|
Архив
№ 12 (80) - 2007
ТЕМА НОМЕРА:
Экспорт и импорт России
|
|
Gazprom und Golubzy
Взгляд из-за рубежа
Уже не одно столетие путешествие из Санкт-Петербурга в Москву и обратно дает пищу пытливому русскому уму. Нынче в направлении Белокаменной бессчетные трейлеры тащат, надрываясь, легковые иномарки; путь в Северную Пальмиру те же грузовики проделывают, как правило, порожняком. Иллюстрация к заявленной теме грубая, но яркая: если российский импорт бросается в глаза отовсюду, то экспорт незримо укрыт, главным образом, в трубах большого диаметра.
Сырьевой перекос экономики давно обернулся перекосом общества: незначительная его часть трудоустроена в добывающей промышленности и живет относительно сносно; огромное большинство россиян из прочих сфер народного хозяйства едва сводит концы с концами.
Средняя зарплата в России практически достигла $500, но это то же самое, что средняя температура по больнице. К тому же эту «температуру» сбивает инфляция, которая вырывается, по итогам 2007 г., далеко за 10%. Пытаясь найти повод для оптимизма, редакция «НВ» обратилась с рядом вопросов к А.Д. Дейнеко – директору департамента промышленности Минпромэнерго РФ (правда, на сайте ведомства он указан еще и как заместитель директора... того же самого департамента).
Подчиненные Андрея Дмитриевича нас ничем не порадовали, зато удивили, заверив, что тема экспорта и импорта вообще не входит в их компетенцию. И тогда мы решили взглянуть на ситуацию в совершенно ином ракурсе – глазами жителя Германии. Наш собственный корреспондент в Штутгарте Мартин Майер отправился по магазинам с одной-единственной целью – отыскать там товары Made in Russia.
Его также поджидали разочарование и удивление: российскими оказались лишь изделия с названием Vodka. Как-никак, товарооборот между двумя странами еще в прошлом году существенно превысил 50 млрд евро, что вдвое превышает весь ВВП вполне индустриально развитой Белоруссии. Столько водки немцам не выпить.
«Где же скрывается вся эта продукция? – спросил себя Мартин и огляделся. – Да нигде! Мы буквально выдуваем ее через трубы. Российский экспорт в Германию на 84% состоит из энергоносителей, и доля эта неуклонно растет. Учитывая, что спрос и цены на них тоже постоянно увеличиваются, вовсе не кажется чудом, что “Газпром” спонсирует популярный футбольный клуб “Шальке-04” в объеме 5 млн евро ежегодно. Вряд ли “Шальке-04” выиграет чемпионат высшей лиги, но игроки гордо носят на футболках логотип “Газпрома”. Помнится, мой университетский профессор экономики на первом же занятии по маркетингу сказал: “Вы либо занимаетесь рекламой, либо умираете”. Похоже, “Газпром” выучил этот урок».
Вместе с тем отсутствие российских товаров вовсе не означает отсутствия товаров русского генезиса. Разумеется, их потребителями выступают в первую очередь русскоязычные жители, число которых уже превысило 2 млн человек, включая 300 тыс. иммигрантов и 518 тыс. граждан РФ (именно такое количество имело право проголосовать в российских консульствах на выборах Госдумы 2 декабря 2007 г.).
Так, экс-инженер из Украины Юрий Левитин и экс-руководитель питерской рок-оперы Борис Флакс некогда основали в Ростоке фирмочку по производству замороженных продуктов питания, которая быстро разрослась благодаря пельменям и голубцам. Сегодня в немецких супермаркетах русская речь чаще всего слышна в отделах замороженных продуктов. А многие немцы не только познакомились с русской кухней, но и сделали ее частью своего обычного меню – например, Мартин Майер предпочитает голубцы пельменям. Как учесть эту вот культурную составляющую российского импорта?
После Второй мировой войны, когда в Германии не хватало рабочих рук, власти активно зазывали сюда жителей Италии, Греции, Испании. Однако вместе с ними в ФРГ инфильтровывались национальные привычки и традиции, причем мигранты вовсе не собирались возвращаться на свои исторические родины. Как заметил один писатель, «мы позвали работников, а приехали люди».
В итоге в современной Германии немецкие рестораны встречаются гораздо реже иностранных, а итальянские и турецкие гастрономы тем паче попадаются на каждом шагу. Открытие множества русских магазинов – вопрос лишь времени. В Штутгарте уже появилась первая красноречивая вывеска – Berjozka. Имеется в столице земли Баден-Вюртемберг и дилер автомобилей Lada.
«В магазинах можно увидеть продукцию из многих стран, – резюмирует Мартин. – Страна завалена китайскими изделиями, которые отличаются дешевизной и сомнительным качеством. Десятилетиями мы покупаем японские машины и электронику, хотя сами тоже их производим. Несомненно, найдется ниша и для России. В конце концов, голубцы почти не отличаются от того, что мы называем Krautwickel – капустными роллами».
Александр Брусиловский
|