Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 2 (82) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Выборы Президента РФ


Проблемы национальной интеграции российского общества в эпоху глобализации


Профессор Юрий Бойко о новых подходах в национальной политике

Юрий Бойко, доктор политических и медицинских наук, кандидат юридических наук, профессор Дипломатической академии МИД РФ

Президент РФ В.В. Путин предложил оптимальный путь развития государства, определив направления политической и экономической интеграции страны и необходимость решения проблем народонаселения, которые являются сейчас ключевыми в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Россия не предполагает «закрывать двери» перед соседями, но необходимо постоянно и в любой ситуации помнить о «своем доме».

Предыстория

Эти проблемы распадаются на два четко выраженных направления – депопуляция страны и снижение социальной и экономической активности граждан. Государственной власти Российской Федерации необходимо разработать научные подходы к анализу их причин и найти действенные инструменты решения в условиях, определяемых не только внутренними факторами влияния, но и глобализационным воздействием на страну извне.
Анализ исторических исследований показывает, что проблемы социальной дезинтеграции стали проявляться в России (в то время – Советском Союзе) на рубеже 80-х годов прошлого века. Именно тогда в поведении населения обнаружились признаки атомизированности, политической апатии, неуверенности в завтрашнем дне, критического отношения к центральной власти. В период с начала 60-х до начала 80-х годов ХХ века наметились негативные изменения демографических показателей – при росте численности населения почти на 25% (по переписи населения 1959 и 1979 гг.) проявилась устойчивая тенденция к снижению рождаемости и увеличению смертности населения. Прирост численности населения за эти годы происходил преимущественно за счет народов Средней Азии и частично Кавказского региона. Влияние отмеченных внутренних факторов внесло свой объективный вклад в распад СССР в 1991 г.
К сожалению, во внутренней и внешней государственной политике Советского Союза не учитывалось многое. Ведь для получения критических оценок необходим постоянный мониторинг объективных показателей уровня и качества жизни населения, а также субъективных оценок граждан в отношении социальных программ и решений власти. Отсутствие не формальных, а объективных критических подходов приводит к тому, что любая политика сбивается с курса и заходит в тупик, что и произошло в СССР.

Сегодняшний день

Развитие новой России также требует критических подходов к оценке любых показателей, которые ложатся в основу принятия управленческих решений. Так, например, чтобы руководствоваться современными показателями рождаемости в РФ за 2007 г., повышенными по сравнению с предыдущим периодом, необходимо провести их качественный анализ и оценить, например, какой процент рождений приходится на граждан РФ, какую долю рождений на территории России обеспечивают семьи иммигрантов, для которых РФ не является страной постоянного проживания. Следует учитывать длительность влияния различных факторов на принятие решения о рождении ребенка. Социальные программы государства в данной области, по свидетельствам социологов, могут оказывать значительное, но непродолжительное воздействие. Глубокий последовательный анализ качественных показателей рождаемости целесообразно осуществить в рамках неотложного проведения переписи населения на основе научно-обоснованной программы.
Власти РФ должны учитывать, что российское государство развивается в условиях многократно усилившегося влияния извне. Ключевое значение для возрождения России, обеспечения устойчивого экономического роста и решения назревших социальных проблем имеет повышение конкурентоспособности отечественной продукции на основе научно-технологического обновления производства, а также формирование нового имиджа России в мире. При решении этих задач важнейшим для россиян становится фактор «качества населения», способного построить конкурентоспособную экономику.
Однако демографический кризис, снижение качества «человеческого материала» – недостаточно высокие показатели рождаемости, «экспорт мозгов», ухудшение здоровья населения, которые сопровождаются бедностью значительного числа работоспособных и работающих граждан, ухудшение социально-психологического климата, формирование социальной и национальной розни чрезвычайно негативно сказываются на создании социальной базы будущего экономического подъема. Ситуация приобретает особую остроту в отдельных субъектах федерации. Отсутствие решения проблемы народонаселения может привести к тенденциям нестабильности внутри страны, а также к агрессивному мышлению извне.
Будущее России зависит от эффективности процессов социальной модернизации в стране (см. ст. 7 Конституции РФ). Соответственно, перед властями страны стоит основная задача – сформировать действенный государственный механизм реализации этого процесса. Проблемами, стоящими на этом пути, могут являться многонациональность российского государства, поликонфессиональность населения, отсутствие адекватной национальным интересам идеологической платформы и достаточного опыта демократического развития.
По мнению исследователей, в эпоху глобализации российские народы, проживающие в национальных субъектах федерации, с одной стороны, ориентированы в своем развитии на усиление внутренних связей, интеграционных процессов, формирование национальной идеологии и комплексное освоение собственных земель и регионов, с другой – на полнокровное участие в общемировых глобальных экономических процессах. Соответственно, полноценное участие модернизирующейся России в функционировании мировой экономики требует проведения всестороннего анализа согласованности государственной экономической и социальной политики с современной ситуацией в областях идеологии и национальных отношений.
На сегодняшний день политическая и экономическая науки при обилии комплексных задач развития страны не предлагают реальных механизмов их решения.
При решении проблем такого масштаба любая государственная политика должна быть подкреплена осознанными совместными усилиями всего населения или его значительной части, что определяет приоритетность развития интеграционных процессов в обществе на базе общенациональной идеологии и развитых институтов гражданского общества.
Структурированный системный подход к развитию человеческого потенциала страны предполагает необходимость выявления и научного анализа факторов, которые могут влиять на этот процесс. Полиэтничность Российской Федерации является одним из таких значимых факторов, поскольку во многом определяет межличностный и межнациональный социально-психологический климат в стране.
Трудности модернизации политической системы России в сочетании с осложнениями экономического положения страны усугублялись опасностью ее дезинтеграции ввиду нечеткости территориального устройства. Данная угроза не до конца исчезла и сегодня. «Нестыковка» промышленных отраслей различных регионов, нарушение целостности общественного хозяйства, огромная территория, отсутствие сети дорог, слабое развитие средств связи повышают угрозу развития в стране центробежных сил. Постепенное разрушение многолетней жесткой социальной структуры, появление новых социальных страт, стремление различных групп населения осмыслить и отстоять свои интересы обусловливают рост националистических идей. Очевидно, что в Российской Федерации этнический фактор играет существенную роль в трансформационных процессах.
Поиски замены прежней идеологии социалистического интернационализма выражались в том, что в многонациональном государстве отправной точкой самоидентификации народов становилось то религиозное мировоззрение, то беспредельный прагматизм. В сфере национальной политики это вело к развитию массовых этно-конфессиональных и националистических движений, объективно ослабляло централизацию управления в стране, создавало несогласованность в федеральной политике.
Все это говорит о том, что сегодня основные задачи государства лежат в области восстановления и преумножения человеческого капитала страны с одновременным совершенствованием федеративных и межнациональных отношений. Развитие человеческого капитала, в свою очередь, предполагает формирование позитивного национального самосознания, восстановление и развитие систем социальной, ценностной и духовно-идеологической ориентации населения.
Сами вопросы национального самосознания заслуживают более детального анализа. Здесь немало проблем. Да и формирование самосознания каждой личности является слишком существенным аспектом, чтобы не уделить ему особого внимания.
Сильной стороной прежней советской идеологии была идея объединения, слабой стороной – переоценка совпадения интересов трудящихся всех стран, выбранных в качестве объединяющихся субъектов.
Распад прежней системы ценностей в переходный период одновременно сопровождался заменой прежней идеологии социалистического интернационализма новой идеологической парадигмой, предусматривавшей развитие национально-либерального прагматизма. Вытеснение коммунистических идей одновременно привело к утрате российским обществом таких позитивных черт, как коллективизм, способность сопереживания и сочувствия к другим людям. Целью созидательной деятельности россиян стало исключительно личное благополучие и обеспеченность для себя и своих близких. В условиях атомизации общества и усилившейся конкуренции возросли межличностная разобщенность и межнациональное напряжение.
Американские идеологические подходы, насаждаемые в последние десятилетия российскими СМИ, оказались разрушительными для российского менталитета, сформированного в совершенно иных исторических условиях. Разница моделей общественного развития в России и западных странах приводит к тому, что прежде всего американская идея «реализации возможностей свободным индивидуумом» перерастает в России во вседозволенность, а идея осуществления свободной конкуренции, слепо перенесенная на российскую почву, приводит к росту разобщенности между отдельными членами социума и формированию агрессивных тенденций в психике людей.
Негативный характер данных тенденций уже выявлен и требует внесения некоторых корректив в области жизненных оценок, однако, несмотря на то, что в стране относительно нормализовалась работа государственных экономических, социальных и правовых структур, в прессе и на телевидении продолжает сохраняться преимущественный показ негатива, агрессии и насилия. Создается впечатление, что на российский народ оказывается целенаправленное психологическое давление. Программы телевидения, конечно, могут быть разными, различными могут быть и их цели, но, учитывая это, необходимо проводить работу по формированию безопасной системы доступа, предохраняющей хотя бы психику детей. Подобные программы – это не способ повышения рождаемости и укрепления семьи, как ни пытаются это доказать их авторы, а реальное нарушение психики аудитории.
Переоценка значения индивидуальных ценностей в нашем обществе и явная недооценка ценностей групповых привели к тому, что в рамках современного атомизированного российского общества в настоящее время недостаточно удовлетворяются потребности личности в безопасности, сопричастности интересам какой-либо общественной или социальной группы, признания со стороны других членов социума. Эта неудовлетворенность толкает россиян на участие в сектах различного рода, функционирующих на всей территории РФ и наносящих непоправимый ущерб психологии личности. Полнота и уровень законодательного регулирования данного вопроса также, к сожалению, не способствуют его изживанию из российской действительности. Неудовлетворенность потребности в обретении безопасности среди «себе подобных» и сопричастности какой-либо общественно значимой идее может также обусловить участие человека (особенно молодого) в группировках националистического, часто экстремистского толка.
Вся эта палитра проблем обусловлена отсутствием единого системного стратегического подхода государственной власти к формированию здорового и обогащенного национального самосознании, включающего гармоничную взаимосвязь воспитания в каждой личности системы частных и общегражданских ценностей, в том числе патриотизма.
По мнению ряда исследователей, российский социум существует в состоянии атомизации, а также аномии уже более пятнадцати лет. В этих условиях утраты структуры общества, а также разрушения прежней системы ценностей российская символьная элита не может выдвинуть идею, которая была бы признана всем обществом в качестве общенациональной. К сожалению, российская элита отражает превращение застойного советского общества в современное атомизированное, конфликтно-прессинговое. Российскими учеными отмечается, что одновременное существование в России (на различных территориях и в различных регионах) либерального, этнопаритетного и радикального, этноприоритетного (националистического) подходов к формированию национализма в самосознании российских этносов, в том числе и русского, говорит о раздробленности российской «символьной» элиты и соперничестве между акторами. Ожидается, что преодоление социальной аномии и повышение уровня жизни населения в определенной степени сгладит остроту проблемы, сократит социальную базу национал-радикализма. Существенное значение при этом имеет субъективный фактор, под которым понимается адекватная национальная политика, учитывающая интересы «большинства» и «меньшинства», а также характер и результаты взаимодействия представителей «символьной» элиты, политической элиты и контр-элиты.
В свою очередь, субъективный фактор в значительной степени – результат политического менеджмента. В настоящее время можно говорить уже не о президенте РФ В.В. Путине, а «феномене президента Путина». В.В. Путин – не только стабилизирующее (как было в первые годы его президентства), но и интегрирующее начало национального самосознания. Если вдруг состоится его уход с большой политической арены, то на данном этапе это может иметь негативные последствия для национального самосознания. Однако российскому государству не хватает «топ-менеджеров» государственного масштаба – профессионалов в науке управления. Представляется очень важным изменение существующего в настоящее время управленческого мышления. Мышление современных управленцев должно работать не на сопровождение процесса, а на результат. Надо признать, что до сих пор многие блестящие идеи реализуются неэффективно; порой формализация процесса и демагогия убивают его суть и потенциальный выигрыш. Нужно смотреть правде в глаза – позитивный курс развития страны, выбранный современным руководством, необходимо развивать, а не тормозить.
Не требует доказательств, что государственно-политическая элита в настоящее время высокопрофессионально подготовлена. Но профессионализм не является гарантией получения желаемого результата, если отсутствует видение стратегической цели, отсутствует ориентация деятельности российской политической элиты на национальную интеграцию, отсутствует общенациональная идея. Именно по данной причине многие значимые проекты реализовывались по принципу «шума на 100 рублей, а результат на копейку».
Так, стратегически и идеологически непродуманным решением является ликвидация Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ в 2001 году. По мнению специалистов, оно было вызвано тем, что национальные вопросы, проникая во все области жизни общества, являются фактически политикой, а следовательно, сферой внимания руководства страны. В то же время каждое министерство должно иметь конкретный «предмет деятельности». В данной позиции не учитывается, что хотя в аппарат руководства страны, безусловно, должно входить некое специальное «управление по национальной политике», которое должно определять идеологию, основные направления и стратегию работы в данной сфере, однако практическую реализацию политики осуществляют все-таки правительственные ведомства.
Деятельность Министерства регионального развития РФ, в состав которого сегодня входит Департамент межнациональных отношений, сосредоточена, в основном, на вопросах социально-экономического развития регионов и проблемах ЖКХ, в то время как приоритетность проблем национальной политики оказывается заметно сниженной. Уже само название вышеупомянутого ведомства в структуре Министерства регионального развития РФ несет в себе базовый элемент разобщенности и показывает, что попытка делегировать Министерству регионального развития РФ полномочия и функции в области достижения национальной интеграции противоречит логике и приводит к искривлениям приоритетов в самой сфере национальной политики.
Так, например, экономическая политика развития региона может входить в противоречие с проблемами сохранения природной и культурной среды обитания этносов, живущих на территории данного региона. Это подтверждает, что методические разработки механизма реализации национальной политики, а также контроль эффективности и соответствия направленности ее реализации стратегическим целям государства должно осуществлять специальное ведомство. В задачи данного ведомства также должно входить обеспечение планомерного доведения механизмов и средств реализации государственной национальной политики до каждого россиянина, а не только до региональных политических элит, что означает осуществление целенаправленной деятельности не только в сфере национальной политики, но и идеологии, а также коммуникаций с населением. Значимость данной проблемы необходимо, прежде всего, осознать до конца, на всех уровнях государственного управления. Решать проблему необходимо централизованно, избегая формальных подходов. Во многих регионах существуют ведомства, занимающиеся вопросами национальной политики, а на федеральном уровне – только Министерство регионального развития.
Таким образом, несмотря на демократичность подходов и существование в РФ современной правовой базы, соответствующей международным требованиям, в сфере национальной политики имеются проблемы.
К сожалению, в настоящее время политики и эксперты, работающие в органах государственной власти, не сумели оценить значимость того, что сам термин «межнациональные отношения» несет в себе элемент статичности, противопоставления и разобщенности.
Думается, что постановка более «высокой» цели в виде «развития национальной интеграции» позволила бы увидеть российскому обществу позитивную перспективу.

Национальная интеграция как таковая

Национальная интеграция и национальная политика тесно переплетаются, но не подменяют друг друга. Развитие процесса национальной интеграции должно стать стратегической целью национальной политики государства. Экономическая и социальная политика правительства РФ также должны служить достижению данной цели. Реализация процесса национальной интеграции позволит России и всем народам, ее населяющим, консолидировать свои резервы и ресурсы, выступать как единое целое на международной арене, повысить значимость России в отношениях с СНГ. Конкурентные преимущества, которые получает российское государство от использования общенациональных брендов, таких, например, как «русский балет», «русский флот» или «Газпром», с развитием процесса национальной интеграции будут иметь все большее значение для всего многонационального российского населения.
Предлагаемая к рассмотрению идея «национальной интеграции», которая сегодня может претендовать на роль общенациональной, надэтнической, должна стать для России и россиян не просто политическим термином. Эта цель наполнена глубоким и конкретным смыслом. Она определяет миссию российского государства – социальная модернизация жизни населения огромной многонациональной страны, повышение качества и уровня жизни россиян, создание в стране атмосферы сотрудничества и доверия граждан к своему государству и друг к другу вне зависимости от этнической принадлежности. Национальная интеграция должна стать системным инструментом государственной политики по решению демографических проблем России.
Развитие национальной интеграции – это сложный многостадийный процесс, который затрагивает не только социально-экономические аспекты жизнедеятельности населения, но и исторически сложившиеся, глубинные проблемы взаимодействия культур, обычаев и верований на территории российского государства, а также проблемы формирования в стране гражданского общества.
Область развития национальной интеграции как явления и как процесса, безусловно, нуждается в регулировании правоотношений, возникающих в процессе строительства российской государственности в этом направлении. При этом необходимо учитывать объективность, этапность и временной характер формирования единого российского гражданского общества. Было бы ошибкой торопить развитие общества, недооценивая объективные законы его развития, изученные в работах отечественных ученых. Российская научная мысль всегда привлекала внимание мирового сообщества, но не всегда по достоинству оценивалась внутри страны. Первый заместитель председателя правительства РФ Д.А. Медведев совершенно прав, когда обращает внимание на необходимость подготовки качественно нового уровня научного потенциала российского государства. Однако недостаточно ориентироваться только на профессиональную подготовку специалистов в области народного хозяйства. Стране необходимы думающие, неравнодушные к ситуации в государстве люди, которые составляют общественную страту, обычно именуемую интеллигенцией. Нельзя забывать о роли интеллигенции, в том числе научной, в становлении гражданского общества в России.
От государства ожидается создание правовых предпосылок для развития единого гражданского общества и единой гражданской нации. Иными словами, правовое поле российского государства должно полностью обеспечивать защиту интересов всем группам в российском обществе на всех уровнях государственной власти. В связи с этим целесообразна разработка Закона о национальной интеграции, который должен способствовать формированию центростремительных сил в стране.

О Федеральной службе национальной интеграции

В качестве меры, обеспечивающей реализацию координирующих и контрольно-надзорных функций в данной сфере со стороны российских властей, предлагается создание отдельного государственного ведомства с приданием ему статуса федеральной службы, соответствующих полномочий и качественно новых функций. Деятельность предположительной Федеральной службы национальной интеграции РФ должна протекать во взаимодействии с министерствами и ведомствами Российской Федерации и выстраиваться как системная и комплексная, затрагивающая все сферы, связанные с вопросами национальной интеграции, – идеологическую, социально-психологическую, национальную.
Министерство регионального развития РФ как государственный орган, выпускающий нормативные, директивные и информационно-методические материалы, безусловно, должно продолжать осуществление своих прямых функций. Одновременно, Федеральная служба национальной интеграции РФ в рамках своих контролирующих и надзорных полномочий должна заниматься будущим нации, уделяя полноценное внимание ее многонациональности, многоконфессиональности, многоязычию, а также формированию единой российской национальной идеологии.
Отделения Федеральной службы должны быть во всех населенных пунктах России. Ею должен осуществляться обладающий обратной связью системный мониторинг общественной жизни, проникающий в самые отдаленные уголки страны. Такой мониторинг не может осуществляться министерством, т.к. министерство – это государственный орган, встроенный в жесткую вертикаль власти, который рассчитан на то, чтобы осуществлять властные полномочия только «сверху вниз».
Создание Федеральной службы национальной интеграции РФ позволит, не подменяя существующие органы государственного управления, выделить в новое самостоятельное направление деятельность в областях формирования национальной общероссийской идеологии, общероссийской национальной и федеративной политики. Развитие в данных областях замедлилось и не дает позитивных результатов, сколько бы отдельных ведомств ими не занималось и сколько бы государственных средств не вкладывалось в данное направление.
Среди основных функций предлагаемого государственного органа можно выделить следующие:
организационно-кадровые;
социальные;
идеологические и информационные;
сферы национальных и религиозных отношений;
культурно-образовательные;
политические;
экономики и развития рыночных отношений;
контроля миграционных процессов;
международных отношений и др.
Очевидны и основные направления деятельности этого ведомства.
Таким образом, предлагается качественно новый подход к будущему национально-государственному строительству. Именно это позволит обеспечить качественный прорыв и в решении проблем народонаселения России.