Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 2 (82) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Выборы Президента РФ


Любовь как источник величия


У России есть шанс модернизировать СНГ

Проблем в СНГ накопилось столько, что Содружество все сильнее напоминает Совражество. В условиях глобализации подобная реальность противоречит здравому смыслу – достаточно вспомнить о стершей государственные границы Европе. Модернизация СНГ становится все злободневнее, и новый российский президент почти неизбежно столкнется с необходимостью ее проведения в жизнь. Между тем политические средства представляются исчерпанными вследствие эгоизма национальных элит.

Как говаривал 2050 лет назад Юлий Цезарь, лучше быть первым в Галлии, чем вторым в Риме. Власти бывших союзных республик с немалым трудом обзавелись всеми признаками государственности и теперь ни за что не желают ими делиться. А без делегирования части суверенных полномочий некоему наднациональному центру никакое эффективное содружество невозможно.
В ситуации, когда национальные «верхи» де-факто стоят на позициях изоляционизма, остается действовать через национальные «низы» – тонко и ненавязчиво. Уж они-то жаждут объединения, о чем свидетельствуют многочисленные опросы на протяжении всех последних лет. Причем закономерно, что чем скромнее у людей достаток (больше удаленность от элиты), тем единодушнее они высказываются за интеграцию народов СНГ в единое государство.
Метод «очарования низов» отнюдь не является гипотетическим – он уже не первый год используется Россией и Белоруссией. Правда, делается это в ограниченном объеме, а посему малозаметно широкой общественности. Из людей же осведомленных никто не возьмется утверждать, будто Союз РФ и РБ призван лишь «утилизировать» ностальгию электората по СССР. И дело тут не в общем таможенном пространстве Союзного государства, которое в действительности еще так и не стало полностью единым; о единой же валюте лучше и не вспоминать.
Гораздо большие успехи достигнуты на рынках труда двух стран – в той самой сфере, которая является животрепещущей для миллионов рядовых граждан. Белорусам не нужно в России заполнять миграционные карты, брать в ФМС разрешения на работу, «умещаться» в квоты, платить первые полгода 30% подоходного налога вместо 13%. Иными словами, граждане РБ практически уравнены в трудовых правах с гражданами РФ, получают российские пенсионные свидетельства и полисы обязательного медицинского страхования.
Такой порядок сложился не сразу и не сам собой. Например, Федеральная налоговая служба РФ лишь в сентябре 2005 г. сообщила, что «граждане Республики Беларусь рассматриваются в качестве налоговых резидентов РФ с даты вступления в силу трудового договора, заключаемого ими с работодателями».
Прежде в России долгое время относились к белорусам, как и ко всем прочим иностранцам. Для исправления исторической ошибки многочисленным ведомствам двух стран, исполкому Союзного государства пришлось проделать огромную работу, и теперь настает черед риторических вопросов.
Благодарен ли белорусский гражданин властям за легкость своего официального трудоустройства в РФ? Завидуют ли белорусам украинцы и прочие «безвизовые» жители СНГ, которым приходится жить в России нелегалами либо отвоевывать «правильные» документы в диких очередях? Критикуют ли казахи и молдаване свои правительства за то, что те не заключают с Россией двусторонних договоров, подобно Белоруссии?
«Да, да, да!» – вот он, vox populi, глас народа. Счет этому «народу» – жителям обнищавших республик, стремящимся на заработки в Россию, – идет на многие миллионы. А за ними – миллионы их родных, друзей и знакомых. Сегодня они не испытывают особой благодарности России и россиянам. Мы ассоциируемся у приезжих не только с возможностью пополнить кошелек, но и с милицейским произволом, умопомрачающей бюрократией, рэкетом «крышующих» структур, молниеносным падением социального статуса от полноправных граждан до униженных гастарбайтеров.
В свою очередь, у российских работодателей приезжие также не вызывают теплых чувств – слишком уж запутано миграционное законодательство, пускай и несколько улучшенное в 2007 г. Причем раздражение работодатели выплескивают на самих мигрантов – словно именно они сочиняли противоречивые законы да подзаконные акты. Вдобавок бесправие иногда выталкивает мигрантов в уголовную среду, и этот факт порождает подозрение к ним со стороны всего общества.
И тут возникает вовсе не риторический вопрос. А что, собственно, мешает третьему президенту РФ довести процедуру трудоустройства мигрантов из СНГ до цивилизованного «белорусского» уровня? При этом совершенно ни к чему использовать негативный опыт Союза РФ и РБ, затрачивая долгие годы на фактическое объединение рынков труда. Позитивный опыт этого Союза показывает, что такой шаг Россия может сделать в одностороннем порядке. Если власти, скажем, Украины пожелают сделать ответный шаг и распространить на россиян украинские правила оформления на работу, – в добрый путь. А если Киев поступить таким образом не захочет – ну что ж; в конце концов о российских гастарбайтерах на Украине нам ничего не известно.
Естественное выбытие трудовых ресурсов в России на протяжении 2008–25 гг. составит порядка 1 млн человек ежегодно; соответственно, потребность в иностранных рабочих руках к 2025 г. превысит нынешний уровень в 2,5 раза. Да, у нас существует программа содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа, но уже сейчас очевидно, что проблемы она не решит. В 2007 г. ФМС приняла от желающих приехать по программе лишь 3300 анкет. А немногочисленные добравшиеся до России соотечественники столкнулись с такой волокитой и таким бездушием чиновников, что трижды пожалели о своей доверчивости.
Главное заключается не в том, что росчерком пера российский президент обеспечит страну кадрами – они и так всеми неправдами к нам просочатся. И даже не декриминализация среды мигрантов станет существенным выигрышем: преступления приезжих составляют ничтожную долю от общего объема правонарушений в РФ. Гораздо важнее неподдельный восторг того самого многонационального «народа», который работает в России сегодня и будет работать здесь завтра.
Восторг – как реакция на добрую волю. В миллионах сердец вспыхнет искренняя благодарность и к главе Российской державы, и к ее гражданам. Современная связь в одночасье ретранслирует это чувство на громадные сопредельные территории. Отныне местные элиты не смогут не считаться со стремлением своих граждан к объединению. А те все чаще станут голосовать ногами против «незалежности», устремляясь в Россию.
Тем временем Москва сделает второй и поистине судьбоносный шаг, введя для «безвизовых» иностранцев упрощенную процедуру предоставления своего гражданства. К этой фазе Союзное государство России и Белоруссии пока только подбирается в ходе мучительных дебатов. А ведь ничего уникального здесь нет: российские паспорта имеют многие жители Абхазии и Южной Осетии – почти поголовно верные сторонники России.
Покончив в одностороннем порядке с второсортностью наций, населявших недавно единую страну, Россия приступит наконец к «сборке» великого народа. Реальный доступ к российскому паспорту вызовет в сердцах уже не благодарность, но любовь. (Внакладе останутся лишь отдельные адвокатские конторы, которые греют руки на хлопотах по натурализации: вначале вы получаете временную регистрацию, затем – право на постоянное проживание, после чего просите о виде на жительство и лишь затем молите о принятии вас в российское подданство. С учетом обилия требующихся справок и вопиющей некомпетентности клерков в присутственных местах процедура является чудовищно громоздкой.)
Кстати, не нужно опасаться бурного потока мигрантов – население Украины, Молдавии, Казахстана и т.д. устремится в гражданство России, но не на ее территорию. Такова психология: тяга к жизни на малой родине превалирует над эмиграционным трендом. История свидетельствует, что люди в массовом порядке покидают насиженные места только перед лицом тотального истребления (геноцида). Если такой угрозы нет, из родных сел и городов уезжает ничтожное меньшинство – наиболее предприимчивые, энергичные, напористые, работящие, пытливые.
В легкости доступа к российскому гражданству и состоит смысл модернизации СНГ. Вероятно, ее следствием станет приход к власти в бывших союзных республиках носителей центростремительных, а не центробежных тенденций – других там просто не изберут. Республики вновь станут братскими и одна за другой потянутся в состав единого государства – может быть, его назовут Российским Союзом.
Широкое принятие гражданства РФ жителями стран СНГ будет означать возрождение подлинного, а не углеводородного величия России. Рим веками копил могущество благодаря умелой раздаче своего гражданства неспокойным провинциям – не пора ли и Москве доказать, что ее не случайно зовут Третьим Римом?
После прекращения существования СНГ границы русского мира вернутся на свои исторические рубежи, разве что за исключением Прибалтики. Этого никогда не добиться нефтегазовыми, винными, сахарными и иными торговыми войнами с соседями. Да и спецслужбам не придется создавать на отколовшихся окраинах «пятые колонны» для сокрушения националистических режимов: нашими «пятыми колоннами» станут целые народы.
Любовь вообще невозможно взрастить блокадой, конфронтацией, грозными заявлениями и недипломатическими выражениями: силой завоевывается только ненависть.
Любовь порождается добром.

Александр Черницкий