Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 12 (80) - 2007

ТЕМА НОМЕРА:

Экспорт и импорт России


Эволюция челнока


Знаменитые клетчатые сумки уходят в прошлое

ЧелнокиЧелнок – физическое лицо, осуществляющее по собственной инициативе и за свой счет внутренние или зарубежные коммерческие поездки с целью закупки товаров с их последующей реализацией в расчете на прибыль за счет разницы рыночных цен.
Словарь по экономике и финансам

Когда в начале девяностых на обломках рухнувшей советской экономики зарождался свободный рынок, главными его субъектами стали челноки. Именно они заложили основы новой экономики новой России, и именно на них приходилась львиная доля импорта, да и экспорта тоже.

В наши дни вагоны поездов уже не забиты под завязку знаменитыми клетчатыми баулами, а чартеры авиакомпаний перевозят в основном туристов. Но челночная торговля жива, просто она стала другой.
С течением времени в огромном и пестром сообществе челноков произошли изменения, характерные для любой человеческой общности. Однородная поначалу масса людей, желавших хоть как-то заработать себе на жизнь, расслоилась: те, у кого предпринимательская способность оказалась развита лучше, «поднялись», открыли и развивают собственные компании, другие, поняв, что торговля – не их стихия, ушли из бизнеса…
Ну а те, кто так и остался «физическим лицом, осуществляющим по собственной инициативе и за свой счет коммерческие поездки», вынуждены приспосабливаться к новым условиям.

Натиск с Востока

Примерно в те же годы, когда российские граждане в массовом порядке подавались в челноки, наши соседи в Китае, также переживающем экономические реформы, не менее массово занялись производством ширпотреба. И практически сразу они нашли друг друга. Пусть сомнительного качества, но невероятно дешевая, да к тому же украшенная символикой известных брендов, китайская продукция пользовалась в России огромным спросом. Вскоре практичные и предприимчивые китайцы поняли, что клетчатые сумки российских челноков – слишком узкий экспортный канал для растущей, как на дрожжах, товарной массы Поднебесной. Так на российских рынках появились первые китайские оптовики.
Сегодня челноков, самостоятельно везущих товар из Китая, еще можно встретить в приграничных регионах, но они уже сродни динозаврам. Большую часть импорта китайских товаров в Россию контролируют сами китайцы. Изменились и объемы поставок. Счет идет уже не на тысячи штук, а на тысячи тонн, ручную кладь вытеснили товарные составы и морские контейнеры. На территории России созданы огромные оптовые склады, куда приходят эти самые составы и контейнеры. Оттуда китайские товары поступают на крупные оптовые рынки, вроде знаменитого Черкизовского, и уже там продаются челнокам. Причем с очень гибкой системой скидок: в зависимости от размера партии цена на товар может «потерять в весе» до 75%! Здесь же, на рынке, можно заказать необходимые товары, заранее договорившись об ассортименте, цене, объемах и сроках поставки.
При таком предложении у челноков отпала необходимость ездить за товаром в далекий Китай, и их роль как субъектов импорта практически сошла на нет.
Что же касается экспортной составляющей челночной торговли, то она сошла на нет еще раньше – вместе с окончанием эпохи бартерного обмена. Сейчас уже никто не везет в Китай российские чайники-кипятильники и лампочки Ильича в обмен на джинсы и кроссовки.
Примерно та же история произошла и с турецкими товарами. Хотя объемы здесь не сравнимы с китайскими, общая тенденция налицо: челноков вытесняют импортеры-оптовики. С одной лишь разницей: турки не стремятся из теплого Средиземноморья в холодную Россию. Оптовыми поставками занимаются выходцы из Закавказья и те самые «поднявшиеся» челноки.

Своя рука владыка

Все четче обозначается и еще один тренд – региональная централизация челночной торговли. Те из челноков, которые сумели перейти из мелкого бизнеса в средний, вытесняют с рынка своих бывших коллег, создавая собственные торговые сети и оптовые базы.
Располагая более значительными оборотными средствами, собственными складами и другими ресурсами, недоступными рядовому челноку, такие предприниматели имеют возможность закупать товары крупными партиями. А потом перепродавать их не только в розницу, но и мелким оптом своим бывшим конкурентам. Таким образом, продавец увеличивает товарооборот, а покупатели-челноки получают экономию времени и затрат на транспортировку товара.
Постепенно такой продавец начинает предоставлять своим клиентам набор дополнительных услуг: отсрочку расчетов, доставку товара, прочно привязывая челноков к себе. Зачастую такие клиенты со временем превращаются во франчайзи, а то и в наемных менеджеров, расширяя торговую сеть своего благодетеля и теряя самостоятельность.
Становление и развитие одной из таких региональных сетей автор этих строк наблюдал собственными глазами. Сейчас уже трудно представить, что компания, владеющая почти двумя сотнями магазинов и контролирующая большую часть рынка в четырех российских регионах, начиналась с маленького лотка на городском рынке, где челнок-одиночка торговал турецким мылом и польскими шампунями.
Пройдя стадию расширения своего дела, он перестал быть мелким импортером. В какой-то момент возросшие потребности в товаре стало выгоднее удовлетворять у оптовиков на родине. А теперь, сделав из рядовой оптово-розничной компании крупную торговую сеть, наш герой опять стал субъектом внешнеэкономической деятельности. Многократно возросший товарооборот позволил ему вновь заняться импортом. Причем, минуя посредников-оптовиков, закупать продукцию непосредственно у производителя и получить благодаря этому возможность определять ценовую политику в своем сегменте рынка.

Садовники, ставшие почвой

Между тем, возникновение и существование таких бизнес-империй было бы невозможно без челночной торговли. И дело тут не только, да и не столько в том, что их основатели оттуда родом. Именно торговцы-челноки, становясь клиентами таких компаний, обеспечивают их рост, давая дополнительные оборотные средства, увеличивая объемы продаж и закупок, создавая новые плацдармы для экспансии.
Становясь вассалом крупной компании, челнок-одиночка получает более выгодные условия для развития бизнеса, но в то же время подписывает себе, как самостоятельному игроку, смертный приговор. Расширяя и укрепляя свой бизнес, он неминуемо расширяет и укрепляет бизнес своего вчерашнего конкурента, а заодно осваивает для него новые рынки.
Челнок попадает в сеть, расставленную компанией, и чем больше он пытается из нее выпутаться, тем прочнее запутывается. Одиночка не в силах противостоять активно развивающейся компании. У него остается два выхода: либо, пользуясь появившейся возможностью экономии, создавать собственную фирму, становясь младшим партнером сетевика, либо стать его наемным работником. Но челноком он в любом случае быть перестает.
Таким образом, старательно удобряя почву, на которой вырастают новые торговые сети, челночная торговля сама постепенно становится этой почвой.

Отступление в глушь

Впрочем, считать, что челночная торговля вовсе перестала существовать, все-таки неправильно. Люди, желающие вести свой, пусть и очень маленький бизнес, были и остаются. И многие из них делают ставку именно на челночную торговлю. Челноки специализируются на определенных направлениях и группах товаров, тех, которыми не могут или не хотят заниматься торговые сети. Они везут дешевые шубы из Греции, экзотические сувениры и украшения из стран Востока, перегоняют из Европы и Приморья подержанные иномарки.
Некоторые специализируются на штучном товаре, везут его под заказ конкретным покупателям. В общем, приспосабливаются к меняющимся условиям на рынке, занимая свои ниши.
Кроме того, в огромной России достаточно мест, где челночная торговля остается главным, если не единственным источником товаров. В глубинке, куда еще не дотянулись сетевики, челнок продолжает чувствовать себя вполне комфортно.
Однако то, что челночная торговля перестала быть основным направлением развития импорта, уже не вызывает сомнений. И это вполне закономерно. Сыграв свою роль пускового механизма, она отошла в тень, вытесненная крупными и средними торговыми компаниями.
Сыграли свою роль и подъем отечественного производства, и насыщение рынка товарами массового потребления. То, что 15 лет назад казалось заграничным чудом, сегодня уже никого не удивляет и не пользуется таким бешеным спросом. Мелкий импорт больше не дает высокой прибыли, а зачастую становится просто убыточным. На российский рынок пришли западные компании, предлагающие свои товары значительно дешевле, чем это могут позволить себе челноки.
И челнокам ничего не остается, кроме как принять эти факты и уступить место на авансцене рынка крупным игрокам, оставив за собой роль экзотической приправы к роскошному блюду Большой Торговли.

Сергей Преображенский