Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 1 (81) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Правоохранительная система


Прокурорам нужны полномочия


Генеральный прокурор Ю. Чайка о противодействии коррупции и не только

Коррупцию можно искоренить. И есть люди, готовые это сделать, и главное, знающие – как. О том, кто эти люди, как они намерены победить главное российское зло и чего не хватает нашим правоохранительным органам, чтобы нормально и эффективно работать, корреспонденту «НВ» рассказал Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка.

– Юрий Яковлевич, что, по вашему мнению, необходимо предпринять для укрепления законности и правопорядка в России?
– Во-первых, необходимо последовательное углубление реформы правоохранительной системы, намеченное еще 15 лет назад. Нужно переходить от укрепления судебной ветви власти к реальному реформированию правоохранительных органов. При этом критерием оценки эффективности этой реформы должны стать не некие статистические показатели (число выявленных и раскрытых преступлений, количество осужденных и оправданных и т.п.), а реальное, ощутимое и оцененное населением укрепление правопорядка в стране. Во-вторых, нужны среднесрочная и долгосрочная программы противодействия преступности. В них должны быть отражены стратегические и тактические задачи и определены направления деятельности правоохранительных органов, важнейшие шаги в достижении намеченных целей – законодательные, организационные, финансовые. Без дополнительных финансовых вливаний в правоохранительную систему, в сферу профилактики преступности еще ни одно государство в мире не сумело добиться ощутимых результатов. В-третьих, необходимо настойчиво добиваться реального исполнения правоохранительными органами действующего законодательства. В этом отношении масштабные задачи стоят как раз перед Прокуратурой РФ, как органом, уполномоченным от имени государства осуществлять надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов.

– К вопросу о дополнительных финансовых вливаниях: по каким направлениям они наиболее необходимы?
– Что касается органов прокуратуры, то нам сейчас необходимы значительные финансовые вливания в дальнейшее развитие единой автоматизированной информационной системы органов прокуратуры (ИСОП). Первая очередь этой системы была развернута еще в 2006 году. Это многоуровневая структура, объединяющая в единое информационное пространство Генеральную прокуратуру и большую часть прокуратур регионов РФ, что существенно повышает эффективность их работы. Уже разработан и одобрен МЭРТ ведомственный целевой проект для развертывания второй очереди ИСОП. Теперь дело за финансированием. Второй вопрос, требующий значительных инвестиций, это строительство новых зданий для региональных прокуратур. Сейчас многие из них арендуют здания, а это огромные, причем постоянно растущие расходы. Строительство собственных зданий снимет эту дополнительную финансовую нагрузку с органов прокуратуры, но для его осуществления тоже нужны деньги. Ну и совершенно необходимо обеспечить работников прокуратуры жильем, что также требует немалых средств.

– Сегодня едва ли не главным злом, мешающим нормальной жизни и развитию российского общества, считается коррупция. Она затронула практически все ветви и уровни власти в России, в том числе и правоохранительные органы. Какие меры могли бы активизировать борьбу с коррупцией и существенно повысить ее эффективность?
– В ближайшее время должен быть принят базовый федеральный закон «О противодействии коррупции», который определит ключевые понятия в этой сфере, систему мер по противодействию коррупции и государственные органы, ответственные за их выполнение. Предусматриваются также дополнения в Уголовный кодекс РФ об ответственности государственных чиновников всех рангов за коррупционные преступления.
Что касается собственно прокуратуры, то противодействие коррупции всегда было одним из приоритетных направлений ее деятельности. В 2006 году в Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры был создан отдел по надзору за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе. В том же году было выявлено более 92000 фактов нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе (в 2005 году – 24000), по материалам прокурорских проверок в этой сфере возбуждено более 500 уголовных дел. За первое полугодие 2007 года таких уголовных дел было уже 700.
Наиболее типичным преступлением коррупционной направленности является взяточничество. За 10 месяцев 2007 г. зарегистрировано 10672 таких преступления.
Всего же за этот же период зарегистрировано 32189 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Причем, усилия прокуроров направлены не только на пресечение коррупционных проявлений, но и на выявление условий и причин, их порождающих.
В августе 2007 г. в Генпрокуратуре создано специализированное управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в каждом субъекте РФ.
В их компетенцию входит противодействие коррупции в сфере государственной и муниципальной службы, среди государственных чиновников, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.
Они правомочны осуществлять необходимые мероприятия по противодействию коррупции в сфере исполнения законодательства, а кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» они могут участвовать в координации деятельности уполномоченных органов исполнительной власти по борьбе с преступлениями коррупционной направленности.
Существенным подспорьем в этой работе послужило бы определение органов прокуратуры в качестве специализированного уполномоченного органа, выполняющего координирующие функции в сфере осуществления государственной политики по противодействию коррупции.
Выделить такой специальный орган в системе органов государственной власти рекомендуют и конвенции ООН и Совета Европы. Прокуратура России готова выполнять функции такого органа, способна к системному противодействию коррупции.
Возложение же этих функций возможно путем издания соответствующего указа президента РФ.

Сергей Преображенский