4%, а по продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью – только на 10%.
Мы должны усилить сотрудничество в аграрной сфере, особенно в условиях роста сельскохозяйственных и продовольственных цен. В СНГ так и не получили существенного развития биржи и оптовые продовольственные рынки, в неудовлетворительном состоянии информационные системы. Отсутствие оперативной информации о конъюнктуре дезориентирует операторов. Посредническая накрутка нередко составляет до 30% в оптовой цене.
Целью должно быть формирование товаропроводящих сетей на основе современных транспортно-логистических центров. И проект международной программы создания первой товаропроводящей сети на пространстве СНГ по маршрутам Душанбе–Брест, Душанбе–Санкт-Петербург согласован с министерствами сельского хозяйства стран ЕврАзЭС».
О. Лобов, председатель Ассоциации международного сотрудничества: «Мы находимся где-то на уровне 70-х по объему жилищного строительства, а по объему промышленного, наверное, это еще чуть ли не послевоенный уровень. Что тормозит? Бесконтрольный рост цен на стройматериалы. В 2007 г. цена металла выросла на 70%, а в 2006 г. цемент вырос в цене на 190% за тонну. Без контроля государства за определенными направлениями и ценами прогресс невозможен.
Мы получаем рабочие кадры из Таджикистана и Узбекистана. Многие не знают русского языка, им даже трудно объяснить, что надо делать на стройке. Нужна система подготовки рабочих кадров, включая бесплатную подготовку приезжающих из стран СНГ.
Надо «собирать мозги»... учить талантливую молодежь в России, и она будет здесь закрепляться, хотя рождены, может, на Украине, в Белоруссии. Искать надо со школы, давать стипендии, квартиры. Важно дать лимит, скажем, в наших академиях, в т.ч. в Академии архитектуры и строительных наук. Дать лимит на 10—20 членов-корреспондентов, чтобы лучшие архитекторы СНГ были членами нашей академии.
Слово “независимое” является мощнейшим тормозом. Невозможно объединяться на основе полного суверенитета и независимости. Поэтому подумайте о том, чтобы название было несколько иным». Л. Драчевский, зампредседателя правления РАО «ЕЭС России»: «Российский капитал стал заметно проявлять себя в экономике стран СНГ. Особый интерес российские компании проявляют к инвестициям в инфраструктуру и энергетику. Но при этом наблюдается мощное усиление конкуренции в странах СНГ. Необходимо поощрять российский бизнес к расширению инвестиционной деятельности на постсоветском пространстве. Это может быть и дипломатическое сопровождение реализации значимых проектов, и представление экономических преференций российским компаниям, и другое.
Государства СНГ занимают неодинаковые, разноуровневые ниши в разных эшелонах мировой экономики. Часть стран обладает углеводородным сырьем, часть стран свои надежды связывает с Европейским Союзом, некоторые стараются сгруппироваться с Россией. Например ЕврАзЭС и ГУАМ – вроде и противостоят друг другу, и в то же время это очень подвижная система.
На ГУАМ ставит Запад, имея в виду в первую очередь транспорт энергоносителей из Каспийского и Центрально-Азиатского регионов. И тогда мы видим, что в ГУАМе есть одна центральная страна – Азербайджан. И на этом приоритетном направлении тоже надо работать».
Р. Гринберг, директор Института экономики РАН: «СНГ является по-прежнему очень хорошо действующей (без всякой иронии) бракоразводной конторой. Члены СНГ руководствуются одним самым главным принципом – принципом отношений с Россией, остальное не так важно. А принцип простой: максимум экономических выгод, минимум политических обязательств.
Когда Россия отделилась от Советского Союза, она думала, что это временно. Даже была такая теория “приползания”. Но оказалось, что независимо от того, какие провалы претерпела каждая экономика, одним стало хуже, другим еще хуже.
И сколько мы занимаемся СНГ, мы каждый раз слышим одно и то же: пора нам выстроить приоритеты, инновационную политику, и тогда страны сами к нам потянутся. Это правда. Но не выстраиваются приоритеты, потому что деньги не тратятся – жалко их тратить.
Либо Россия будет расти, но не развиваться, и через 5–7 лет просто превратится в страну с топливно-сырьевой ориентацией. Но у нас еще есть шанс, хотя время на нас не работает. Если Россия инициирует комплексную научно-техническую перестройку, если общественный интерес восстановится, то страны просто волей-неволей присоединятся к нашим действиям, несмотря на то, что хотели бы оставаться независимыми». Е. Кожокин, директор Российского института стратегических исследований: «Президенты России, Казахстана и Туркменистана подписали протокол о строительстве Прикаспийского газопровода. Но складывается впечатление, что наступило замедление по реализации исключительно важного проекта. Что касается “Набуко”, то это проект Европейского союза. На него уже выделены очень большие деньги. Что нам мешает провести в открытом или, может быть, даже в закрытом режиме слушания, чтобы понять, как в этой конкурентной борьбе выиграть все-таки нам, а не нашим многоуважаемым конкурентам?
У нас по-прежнему исключительно развитые технологические связи в области оборонной промышленности с Украиной. Но они постепенно сворачиваются. Притом целый ряд комплектующих мы не можем ничем заменить. С учетом того, что на Украине вопрос об экономических последствиях вступления в НАТО не обсуждается, может быть, стоит провести публичное обсуждение, пригласив коллег из Верховной Рады. Может быть, пригласить также коллег из парламентов Белоруссии и Казахстана, потому что тут тоже есть кооперационные связи. Для многих предприятий Украины это вступление будет означать закрытие».
С. Багдасаров, член Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству: «Базы НАТО имеются в Киргизии, с территории которой идет радиоэлектронная разведка не в пользу России. Французская база – в Таджикистане. Под Термезом – немецкая база. То есть НАТО вовсю присутствует в Центральной Азии.
По признанию самих натовских аналитиков, правительство Карзая (читай – НАТО) контролирует не более 1/3 территории страны (на самом деле меньше). То есть ситуация усугубилась. Через 2–3 года американцы и их союзники будут вынуждены вывести войска из Афганистана. А что потом?
В Центральной Азии серьезная угроза терроризма. В историко-географической части Ферганской долины (это Андижанская, Ферганская, Наманганская области в Узбекистане, это Согдийская область в Таджикистане и юг, в первую очередь Ошская область в Киргизии) живут 12–14 млн человек. На конец 2006 г. только в тюрьмах Таджикистана находились 5 тыс. членов “Хизб ут-Тахрир”. Мы должны ужесточить визовый режим с этими государствами по той причине, что значительная часть людей, которые участвуют в радикальных организациях, приезжают в Москву, где уже есть ячейки “Хизб ут-Тахрир”».
Ю. Тихомиров, 1-й замдиректора Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ: «Нужно повысить значимость базовых документов, посмотреть Соглашение о создании СНГ. Никто не предлагает его пересмотреть, но оно в чем-то неадекватно тому, что нам нужно завтра.
Модельные законы, которых уже 220, как правило, великолепно готовятся. Но в РФ, иных странах информированность граждан о работе СНГ, о модельных законах, среди которых много и социальных, – нулевая. Европа все время дразнит людей: “Мы – Европа граждан”. А мы – СНГ граждан?
Второе – практика соглашений. Их уже более 1,5–2 тыс. Но протоколы намерений потом не приводят к каким-то договорам. Договор, который заключается между госструктурами, между корпорациями, между иными хозяйствующими субъектами, часто остается на бумаге.
Н. Рыжков, председатель комиссии СФ по естественным монополиям: «То, о чем мы говорили в 1991 г., а сегодня стыдливо молчим, то, о чем господин покойный Ельцин говорил, – прозрачные границы, единая валюта, единая армия – где это все?
Нет у нас сегодня ответа на вопрос, что будет дальше. Будут ли интеграционные процессы развиваться или, наоборот, мы будем разбегаться?
С чего начался распад Советского Союза? С России. Как только объявили суверенитет 12 июня, Советского Союза не стало. Обратная тенденция может быть, если Россия снова будет двигаться, только не в разрушительном направлении, а в созидательном. И Россия будет сильная». Подготовила Анна Рублева
|