Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 2 (82) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Выборы Президента РФ


Флагман атомной энергетики


Интервью директора Ленинградской АЭС Валерия Лебедева

Ленинградскую атомную электростанцию, расположившуюся на берегу Финского залива, нередко сравнивают с океанским лайнером. И действительно, если вечером взглянуть на нее с вод седой Балтики, то и впрямь откроется удивительная картина: гигантский корабль с залитыми светом прожекторов палубами, кажется, вот-вот отойдет от причала. С этого сравнения и начался наш разговор с заместителем генерального директора концерна «Росэнергоатом», директором Ленинградской АЭС, доктором технических наук, профессором В.И. Лебедевым.

– Валерий Иванович, еще со времен пуска первой очереди станции ее, думается, не без основания называли флагманом атомной энергетики страны. А что в последующие годы? Удалось ли, следуя новым курсом, преодолеть мели перестройки и шторма рыночной стихии, сохранить передовые позиции в отрасли?
– Знаете, если говорить без высоких слов, то по морской терминологии флагман – это корабль, на борту которого находится командующий флотом, флотилией, командир отряда кораблей в походе, главный специалист объединения, соединения кораблей… В этом смысле мы не можем претендовать на такое звание. Есть вертикаль управления отраслью, которая ранее восходила к министерству и его руководителям, потом агентству, а теперь – к формируемой корпорации, а также к нашему концерну и его генеральному директору. Но с другой стороны, Ленинградская АЭС, ее коллектив во многом первопроходцы. Здесь самым популярным словом было «впервые»: проходили «обкатку» многие идеи, технические решения, которые потом внедрялись на других станциях, учитывались при проектировании новых. И конечно, по реакторам, мощности энергоблоков, которые стали называть «миллионниками», по новым технологиям, уровням обеспечения безопасности и другим достижениям наша станция была своего рода флагманом отрасли.
Наши специалисты, рабочие – одна большая, трудолюбивая, в высшей степени ответственная семья. А если по большому счету, то и город наш Сосновый Бор – тоже семья. Любят свою малую родину сосновоборцы. Недаром же он так пригож, так тонко вписан в неповторимую картину природы взморья. В этом году мы будем отмечать 35-летие со дня пуска станции и 35-летие нашего Соснового Бора.

– Сокурсники по Ивановскому энергетическому институту вспоминали, что после распределения на вопрос друзей о том, где предстоит трудиться, вы отшутились: дескать, сыграл в ящик. (Тогда все закрытые предприятия именовали «почтовыми ящиками»). Так в 1971 году вы с молодой женой Ниной и сыном Олегом оказались на Ленинградской АЭС. А первый ковш земли под фундаменты главного корпуса здесь подняли четырьмя годами раньше. Потому и строительство, и пуск Ленинградской АЭС – все это происходило с вашим участием и на ваших глазах. Назовите хотя бы главные вехи замечательного пути атомной станции.
– Сделать это будет непросто, но цифры иногда бывают красноречивее слов. 15 апреля 1966 года глава Министерства среднего машиностроения Е.П. Славский подписал задание на проектирование Ленинградской атомной станции. В конце ноября того же года Советом Министров СССР было принято постановление о строительстве ее первой очереди и определены организационная структура, кооперация предприятий для разработки проекта и сооружения станции. Назову лишь некоторые предприятия и учреждения, их руководителей, вклад которых в проектирование и строительство Ленинградской АЭС наиболее значителен: А.П. Александров (научный руководитель, ИАЭ им. И.В. Курчатова), А.И. Гутов (генеральный проектировщик, ВНИПИЭТ), Н.А. Доллежаль (главный конструктор реакторной установки, НИКИЭТ), Ю.Ф. Косяк (главный конструктор турбоустановки, ХТГЗ), Н.И. Мельников (разработчик металлоконструкций, ЦНИИ ПСК), Г.И. Копырин (головная материаловедческая организация, «Прометей»), Ю.Г. Клаас (проектировщик и изготовитель электромеханического оборудования СУЗ, КТО, КБ завода «Большевик»).
Строительству нашей станции с самого начала придавалось особое значение. Она являлась головной из серии строящихся АЭС с реактором РБМК-1000 (реактор большой мощности, канальный), которые в дальнейшем должны были стать основными поставщиками энергии для европейской части России. Первый кубометр бетона был уложен 12 сентября 1967 года. Как видим, уже с первых шагов сооружения АЭС был задан такой темп работ, который и сегодня не может не впечатлять.
12 сентября 1973 года первый энергоблок станции был уже готов к пуску, а 23 декабря члены Государственной приемной комиссии приняли его в эксплуатацию. К 1 ноября 1974 года он был выведен на проектную мощность в 1 миллион киловатт. Мировая общественность, узнав об этом событии, тут же назвала сооружение такого гиганта на кромке Балтики «русским чудом».
Следующий год в истории станции был отмечен двумя важнейшими событиями. В то время был пущен второй энергоблок и начато строительство второй очереди станции. Ленинградская АЭС стала самой мощной в стране.
Вторая очередь станции вовсе не копировала первую. В ней применялись реакторы нового поколения. Кроме того, с учетом приобретенного опыта срок строительства был сокращен вдвое. Монтажники тогда достигли рекордной скорости, равной 1560 тонн металлоконструкций в месяц, или в пересчете на одного рабочего – 1 тонна в смену. Слаженная работа всех участников строительства второй очереди станции позволила пустить третий энергоблок в 2,5 раза быстрее первого. И 30 декабря 1979 года он был принят в эксплуатацию, а 22 июня 1981 года вошел в строй уже четвертый блок. С выведением его на проектный уровень уже можно было говорить, что на берегу Финского залива вступила в строй крупнейшая в мире атомная электростанция мощностью 4 миллиона киловатт.
1 апреля 2002 года Ленинградская АЭС стала филиалом государственного предприятия «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях».
На станции проведены работы и получены лицензии по продлению сроков эксплуатации 1-го и 2-го энергоблоков до 2018 и 2020 годов.
Сегодня АЭС располагает двумя полномасштабными тренажерами, которые обеспечивают повышение квалификации персонала станции, моделируя любые, самые сложные ситуации в ее работе, причем в режиме реального времени.

– Валерий Иванович, несмотря на все усилия по обеспечению безопасности АЭС, на Западе раздаются голоса о ненадежности нашей техники и предложения ликвидировать все станции, как они говорят, «советского дизайна». В чем тут дело? Может быть, действительно надо поучиться у коллег за рубежом?
– Что же, мы никогда не отказывались от сотрудничества с иностранными специалистами, тем более, если речь идет об обеспечении безопасности. Но я бы здесь выделил два, на мой взгляд, очень важных момента. Мы как-то привыкли считать, что западная техника всегда лучше и надежнее нашей, их ученые, техника и технологии ушли вперед, а мы все на прежних позициях. Конечно же, это далеко не так. Мы тоже не стоим на месте и сегодня располагаем такими разработками и образцами техники, которые не только не уступают зарубежным аналогам, но и нередко превосходят их.
Говоря об этих проблемах, необходимо также учитывать, что у нас с западными коллегами несколько разные подходы к обслуживанию и эксплуатации техники, оборудования. За рубежом решения, связанные с их ремонтом или заменой, принимаются на основании постоянного мониторинга, то есть по состоянию. Мы же периодически проводим планово-предупредительные ремонты. Кроме того, также осуществляем и мониторинг. И независимо от состояния оборудования к определенному сроку модернизируем или с учетом нормативного ресурса заменяем на новое.
Что же касается разговоров о ненадежности нашей техники, то, к примеру, АЭС «Ловиза» в Финляндии, оснащенная основным технологическим оборудованием, включая реакторные установки, поставленным из СССР, отмечается на Западе как одна из самых надежных и безопасных в мире. Комментарии, как говорят, излишни.
Есть еще одна причина, почему Западу очень хочется закрыть станции в Восточной Европе, когда-либо сооруженные Советским Союзом. К этому их подвигает, прежде всего, рынок. Чтобы успешно продавать свой товар, нужно потеснить конкурента, а еще лучше – и вовсе вытеснить его. Позже, когда он уйдет из этого сектора экономики, можно будет навязать свой товар.

– Специалисты называют 2007-й годом, который придал новый импульс развитию атомной энергетики. Вы с этим мнением согласны? Каким он был для Ленинградской АЭС и что предстоит сделать в ближайшей перспективе?
– Прошедший год называют переломным как в атомной энергетике, так и в отношении к ней тех, кто принимает решения, и тех, кто является участником процессов, разворачивающихся на ее поле. В 2007 году были заложены первые блоки Ленинградской АЭС-2, Нововоронежской АЭС-2. Кроме того, продолжается строительство новых энергоблоков Волгодонской, Белоярской и Калининской АЭС. Можно сказать – эта федеральная целевая программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007–2010 годы и на перспективу до 2015 года» в действии. Новое строительство также полностью соответствует материалам Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Разработки по строительству плавучих атомных станций, получившие широкий резонанс в мире, – совершенно новое направление, обращенное, прежде всего, к регионам. Учитывая все это, можно говорить о начале работ по новой атомной энергетике.
Каким же стал этот переломный год для нашей станции? Во-первых, выработано 24,633 миллиарда киловатт-часов электроэнергии, что равно 16% от суммарной выработки концерна. При этом коэффициент использования установленной мощности составил 70,3%. Всего же с начала пуска произведено более 738 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Во-вторых, началось строительство ЛАЭС-2. В-третьих, мы завершили модернизацию и работы по продлению срока эксплуатации 2-го энергоблока. В-четвертых, наши специалисты показали хорошие результаты в ходе комплексных противоаварийных учений и при совместной инспекции Ростехнадзора и финского надзорного органа STUK.
Весомые итоги всегда радуют. Но они во многом определяют и задачи на будущее. Так, в 2008 году предстоит выработать электроэнергии уже в объеме 29,4 миллиарда киловатт-часов. Такое нам удавалось лишь в 1985 году, когда работали все энергоблоки. При этом необходимо достичь коэффициента использования установленной мощности в 83,4%. В установленные сроки предстоит завершить работы по модернизации и продлению срока эксплуатации третьего энергоблока станции, ввести в действие комплексы хранения отработанного ядерного топлива, хранилище радиоактивных отходов. Нужно будет также утвердить инвестиционный проект по модернизации и продлению срока эксплуатации четвертого энергоблока, усилить работу по привлечению и закреплению кадров и, конечно, выполнению коллективного договора.

– А что же с проектом ЛАЭС-2?
– Проект разрабатывается Санкт-Петербургским институтом «Атомэнергопроект». ЛАЭС-2 – это самостоятельный филиал нашего концерна. В настоящее время осуществляется рабочее проектирование. На примере нашей станции вновь впервые в стране будет отрабатываться механизм замещения выработавших свой ресурс атомных энергоблоков на новые. Кстати, здесь будут применяться реакторы нового поколения – ВВЭР-1200, как более надежные и мощные. Это предусмотрено программой развития атомной отрасли. В нее включено сооружение первого энергоблока ЛАЭС-2.
30 августа 2007 года с участием председателя Госдумы РФ Бориса Грызлова, главы Росатома Сергея Кириенко и губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова состоялась торжественная закладка капсулы на месте будущего строительства. 12 сентября того же года Ростехнадзхор официально сообщил о выдаче двух лицензий на размещение первого и второго энергоблоков станции. Сейчас активно продолжаются работы подготовительного периода. В 2008 году в ходе строительства ЛАЭС-2 планируется освоить 7,5–8 миллиардов рублей, из которых 6 миллиардов рублей – бюджетное финансирование. Ввод первого энергоблока ВВЭР-1200 запланирован на 2013 год. Всего будет сооружено 4 энергоблока.

– Валерий Иванович, на одной из пресс-конференций ЛАЭС представляли вы, а ЛАЭС-2 Олег Лебедев. Складывается династия энергетиков-атомщиков?
– Олег Лебедев – мой сын, с которым мы в 1971 году приехали на строительство Ленинградской атомной станции. В 2007 он назначен исполняющим обязанности директора ЛАЭС-2. Так что, может быть, еще не совсем правильно говорить о династии. Поживем – увидим. Но скажу честно, какой же отец не будет радоваться тому, что дело его жизни продолжает сын.

– Станция располагается в 80 километрах от Санкт-Петербурга в городе Сосновый Бор, который и задумывался как спутник станции. Как складываются у вас отношения с руководством области и муниципального городского округа?
– Отношения рабочие, деловые, словом, вполне нормальные. Споры по каким-то проблемам бывают, но никакого противостояния. Все руководители отлично понимают, что за объект находится на их территории. Но и область, и Сосновый Бор для нас не чужие. Мы снабжаем город электроэнергией, водой и теплом. Только за январь нынешнего года от нашей бойлерной городу и его промышленным предприятиям отпущено 240 410 кубометров горячей воды, 107 282 гигакалорий тепла. Назову еще несколько цифр. Сумма фактически уплаченных нами налогов и сборов за прошлый год составила 1092,5 миллиона рублей, в том числе платежи в областной и местный бюджеты составили 560,4 миллиона рублей и 80,7 миллиона рублей соответственно.

– Цифры внушительные. Отрадно, что у области, города и станции – единство подходов и действий.

Владимир Павлов