|
Архив
№ 12 (80) - 2007
ТЕМА НОМЕРА:
Экспорт и импорт России
|
|
Обещанного три года не дожидаются
Экспортно-импортная классификация регионов РФ
За последние 5 лет объем российского экспорта вырос втрое, импорта – впятеро. Только за три квартала 2007 г. страна, по данным Росстата, заработала на экспорте $247 млрд и потратила на импорт $153,5 млрд. Между тем состояние ВЭД по регионам отличается от среднестатистического по стране примерно так же, как и уровень жизни. Лидером внешнеэкономической активности, согласно статистике, является ЦФО, который дает около 40% экспорта и более половины импорта РФ. Впрочем, лидерство это по большей части виртуальное – более 85% экспорта и почти 75% импорта ЦФО приходится на Москву. Второе место по обоим направлениям держит, хотя и с большим отставанием, Московская область, доли остальных регионов ЦФО малозаметны.
«Экстраверты»
Если в общефедеральной статистике внешнеторговый оборот неуклонно растет, столь же неуклонно сохраняя положительное сальдо, то в субъектах федерации все отнюдь не так радужно. По признаку внешнеэкономической активности регионы можно условно разделить на четыре группы:
– ориентированные на экспорт («экстраверты»);
– ориентированные на импорт;
– пытающиеся сохранить разумный баланс;
– практически не принимающие участия в ВЭД («интроверты»).
В число первых уверенно входят богатые углеводородными ресурсами территории Западной Сибири. Безусловным лидером среди них был и остается Ханты-Мансийский АО. За 9 месяцев 2007 г. Югра продала за рубеж товаров более чем на $34 млрд. Нефть составляет 98% экспорта, 1% приходится на лес и еще 1% – на все остальное. Импортирует округ в 8 раз меньше, чем экспортирует, закупая в основном машины и оборудование для нефтегазового комплекса (87,3% от общего объема импорта) и металлоизделия (8,8%).
На экспорт ориентирован и соседний Ямало-Ненецкий АО. Вместе эти два округа дают практически всю экспортную статистику Тюменской области, в которую они входят, да и большую часть экспорта всего УрФО.
Импортеры и «интроверты»
Подавляющее преобладание импорта наблюдается в приграничных регионах Дальнего Востока – Уссурийском крае, Амурской области. Здесь главным направлением внешней торговли традиционно является ввоз товаров из соседнего Китая. Экспорт ничтожно мал (3,17% от общего объема) и практически сводится к вывозу все в тот же Китай круглого леса, зачастую по «серым» схемам.
На импорт ориентированы и регионы СЗФО (около 20% общего объема России). Здесь лидируют портовые Санкт-Петербург (57,54%) и Калининград (около 16%). Через западные морские ворота ввозятся самые разные товары – от ширпотреба до высокотехнологичного оборудования. Немалая доля импорта здесь приходится на автомобили – преимущественно новые в Санкт-Петербурге, большей частью подержанные – в Калининграде.
В экспорте Северо-Запада преобладает продукция лесной отрасли (Архангельская и Вологодская области, Карелия, Коми) и черной металлургии (Вологодская и Ленинградская области, Санкт-Петербург). Отрадным является движение регионов СЗФО от вывоза сырья к экспорту продукции высокого передела. В лесной отрасли это было хорошо проиллюстрировано во время декабрьского визита в Вологодскую область премьера Виктора Зубкова, в металлургии – крупным контрактом «Северстали» на поставку труб для Северо-Европейского газопровода.
Среди регионов-интровертов лидируют Камчатка, Еврейская АО, Корякский АО, Костромская и Тамбовская области. Доля этих регионов в экспортно-импортных операциях РФ составляет сотые, а иногда и тысячные доли процента.
Уральские страдания
Видимо, положительное сальдо ВЭД должно приветствоваться тогда, когда за рубеж продается продукция с высокой прибавочной стоимостью. Достичь этого состояния стремятся Свердловская, Челябинская, Самарская области, Татарстан, некоторые промышленно развитые регионы СЗФО.
Однако на пути реализации таких амбиций встают серьезные проблемы. К примеру, из $38,5 млрд, которые УрФО заработал на экспорте за первые три квартала 2007 г., $35 млрд принесла продажа сырья. Объем экспорта высокотехнологичной продукции составил $980 млн (2,5%). Те же 2,5% от общего объема составляют и инвестиции в высокотехнологичные отрасли, в частности, в машиностроение; львиная доля средств (96%) инвестируется в низкопередельную металлургию.
Неудивительно, что при таком положении вещей предприятия высокого передела не возглавляют десятку главных экспортеров региона. Более того, в нее входит лишь одно высокотехнологичное предприятие – «Уралвагонзавод».
Помимо него, в традиционно индустриальной, причем ориентированной на экспорт Свердловской области высокотехнологичную продукцию экспортирует еще ВСМПО, в Тюменской – только Тюменский аккумуляторный завод, в Курганской – «Курганмаш» и «Кургансталь». При этом в Челябинской области, всегда бывшей центром машиностроения и металлургии, нет ни одного(!) предприятия, продающего за рубеж высокотехнологичную продукцию.
А ведь даже во времена застоя половину уральского экспорта составляли машины и оборудование. В экспорте региона совершенно не задействованы предприятия малого и среднего бизнеса, тогда как в импорте они играют весьма значительную роль.
Обо всем этом говорилось на совместном заседании МЭРТ и Координационного совета объединений РСПП в УрФО, прошедшем в Екатеринбурге минувшей осенью. На форуме была предпринята попытка найти пути решения проблемы, однако в итоге все свелось к констатации того, что ситуация сложилась прискорбная, и декларации о необходимости ее изменить.
Вне компетенции
Участники заседания назвали массу разнообразных факторов, мешающих наращивать высокотехнологичный экспорт. По мнению заместителя полпреда президента в УрФО Виктора Басаргина, недостает поддержки со стороны государства. Директор департамента государственного регулирования ВЭД Галина Баландина заметила, что, по данным МЭРТ, более половины промышленников считают главной помехой развитию экспорта безразличие местных властей. А еще мешают устаревшие мощности, недостаток оборотных средств, плохое администрирование НДС, недостаток информации о рынках сбыта, невозможность застраховать предпринимательские риски, отсутствие у предприятий международных сертификатов качества и т.д.
Но есть ли факторы, способствующие развитию экспорта продукции обрабатывающей промышленности? Концепция господдержки экспортеров промышленной продукции была принята еще в 2003-м и предусматривала целый комплекс мер.
В 2006-м на компенсации экспортерам промышленной продукции государство потратило около 2 млрд руб. Но, во-первых, достались они главным образом предприятиям ЦФО; во-вторых, такую сумму едва ли можно считать достаточной даже для частичного решения проблемы.
Между тем, большинство промышленников ждут от государства именно финансовой поддержки. Особенно необходима она среднему бизнесу, на который в развитии регионального экспорта делается большая ставка.
В качестве нефинансовой поддержки государство в лице МЭРТ обещает убрать бюрократические препоны на пути к развитию экспорта и, более того, оказать производителям всяческую поддержку в выходе на внешний рынок.
Обещанного, как известно, ждут три года, однако МЭРТ по-прежнему «ищет новые инструменты, которые были бы наиболее востребованы бизнесом». Пока же большую часть экспорта продолжает составлять сырье (62,9%), и ситуация не улучшается. А представители министерства жалуются, что вынуждены «вызывать огонь на себя» и «выслушивать критику, не всегда относящуюся к компетенции» их ведомства.
Вопросы без ответов
Тем временем субъекты федерации пытаются самостоятельно активизировать ВЭД – по всей стране все чаще проводятся экономические форумы. Среди наиболее известных – Нижегородская ярмарка, «Российский лес» (Вологда), Белгородский и Хабаровский форумы и т.д. Эти мероприятия призваны найти для региональных производителей новые рынки сбыта, привлечь инвестиции, в том числе и государственные, повысить узнаваемость продукции.
Действительно, нередко появляются зарубежные партнеры, создаются ОЭЗ. Но порой, увы, благие начинания замирают на стадии реализации. Достаточно вспомнить магистральный газопровод на Камчатке, результаты трехлетнего «строительства» которого президент страны охарактеризовал не слишком изящно, зато точно.
Обвинять в подобных промахах одно лишь региональное руководство неправомерно: в условиях вертикально-интегрированной системы исполнительной власти от федерального центра зависит очень многое. А он бывает «некомпетентен».
Конечно, крупные предприятия стараются самостоятельно находить выход из трудных ситуаций. Яркий тому пример – ОАО «АвтоВАЗ», блокирующий пакет акций которого через два месяца должен достаться группе Renault. Руководство российского автогиганта надеется найти выход из неприятного положения, связанного с потерей не только зарубежных рынков, но и быстрым сужением внутреннего: в 2007 г. число проданных в России иномарок впервые превысило продажи отечественных моделей. Импортируя капитал и технологии, вазовцы, видимо, надеются заложить основы будущего развития экспорта.
Вот только подобные гиганты имеются далеко не в каждом регионе, к тому же ВАЗ является частью госкорпорации, а следовательно, имеет немалые преимущества. А что в подобной ситуации делать заводу средней руки? И, кстати, кто будет заниматься созданием инфраструктуры региона, без которой о выходе на международный рынок и привлечении инвестиций говорить не приходится?
Может, нужно подождать, пока приедет президент и скажет: «ни шиша вы не сделали»?
Сергей Преображенский
|