|
Архив
№ 12 (80) - 2007
ТЕМА НОМЕРА:
Экспорт и импорт России
|
|
Как оценить работу мысли
Сколько стоит интеллектуальная собственность: секреты профессии
Ст. 44 Конституции РФ лаконична: «Интеллектуальная собственность охраняется законом». Раскрывает же понятие такой собственности ст. 138 Гражданского кодекса: «…это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)».
Кое-что о правах алхимика
Иными словами, интеллектуальная собственность – область больших ценностей без физического носителя, нематериальные активы. Вообразим средневекового алхимика, которому король заказал создание философского камня; представим также, что алхимик преуспел – загадка решена! Возникает вопрос: кому принадлежит ноу-хау – королю или алхимику? Кто вправе эксплуатировать философский камень по назначению, получая с его помощью золото? С современной точки зрения, полным правообладателем является король, который может использовать золото в любых целях. А вот алхимик – частичный правообладатель. Да, он вправе отлить для себя из золота мебель. Но он не может пустить добытое при помощи философского камня золото в оборот – рассчитываться им, продавать его. Данный пример иллюстрирует ситуацию, которая сложилась на значительной части интеллектуального рынка России: заказчиком самых дорогостоящих ноу-хау, как правило, выступало, да и сегодня выступает государство. А многочисленные патентодержатели являются такими же частичными правообладателями, как воображаемый алхимик. Десять лет назад нам приходилось разочаровывать многих предпринимателей, которые пытались вносить ноу-хау или патенты в уставный капитал создаваемых ими компаний. Из нашего анализа зачастую следовало, что на самом деле владельцем полных прав на то или иное открытие является государство. Естественно, это обстоятельство существенно сужает рынок оценки интеллектуальной собственности.
Сужение растущего рынка
Конечно, среди частных лиц или фирм постепенно становится все больше полных правообладателей. Но они нередко сталкиваются с дилеммой. С одной стороны, для транзакций с нематериальной собственностью требуется государственное оформление – патентная защита. С другой стороны, невозможно получить патент, не описав внятно идею изобретения, и, следовательно, возникает риск, что идею украдут. В итоге люди предпочитают не регистрировать свои открытия, а засекречивать их. Если речь идет о новых технологиях, то их внедряют в собственное производство и окружают от конкурентов завесой тайны. Лишь очень крупные структуры могут позволить себе отстаивать интеллектуальный продукт в суде. Так рынок становится еще уже; неслучайно нам редко доводится оценивать подлинные общественно значимые открытия. Но есть еще один существенный момент. В некоторых отраслях промышленности, где интеллектуальный продукт имеет решающее значение, основные процессы подпадают под действие относительно небольшого числа патентов. Эти патенты «перекрывают» всю отрасль – даже включая традиционные, казалось бы, технологии. Если правообладатели потребуют своей доли от извлекаемых благодаря их патентам доходов, то, по нашим расчетам, для подобной отрасли это обернется катастрофой.
Распространенные заблуждения
Психологи знают, что честолюбие (стремление быть значимым) и тщеславие (стремление казаться значимым) толкают людей к завышению оценки собственных идей, а порой и к заимствованию идей чужих. Еще лет пять назад к нам шли предприниматели с просьбами оценить их патенты, технологии, ноу-хау – особенно много было программного обеспечения к всевозможным станкам. Увы, сумма обычно оказывалась в разы меньше той, на которую рассчитывал заказчик. Наиболее характерны неоправданно высокие ожидания для предпринимателей, бизнес которых находится не в лучшем состоянии. Например, они рассчитывают заложить или дорого продать нематериальные активы, чтобы рассчитаться с вполне материальными долгами. Неудивительно, что оценщики вновь-таки вынуждены сплошь и рядом разочаровывать людей. Так, среди моих заключений порядка 70% отрицательных: собственность либо стоит гроши, либо вообще таковой не является (фикция, которая ничего не стоит), либо вовсе принадлежит другому лицу. Понимая положение клиента, мы нередко выдаем отрицательное заключение бесплатно; это приводит к тому, что, когда у клиента дела улучшаются, он возвращается к нам с просьбой об оценке чего-то еще, например, недвижимости и оборудования. Пример. Некий завод производит для нефтяной отрасли сплав секретного состава. И вдруг на рынке появляется тот же самый сплав с высокой коррозионной стойкостью, но по демпинговой цене. Выясняется, что секрет состава похитили бывшие сотрудники завода, создавшие собственное предприятие. Естественно, подобная продукция является контрафактной. После того как мы оценили нанесенный правообладателю ущерб, нарушители предпочли добровольно его возместить, не доводя дело до суда. Однажды к нам пришел владелец предприятия по розливу напитков: он разработал алюминиевую банку с крышкой, на обороте которой потребитель мог узнать о выигрыше приза. Предприниматель намеревался запатентовать свое изобретение, чтобы потом за большие деньги продавать его конкурентам. Каково же было разочарование, когда заказчик выяснил у нас, что пытается запатентовать давно защищенную патентом технологию! Есть и категория клиентов, которые убеждены, будто в нашей власти завысить, «натянуть» любую стоимость. В реальности это возможно лишь до того момента, когда отчет одного оценщика прочитает другой профессиональный оценщик. Он сразу же заметит места, в которых лукавый коллега сознательно допускал искажения. Да, еще существуют оценочные фирмы, которые занимаются «натяжками». Но у нас принцип: каждый наш отчет должен быть такого качества, чтобы его можно было отстоять в суде любой юрисдикции и при любых ухищрениях противной стороны. Здесь нужно заметить, что под противной стороной подразумевается другой оценщик, ведь оценщики судятся с оценщиками. И мы действительно выигрывали все суды, в которые нас втягивали.
Вкрапления интеллекта
Чаще всего приходится оценивать нематериальные активы в ходе общей оценки бизнеса. Ежедневно с утра до вечера мы оцениваем телекоммуникационное и полиграфическое оборудование, кабельные сети, крупные машиностроительные предприятия, металлургические комплексы. И среди огромных материальных объектов как бы «вкраплениями» встречается интеллектуальная собственность: контракты, наработанные связи, патенты, технологии. А также один из самых значительных интеллектуальных активов – деловая репутация компании, ее престиж, отношение клиентов к данному бизнесу, все то, что обозначается термином «гудвилл». Вместе с тем ожидается определенное расширение спроса на наши услуги со стороны киноиндустрии, шоу-бизнеса, издательской отрасли. Такое предположение основано не только на зарубежном опыте, но и на многочисленных осторожных обращениях к нам в последнее время. Продюсеры все чаще нуждаются в оценке стоимости будущей книги или кинокартины, чтобы с максимальной точностью скалькулировать проект либо даже отказаться от него. Как рассчитать интеллектуальную стоимость книги? Наша методика учитывает «раскрученность» автора, историю продаж прежних его публикаций, тематику, потенциальную перспективу продаж нового произведения, некоторые другие нюансы. В оценке кино немалый опыт мы наработали в начале 2000-х, когда студия имени Горького планировала распродать свой фильмофонд. Потом, правда, студия от этой идеи отказалась, а нас стали привлекать к оценке фильмов в процессе съемки. Однозначный вывод: из двух приблизительно равных по бюджету, жанру, тематике, режиссуре, актерскому составу кинокартин кассового успеха добьется та, которая сумеет привлечь дополнительные средства на продвижение в объеме 50–60% от своего бюджета. «Раскрученный» бездарный фильм принесет сверхприбыль, в то время как «нераскрученный» шедевр будет коммерчески провальным.
Сколько стоит «Норд-Ост»
Наверное, самой экзотической нашей работой стала оценка известного мюзикла «Норд-Ост» еще до его постановки. Мы разработали методику, которая учитывала, в частности, уже заключенные договоры на приобретение оборудования, оформление сцены, аренду театральных помещений в Москве, цену билетов, предполагаемый доход, затраты на музыкальное сопровождение и актерско-режиссерский пул. Мы оценили прибыльность проекта как весьма низкую – точно такой она потом и оказалась. Проблемы с оценкой интеллектуальной собственности во всех более или менее цивилизованных странах одни и те же. Везде есть трудности с доступом к закрытой информации, везде крадут ноу-хау, везде случается плагиат, везде пытаются сэкономить на оценке и везде впоследствии убеждаются, что этого делать не следует. Скажем, Россия отличается от США лишь масштабом, поскольку за океаном на порядки больше объектов оценки – и в науке, и в отраслях хай-тек, и в том же Голливуде. А вот профессиональных проблем нет ни за океаном, ни у нас, методики используются примерно одинаковые. Глубина проникновения оценщика в любой вопрос определяется значимостью вопроса для экономики. При оценке компьютерной программы не нужно вникать в каждую мелочь алгоритма – так ничего не получится. Прежде всего мы должны учесть параметры «на выходе» – что дает эта программа, какой рынок она раскрывает.
Владимир Станюкович, директор департамента оценки машин и оборудования компании «Российская оценка»
|