Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 12 (80) - 2007

ТЕМА НОМЕРА:

Экспорт и импорт России


Россия-Приднестровье: торговля строгого режима


Непризнанная республика в контексте международного товарообмена

ПриднестровьеПриднестровье – одно из самых загадочных квазигосударств бывшего СССР. Возникшая на полоске земли между Молдовой и Украиной республика не признана никем из признанных. По мановению журналистского пера она то превращается в «черную дыру» и криминальный анклав, то становится форпостом России и страной незамутненной демократии. Истина, с высокой долей вероятности, расположилась где-то посередине.

Промзона «ПМР»

Устами ведущих политических персонажей и социологически неподдельными 90-процентными симпатиями населения Приднестровье выдерживает равнение на Россию. Российская Федерация не только страна-участница приднестровского урегулирования, имеющая в регионе свой миротворческий контингент, но и главный экономический партнер республики.
Коренной перелом в географии местного экспорта произошел в 2005 г. – «доблокадном», как его любят называть в Приднестровье. Для Приднестровской Молдавской Республики он аналогичен почти эпическому 1913 г. из советских учебников. По темпам экономического роста ПМР опережала все страны СНГ. За год ВВП в долларовом эквиваленте в сопоставимых ценах вырос на 29,7%.
В Россию в пиковый год из непризнанной республики было экспортировано товаров на сумму $231,5 млн. Российский импорт составил $189,3 млн. Так что введение в марте 2006 г. Украиной новых таможенных правил, которые приднестровское руководство тут же окрестило экономической блокадой, ударило в первую очередь по приднестровскому экспорту именно в РФ. Кстати, Украина противится введению аналогичных мер в отношении собственного экспорта в непризнанное государство, поскольку является для него самым крупным экспортером.
Парадокс, но Приднестровье с его жирным поливным черноземом почти угробило свое сельское хозяйство и мощнейшую консервную промышленность. Это превратило республику в крупного импортера украинской сельхозпродукции. В последние годы доля России в приднестровском импорте составляла порядка 24–25%, а доля Украины колебалась в пределах 35–38%.
В то же время в структуре приднестровского экспорта доля России составляла те же 24–25%, а Украины — всего около 3–5%. Сложилась интересная ситуация: приднестровцы зарабатывают деньги за счет торговли с Россией, но тратят их на украинские продовольственные товары.
С одной стороны, Приднестровью повезло – ему досталось большое промышленное наследство. С другой – его продукцию надо вывозить. Сталепрокат, электрокабель, электрические машины и аппараты внутри республики нужны «по мизеру».
Выпить столько конька, сколько производит Тираспольский винно-коньячный завод KVINT (торговая марка предприятия, означающая «Коньяки, вина и напитки Тирасполя»), приднестровцы не в состоянии. То же самое с обувью, верхней одеждой, нижним бельем, тканями и т.д. Все это производится в объемах, которые внутренний рынок непризнанной республики с населением 600 тыс. человек не «переварит». Например, обуви в Приднестровье ежегодно выпускается более 3 млн пар.
Благо, местная продукция пользуется спросом за рубежом. Да и российская оборонка начинает приходить в себя. Следовательно, вновь востребованы производимые в Приднестровье комплектующие для российских оборонных предприятий.

Где куется щит Родины

Одним из предприятий, работающих исключительно на российский рынок, является завод «Прибор». С 1970 г. это бендерское предприятие специализировалось на выпуске навигационного оборудования для советского ВМФ. Однако до недавних пор судостроительные заводы в России занимались заготовкой металлолома, а не строительством новых боевых единиц. И не было ничего удивительного в том, что «Прибор» в это время оказался на грани ликвидации.
Сегодня назвать завод приднестровским предприятием можно лишь условно – по месторасположению. В декабре 2003 г. «Прибор» за $625 тыс. был приобретен ФГУП «Московское машиностроительное производственное предприятие “Салют”». Флотский профиль «Прибор» сменил на авиационный и отныне выпускает комплектующие к авиадвигателям для российских Су и МиГов.
«Прибор» – не единственное предприятие со 100-процентным участием российского капитала. Еще одного поставщика комплектующих для российской оборонки – Бендерский машиностроительный завод (БМЗ) – год назад приобрело российское ЗАО «АвиаМЗкомплект»: сумма сделки составила $800 тыс.
В течение нескольких лет это российское предприятие, расположенное в г. Королеве, являлось основным заказчиком БМЗ. Российский бизнес не пугает потенциальная нестабильность региона, и в приднестровские предприятия вкладывают свои «кровные» весьма крупные российские инвесторы.
Например, холдинг «Севзапкабель» приобрел в тех же самых Бендерах завод «Молдавкабель». Молдавская ГРЭС совместно контролируется РАО ЕЭС и «Газпромом». Газовикам также принадлежит приднестровская составляющая АО «Молдовагаз» (ЗАО «Тирастрансгаз»), а это 13,44% общего пакета акций. Наконец, Молдавский металлургический завод, обеспечивающий треть бюджетных поступлений, является совместной собственностью австро-украинской и российской компаний.

Против лома нет приема...

Идея строительства в городе Рыбница металлургического завода в свое время вызвала немало скепсиса у специалистов. Мол, «ломовое» сталелитейное предприятие, оторванное от месторождений сырья и обогатительных комбинатов – занятие нерентабельное. В советские времена недостатка в металлоломе не было – Молдавскому металлургическому заводу (ММЗ) активно помогали военные. Тем более что ввод в эксплуатацию в 1985 г. совпал по времени с перестройкой и активным разоружением Советской Армии.
Вопреки прогнозам, завод не остановил работу, оставшись без военного лома. В 2005 г. на долю черной металлургии пришлось 64,8% от всего приднестровского экспорта. В том же году предприятие более чем в три раза превысило свою проектную мощность, впервые преодолев годичную выплавку металла в миллион тонн. Заметим, что наращивание темпов производства совпало по времени с переориентацией ММЗ на российский рынок. Большая часть продукции завода до этого шла в страны Западной Европы. Но затем приключилась история с таможенной блокадой, следствием чего стало снижение объемов производства.
ММЗ, в отличие от других приднестровских предприятий, вынужденных после марта 2006 г. перестраивать свою внешнеэкономическую деятельность, еще повезло. Ни один из зарубежных заказчиков не предъявил претензий заводу в связи с перерывом в поставках. Не успел ММЗ свыкнуться с тем, что отныне из-за проблем с перенаправлением грузов годовые транспортные расходы возрастут на $15 млн, как появилась еще одна проблема. Нынешний год стал рекордным по ценам на металлический лом. Заводу пришлось полностью отказаться от закупок сырья в Украине, отдав предпочтение России, Казахстану и Румынии. Основная причина отказа от украинских поставок – нарастающий у соседей дефицит лома. А еще – низкое качество и нестабильность поставок.
Проблемы с Украиной, как основным поставщиком сырья для ММЗ, начались еще в августе 2004 г., когда Киев по требованию Кишинева задержал отправку в адрес металлургического завода 50 железнодорожных вагонов с металлоломом. Тогда Молдова отказалась выдавать предприятиям Приднестровья, не отчисляющим налоги в молдавский бюджет, сертификаты о происхождении товаров, а также обеспечивать таможенное оформление экспортируемых ими грузов. В ответ Приднестровье блокировало железнодорожное сообщение с Молдовой.
Примечательно, что блокирование поставок лома из Украины началось в тот момент, когда 70% акций ММЗ принадлежали австро-украинской финансово-промышленной группе Hares Group (до 2004 г. данным пакетом владела Международная группа «Итера»).
При этом украинские «таможенные новации» сказались на работе украинских же портов – Рени и Измаила: без приднестровских грузов они просто встали. Заметно снизился грузооборот Одесского порта. Кстати, в том же 2004 г., когда «Итера» уступила свой пакет акций австрийско-украинской компании, оставшиеся 30% акций ММЗ купили будущие совладельцы российского ЗАО «Металлоинвест» Алишер Усманов и Василий Анисимов.
Россия среди импортеров приднестровского металла – по-прежнему первая. Впрочем, как и среди экспортеров лома для Молдавского металлургического завода.

ТираспольПочем киловатт у «Газпрома»

Летом 2007 г. Молдавская ГРЭС, расположенная в Приднестровье, после почти 20-летнего перерыва возобновила поставки электроэнергии в Румынию. Одновременно руководством электростанции была заявлена возможность освоения нового рынка – российского. Нюанс заключался в том, что Россия собиралась закупать электроэнергию у самой себя.
Молдавская ГРЭС – одна из крупнейших электростанций в Восточной Европе. Прямо скажем – лакомый кусок для всех, кто так или иначе связан с энергетикой. В советские времена партнеры по СЭВ за дорогую электроэнергию платили, как могли и чем могли. Кроме того, МГРЭС почти на 100% обеспечивала Одесскую область.
Ситуация изменилась с развалом Советского Союза. Постепенно один за другим стали останавливаться энергоблоки ГРЭС. Пытались экономить, переведя электростанцию на угольную пыль и природный газ. Но к моменту приватизации электростанции в 2003 г. из 12 энергоблоков работал вполсилы лишь один, при этом Молдавская ГРЭС потребляла 48% всего газа, поставляемого в Приднестровье.
Убыточное предприятие требовало иностранных инвесторов. Среди множества претендентов на электростанцию были и два российских естественных монополиста – РАО ЕЭС и «Газпром». Но в декабре 2003 г. 49% акций МГРЭС было продано за $29 млн никому не известной российско-бельгийской компании Saint Gidon Invest NV. Странный выбор инвестора приднестровское министерство экономики объяснило тогда «наиболее выгодным инвестиционным проектом», предложенным брюссельской «темной лошадкой». Реакция «Газпрома» последовала незамедлительно – он на 40% урезал поставки газа и пригрозил оставить станцию вообще без топлива.
В Приднестровье разразился скандал по поводу странной приватизации электростанции. Склонялись фамилии приднестровских чиновников и некоторых российских политиков. Спустя год ЗАО «Молдавская ГРЭС» все-таки вошло в состав группы «Интер РАО ЕЭС». Финская компания Nordic Oy из группы компаний РАО «ЕЭС России» приобрела государственный пакет акций в 51%, а затем скупила и «гидоновские» акции.
Сумма сделки по приобретению РАО «ЕЭС России» электростанции составила $85 млн США. Плюс инвестиции в ее модернизацию и реконструкцию в размере $160 млн. И вот затем вновь появился главный газовый монополист.
Первые слухи о том, что «Газпром» собирается приобрести у «Интер РАО ЕЭС» половину акций МГРЭС, поползли по Приднестровью еще в 2005 г. Тем более что глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс во всеуслышание заявил, что собирается продать неким «третьим лицам» 49% акций электростанции. В конце 2005 г. сделка состоялась, однако «третьи лица» так и не обозначились.
В ноябре этого года слухи о «Газпроме» и МГРЭС снова ожили. СМИ «перемывали» информацию о том, что структуры, связанные с украинским предпринимателем Дмитрием Фирташем, оформляют сделку по приобретению крупного пакета акций ЗАО «Молдавская ГРЭС». Правда, представители компании Group DF, управляющей активами Фирташа и тесно связанной с «Газпромом», отказались комментировать эту информацию.
Напомним, что электроэнергия, вырабатываемая на МГРЭС, чересчур дорога. Ее себестоимость – 4 цента за киловатт-час, а зарубежному потребителю она обходится уже в 5 центов. Значительно подешеветь экспорт приднестровской электроэнергии может только в одном случае – если газ для МГРЭС будет стоить, как вода для расположенной на Днестре Дубоссарской ГЭС.
Кстати, не так давно «Газпром» с радостью принял предложение изрядно задолжавшей Молдовы передать ему в собственность ЛЭП с проводами, уходящими за Прут. И для чего «Газпрому» нужны коммуникации, ведущие в ЕС?

Этот ничтожный демередж

Приднестровье неоднократно обвиняли в контрабанде оружия, наркотических средств и даже «грязных бомб». Ни одного доказательства пока не представлено. Что действительно есть, так это «серые» схемы прохождения товаров через границу. Кстати, Украина, введя чуть ли не самые высокие ставки таможенных платежей в Европе, по сути, способствовала развитию контрабанды и таможенных махинаций.

Миссия Евросоюза, которая по просьбе Молдовы взялась контролировать приднестровско-украинскую границу якобы на предмет контрабанды оружия и наркотиков, оказалась провальной – ни того, ни другого обнаружить не удалось. А вот курятина, сахар и прочие продовольственные товары попадали в поле зрения европейцев.

Схемы, которые используются на украинско-приднестровской границе – отнюдь не местное изобретение, они в ходу везде и всюду. Во-первых, это так называемый «незавершенный транзит». Не так давно появились сообщения о конфискации таможенниками в Одесском порту довольно крупной партии куриного мяса – якобы груз пролежал в морозильных камерах портового терминала целый год. Одним из признаков «незавершенного транзита» как раз и является долгая невостребованность груза.

Как поведал бывший таможенный брокер из Одесской области, груз, пролежавший в порту год, а тем более полтора года, вообще не должен был уходить с территории Украины. Секрет прост: границы пересекали бы исключительно таможенные документы. В центральных базах данных таможен Кишинева и Киева появилась бы соответствующая информация о прохождении вышеуказанного груза. Нужно только, чтобы смены «нужных» людей на украинской, приднестровской и молдавской таможнях совпали.

Тем временем сам груз разгружался бы где-нибудь на одном из одесских складов. Демередж (англ. demurrage) – плата за простой груза в порту – ничто по сравнению с прибылями от непрошедшего растаможку «транзитного груза».

Груз, кстати, предназначался некой молдавской фирме, название которой почему-то постеснялся озвучить на пресс-конференции в Кишиневе Луис О’Нилл, глава миссии ОБСЕ в Молдове. Теперь уже – бывший. Весной этого года О’Нилл попался на контрабанде. Российская таможня задержала его с поличным – целой коллекцией культурных ценностей. Дипломатический паспорт спас гражданина О’Нилла от ареста, но не от увольнения.

Существует еще один вариант «незавершенного транзита» с заездом в Приднестровье, где оседает часть груза. Остальное на якобы порожнем транспорте возвращается обратно.

Операция «Золотой цыпленок»

Предполагалось, что действенной мерой против «незавершенного транзита» должна являться Carnet TIR – книжка международных автомобильных перевозок. На каждой таможне, через которую груз должен пройти, остается лист из книжки с соответствующими реквизитами, а в саму Carnet TIR ставится печать. В том месте, где груз будет растаможиваться, остается уголок Carnet-TIR. Затем вся эта информация поступает в ASMAP (Международная ассоциация автомобильных перевозок), которая вправе лишить того или иного грузоперевозчика международного статуса.
Видимо, с Carnet TIR происходит то же самое, что и с таможенными документами – книжки катаются через границы самостоятельно, без груза. Отчетность в порядке – все довольны…
Венгерский генерал Ференц Банфи, руководящий миссией Евросоюза по приграничной торговле, признался, что из 40 тыс. тонн куриного мяса, ввезенных в Приднестровье за первые восемь месяцев пребывания «европейцев» на приднестровско-украинской таможне, лишь 200 тонн было конфисковано при попытке ввоза обратно на Украину. Складывается впечатление, что Приднестровье потребляет куриного мяса в 12 раз больше, чем Германия.
Между тем, съесть 39 тыс. тонн мяса Приднестровье, даже вместе с Молдовой, физически не способно. Вывод один: если граница с помощью миссии Евросоюза действительно «на замке», то мясо уходит в Украину или в Евросоюз через Молдову, которая, к слову, принята в ВТО.
Проще говоря, Приднестровье, зажатое между Украиной и Молдовой, может заниматься такими объемами товарной контрабанды только при активном содействии Украины и Молдовы. Иных вариантов нет. ПМР – очень удобная и полезная для соседей «черная дыра», ибо она позволяет сохранить признанным членам мирового сообщества видимость собственного благочестия.

Тавиль Касыров, Александр Глебов