Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 1 (81) - 2008

ТЕМА НОМЕРА:

Правоохранительная система


Самоубийство мифа


Плюсы и минусы президентства В. Путина анализирует экономист М. Делягин

ПутинЭпоха Путина уходит в историю. А вместе с ней заканчивается или, точнее, уже закончился период «путинской стабильности». Впереди – мрак надвигающегося кризиса, из которого нынешний период российской истории будет казаться едва ли не золотым веком. Но пока еще есть возможность подвести итоги правления Владимира Путина и оценить ее плюсы и минусы с претензией на объективность и с надеждой на понимание…

Пять плюсов Путина

Во-первых, Путину удалось восстановить российскую государственность. Правда, в ее наиболее уродливой и однобокой форме, с потерей основных достоинств и гипертрофией основных недостатков, но до Путина ее просто не существовало более 10 лет. Надо признать, что попытки восстановления государственности предпринимались в России и ранее, но до конца доведены не были. Так что это – неоспоримая заслуга Путина.
Вторая заслуга Путина – пробуждение национального самосознания и ощущения самоценности России. Мы перестали воспринимать себя как некий обломок погибшей великой империи, приобрели вес и значение в собственных глазах. Путин стал символом наведения порядка и восстановления здравого смысла после либералистического распада 90-х. Другое дело, что, взяв эту высоту, Путин не смог на ней удержаться и начал строить военно-полицейский феодализм для узкого круга приближенных.
В-третьих, при Путине началось неполное и непоследовательное, но все же возвращение к разумности, наиболее заметное в осознании безусловной враждебности внешнего окружения. Правда, это осознание привело к обострению шпиономании, но это уже, так сказать, побочный эффект. Разумность проявляется и в продвижении к адекватному восприятию собственной истории. Да, это продвижение осуществляется часто уродливым и непоследовательным образом, но оно есть! Мы не вернулись при Путине к нормальности, но сделали к ней несколько важных шагов.
Четвертая заслуга Путина – создание крайне агрессивного государственно-коммерческого механизма, нацеленного на скрытую внутреннюю и внешнюю экспансию. И хотя этот механизм создавался в коррупционных целях, как «прачечная для отмывания денег», потенциально он является мощной системой глобального влияния, которая при нормальном использовании может принести колоссальные дивиденды.
И, наконец, в-пятых, нельзя не отметить гуманизм Путина. Нет сомнений, что лично Путин не отдавал приказов об уничтожении неугодных, это не в его стиле. Даже Ходорковского не убили, а "всего лишь" посадили. Путин предпочитает не столько подавлять оппозицию, сколько разлагать и развращать ее, отнимая не саму жизнь, но ее смысл. И надо сказать, весьма в этом преуспел - оппозиция утратила дееспособность именно к тому моменту, когда могла бы реально побороться за власть.
 

Когда «верхи не могут»

Минусов правления Путина было количественно намного меньше, но они настолько существенны, что перечеркивают перечисленные выше плюсы. И главным минусом стал отказ от модернизации.
Стремление к модернизации заложено в природе российской государственности. Но именно это ее качество было режимом Путина утеряно. Сегодня государственность используется преимущественно в коррупционных целях – для личного обогащения ее непосредственных членов. Это порождает напряжения и постоянные системные сбои. Нормализация государственной системы, переориентирование ее на модернизацию – тяжелая и болезненная, но все же выполнимая задача, причем более простая и понятная, чем восстановление государственности как таковой. Однако эта задача не была и, скорее всего, не будет выполнена «при этой власти». Тому есть несколько причин: во-первых, заниматься модернизацией некому – власть слишком увлечена потреблением, чтобы отвлекаться на что-то другое; во-вторых, власть не видит необходимости в модернизации, поскольку неспособна воспринимать действительность в перспективе – ее горизонт ограничен собственным кошельком, который пока полон; и, в-третьих, она просто не умеет этого делать.
Вторым гигантским минусом путинского правления стало развращение общества. Новая власть воспринималась поначалу как "своя" - социально близкая и понятная, в противовес "чужой" и непонятной власти 90-х, воспринимаемой народом скорее как оккупационный режим. Но когда "своя" власть начала делать то же самое, что раньше делала "чужая", в сознании общества произошел слом. Девальвировались такие основополагающие понятия, как правда и справедливость. Сегодня понятие справедливости в общественном сознании имеет откровенно деструктивный характер, ее больше не ждут от государства - она направлена против него.
 

Шоу продолжается?

ПутинМежду тем государственная машина вообще перестала работать. Бюрократия не выполняет своих прямых функций. И если в 90-е годы недееспособность госучреждений была во многом обусловлена элементарным отсутствием средств, то сегодня, когда денег более чем достаточно, это больше похоже на откровенный саботаж.
Наиболее ярко этот саботаж проявился в ходе думской избирательной кампании. Два примера: по имеющимся данным, за все время предвыборной гонки Верховный суд рассмотрел только 6 дел, а ЦИК «успела» разобрать лишь 8 из 131 заявления о нарушениях избирательного законодательства! Неудивительно, что после этого «серьезных нарушений зафиксировано не было».
Декабрьские выборы еще раз наглядно продемонстрировали как степень коррумпированности власти, так и степень развращения и разложения общества. Оппозиция после недолгой агонии скончалась: «Другая Россия» расслоилась, либералы еще раз доказали, что не могут договориться даже сами с собой, патриоты «закуклились» и исчезли из реальной жизни, оставшись лишь в виде Интернет-ресурса. Народ принял предложенные властью правила и послушно проголосовал, а затем так же послушно принял заведомо известные результаты этого голосования.
Спектакль под названием «Выборы президента России» сам по себе никакого интереса не представляет. Понятно, что победит Медведев; понятно, что победит в первом же туре – второго допускать нельзя, это может поколебать уверенность в легитимности преемника. Понятно также, что такого подавляющего большинства, какое получили «медведи» в Думе, ему не дадут. Преемник получит 51–52% голосов при таком же примерно проценте явки. Это снимет все вопросы о его легитимности и в то же время не даст повода «задирать нос».
Жириновский и Зюганов сыграют свою роль политических декораций так же, как они сделали это в декабре, и получат заранее оговоренные бонусы. Что касается остальных кандидатов, то едва ли кто-то из них сможет пройти даже стадию сбора подписей. Разве что Касьянов, потенциал которого – пресловутые 2%.

Принцип Феникса

А после этого Россию ждет неминуемое погружение в глубокий системный кризис. Созданные Путиным предпосылки этого кризиса уже приносят плоды: инфляция вышла из-под контроля и продолжает расти – это признают уже и правительство, и Центробанк; обозначился кризис ликвидности, подогреваемый растущей инфляцией и, в свою очередь, еще сильнее ее разгоняющий; увлеченная неограниченным потреблением властная надстройка потеряла интерес к выполнению своей основной функции; бизнес, призванный обеспечивать возможность этого потребления, все больше теряет интерес к развитию.
Медведев, который скоро сменит Путина в президентском кабинете, не сможет заменить его в качестве руководителя государства. И даже если Путин паче чаяния все-таки возглавит правительство, это не решит ровным счетом ничего.
Первое, что ждет недееспособного преемника – жесткий клинч с силовиками. Я бы очень хотел посмотреть, и как Медведев будет давать какие-то распоряжения директору ФСБ Патрушеву, и как Патрушев будет эти распоряжения выполнять. Скорее всего, он их просто «не расслышит» или расслышит только то, что сам сочтет нужным. Неспособность Медведева к принятию самостоятельных решений приведет Россию к управленческому кризису. Страна станет не просто кораблем, ведомым слепым и глухим капитаном, а кораблем, где несколько слепоглухонемых капитанов дерутся за руль. Ни о какой модернизации в таких условиях не может быть и речи. Медведев не сможет обуздать инфляцию, которая вновь – впервые за 10 лет – станет монетарной.
Конечно, какое-то время Путин еще будет сохранять влияние и власть: преемник будет советоваться с ним по важнейшим стратегическим вопросам. Но дьявол прячется в мелочах, а «по мелочам» Медведев будет советоваться с совершенно другими людьми. Власть постепенно начнет ускользать из рук Путина, в борьбу за нее вступят сразу несколько группировок, что еще сильнее усугубит кризис.
Произойдет все это, скорее всего, уже к концу 2008 года. Существующий запас прочности позволит России спокойно жить до середины июля. После этого риск возрастает в геометрической прогрессии. «Точка невозвращения» будет пройдена примерно через полгода после инаугурации – как раз в ноябрьские праздники, и если до этой даты Путин не сможет вернуть себе власть, он не сможет этого сделать уже никогда. А Медведеву будет уготована роль козла отпущения.
Как ни печально это прозвучит, но единственным выходом из надвигающегося системного кризиса видится сам этот кризис. Он сломает окостеневшую общественно-государственную систему сегодняшней России и, если мы сумеем выстоять под его ударами, позволит здоровым силам общества построить не ее обломках новую - нормальную и дееспособную. Остается лишь надеяться, что такие силы в российском обществе есть или появятся в ближайшее время.
 
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук