Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 3 (83) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Топливно-энергетический комплекс


Команда мечты


Каким может стать новое правительство Российской Федерации

Медведев, Фрадков, ПутинЧем будет отличаться правительство Владимира Путина от нынешнего кабинета? Вопрос непростой – достаточно вспомнить, насколько неожиданными даже для «продвинутых» кремленологов оказались в свое время назначения Михаила Фрадкова и Виктора Зубкова. Прогнозирование осложняется еще и тем, что критику действующего президента с самого начала вызвала «новаторская» («американская») архитектура кабинета образца 2004 г.

Грядущие пертурбации

Напомним, что уже 20 мая 2004 г. – спустя 2 месяца после рождения правительства Фрадкова – Путин подписал указ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», который коснулся противоречивых взаимоотношений министерств, федеральных служб и федеральных агентств, а также разделил надвое одно из 14 тогдашних суперведомств – министерство транспорта и связи. С той поры недовольство В.В. Путина правительственным механизмом лишь окрепло.
– Что же касается эффективности работы правительства, то да, я действительно думаю, что не сработала так, как планировали некоторые наши коллеги, та структура, которая была создана в предыдущие четыре года, – заявил на днях вероятный председатель кабинета.
Одновременно он похвалил институт вице-премьерства, который был реставрирован после эксперимента с единственным заместителем председателя правительства (в лице Александра Жукова).
Отсюда вытекают три предположения. Во-первых, количество министерств может возрасти, в том числе за счет некоторых федеральных служб и федеральных агентств. Во-вторых, не исключено, что другая часть служб и агентств будет преобразована в привычные нам комитеты – первыми ласточками стали созданные в минувшем сентябре Госкоммолодежи и Госкомрыболовство. В-третьих, ключевыми фигурами в путинском кабинете, несомненно, будут вице-премьеры, число которых, скорее всего, остановится на семи, но может достичь и двенадцати.
Самым же существенным и, возможно, судьбоносным станет не число ведомств, не их названия и даже не распределение между ними функций. Амбициознейший план модернизации России по инновационному сценарию требует задействовать для своей реализации поистине лучших сыновей и дочерей отечества.

Приспособленцы no passaran!

МедведевВ наследство от позднего СССР нам досталась самоубийственная кадровая политика. Еще в вузах ушлые ребята начинали карьеры в комсомоле, после чего дорастали до партийных кабинетов, зачастую не имея даже годичного стажа работы в народном хозяйстве. В итоге правила бал вопиющая некомпетентность: непотопляемые функционеры «благополучно» разваливали сельское хозяйство, после чего гордо шли «поднимать» промышленность.
Продолжая столь пагубную традицию, в России многие высшие чиновники десять лет кряду меняются друг с другом креслами независимо от результатов труда. Тот же Михаил Зурабов завалил пенсионную реформу и сразу возглавил Минздравсоцразвития, будучи по специальности экономистом-кибернетиком. Не нужно быть пророком, чтобы предсказать сокрушительный провал инновационного плана в том случае, если к его реализации будут привлечены подобные «специалисты».
Каким же параметрам должен соответствовать реформатор нового призыва? Вот, знакомьтесь: «Это честный и порядочный человек, молодой человек, прогрессивный, современный, блестяще подготовленный теоретически и имеющий хорошие навыки организационно-организаторской работы здесь, в столице».
Именно такое определение дал уходящий президент своему преемнику, после чего добавил: «И, кроме всего прочего, я ему доверяю, просто я ему доверяю».
Наверное, можно экстраполировать: в качестве премьер-министра В.В. Путин намерен сформировать кабинет из неподкупных и блестяще образованных интеллектуалов XXI века. Все они должны иметь опыт управленческой работы в федеральном центре, а их возраст, как правило, не должен превышать 50–55 лет. Вдобавок премьер должен лично знать этих людей достаточно долго, чтобы проникнуться к ним доверием.

Персоны грата

Пожалуй, труднее всего будет выполнить условие неподкупности. Где набрать столько «честных и порядочных», ежели о мздоимстве нашей бюрократии ходят легенды? Задумаемся о том, какие кадровые источники окажутся в распоряжении следующего премьер-министра.
1. Мы уже наблюдаем дрейф «центра силы» со Старой площади в Белый дом: первой «ласточкой» стало назначение заместителя начальника экспертного управления администрации Станислава Воскресенского заместителем министра экономического развития и торговли. По-видимому, в новом правительстве будут заметны и другие влиятельные, но пока не слишком публичные фигуры из президентской администрации.
2. Возможно, со временем в правительство придут некоторые губернаторы из числа тех, кто никогда не избирался в регионах, но был назначен туда президентом. Не станем гадать о персоналиях: главное, чтобы они в целом успешно поруководили субъектами федерации, не замарались в коррупции и хранили абсолютную верность «лидеру нации».
3. В правительстве задержатся, по крайней мере поначалу, некоторые его нынешние члены – прежде всего те, кто не был причастен к одиозным реформам вроде монетизации льгот или «огосударствления» РАН.
4. С высокой вероятностью «наверх» вернутся и некоторые деятели, которые там уже побывали, но впоследствии либо оказались в оппозиции к власти, либо дистанцировались от нее. Все решат незапятнанная репутация, недюжинный ум, искреннее переживание за страну, высокий профессионализм. Один из примеров – Михаил Делягин, бывший советником председателя правительства в 2002–03 гг. Принципиально возможно и участие в кабинете Григория Явлинского, который в 1990-м побывал в кресле заместителя председателя Совета министров РСФСР.
5. Страна сейчас вновь примеряется к тому, чего не удалось сделать в начале 1990-х по разным причинам (цейтнот, шквал критики, интриги и др.).Существенно усилить кабинет могут практики, которые переставили Россию на рыночные рельсы. Не исключено, что после расформирования РАО ЕЭС к правительству подключится Анатолий Чубайс. Нельзя отвергать и участия такого незаменимого гранда, как Владимир Мау – тем более что возглавляемая им Академия народного хозяйства действует при... правительстве РФ.
Из вышесказанного следует предположение: состав путинского кабинета будет еще неоднократно уточняться и «подгоняться» под свою сверхзадачу (дать старт к превращению 60–70% населения в средний класс за 12 лет).

Шансы на удачу

МедведевНесмотря на острый кадровый голод, В.В. Путин вполне может составить подлинную «команду мечты». И, как во всякой сборной, проблемой станет притирка совершенно непохожих друг на друга, но при этом талантливых, трудолюбивых, волевых, целеустремленных людей. Искренне отстаивая интересы своих ведомств, они могут разладить всю работу, подобно персонажам известной басни.
Есть на пути у «плана Путина» и другие серьезные препоны. Еще в качестве 1-го вице-премьера Д.А. Медведев рассказывал о поездках по стране: «И куда бы ни приезжал – руководство регионов, губернаторы, главы муниципальных образований говорят мне одно и то же: помогите построить дороги, все остальное мы способны сделать сами, наладим производство, создадим рабочие места». Но возможно ли инвестировать нефтедоллары в инфраструктуру так, чтобы их не «распилили»? Достаточно потерпеть неудачу в борьбе с бездорожьем, и модернизация зайдет в тупик.
А засилье монополий? Они диктуют тарифы, разгоняют инфляцию, а одновременно являются превосходной почвой для коррупции. А ведь этот гнойник сильно пахнет, «терапевтические» меры уже не помогут, и усилия нового кабинета будут нацелены на «хирургическое вмешательство» – недаром Путин недавно потребовал принять наконец закон «О противодействии коррупции», внесенный в Госдуму 7 лет назад.
С коррупцией придется сражаться от Москвы до самых до окраин – как в высоких кабинетах, так и на постах ДПС. За неспособность или нежелание этим заниматься должностей лишатся, вероятно, многие, и процесс уже пошел. Как и предполагала «НВ», новый лидер появился в Рязанской области, скоро следует ожидать замены минимум по одному губернатору в каждом федеральном округе. Например, на Северо-Западе это произойдет, скорее всего, в Карелии, а из сибирских регионов – в Хакасии.
Разумеется, монополисты и коррупционеры постараются отстоять статус кво. Исход схватки неизвестен, но их победа будет означать, что «команде мечты» останется разве что уйти в отставку. И на авансцену вновь вернется другая главная беда России, олицетворяемая ныне «комсомолятами» и прочими нечистыми на руку приспособленцами. Хорошо, если к тому времени нефтегазовое изобилие не испарится, – это позволит жить хотя бы по инерционному сценарию.
Поэтому будущий премьер осторожен в формулировках. Говоря о перспективах, он поправляет журналиста: «Вы сказали, что я обещал. Ничего я не обещал. Я говорил... какой я бы хотел видеть Россию... к чему мы должны стремиться. И убежден, что мы сможем достичь этой цели. Но для этого придется многое сделать... Это диверсификация нашей экономики и... повышение в этой связи, многократное повышение производительности труда... И... качественное улучшение управления во всех звеньях государственной системы... Возможно ли это или невозможно? Конечно, да!»

Вячеслав Изотов