Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 12 (80) - 2007

ТЕМА НОМЕРА:

Экспорт и импорт России


Оскал малого и среднего


Размышления о культуре отечественного бизнеса

МенеджерыОднажды в редакцию заглянул коллега из США – срочно нужно было отправить факс в нотариальную контору. После бесплодных попыток выяснилось, что факсимильный аппарат в этой конторе не работает и придется ехать туда через всю Москву. От потрясения акцент гостя усилился: «Знаэте, у нас в США много разный нелепост и глупост, но не бивает неисправны факсиз...».

Цивилизованное рабство

В центре российской столицы расположена фирма, которую условно назовем литерой «А». Она торгует оргтехникой и печально знаменита на рынке труда своей «негативной мотивацией» – системой штрафов, обязательным обращением сотрудников на «ты», густым матом-перематом на рабочих местах, безобразным хамством руководителей.
Трудятся здесь порядка тысячи человек – точнее сказать нельзя. Делопроизводство запущено, люди сплошь и рядом работают без оформления, а зачастую и без... зарплаты. Да-да: даже без того черного нала, который должны были бы получать при подобной «организации труда».
Персонал подбирается через Интернет в удаленных от Москвы регионах России и странах СНГ, причем не старше 1980 г.р. Молодых людей заманивают местом в общежитии и бесплатными обедами. А что? Вы приезжаете покорять Москву без гроша в кармане – и вот у вас уже крыша над головой да вкусная еда.
Проходит месяц, другой. «Где наши зарплаты?» – ропщет молодежь. А кто-то из топ-менеджеров предупреждает: «Будете качать права – вылетите из общаги». Оказаться на улице без трудовой книжки и денег на дорогу домой означает превратиться в бомжа. И ребята продолжают работать – фактически превращаются в рабов.
Иногда рабы, как и положено, поднимают бунты – пишут жалобы. Адрес фирмы «А» в трудовой инспекции по г. Москве уже выучили назубок. Оттуда приезжают инспекторы, обнаруживают вопиющие нарушения Трудового и Налогового кодексов, выдают предписания, но... все остается по-прежнему.
Видимо, с инспекторами руководители фирмы обращаются несколько иначе, нежели с персоналом.

 

Роскошный сервис

Фирма «Б» активно рекламирует себя, и о ней слышали миллионы. Да вот беда: сотрудники теряют к новому клиенту интерес, едва получен аванс за услугу и оплачено оборудование (модем). «В течение 10 рабочих дней к вам приедет инженер для настройки подключения модема и компьютера к Интернету», – слышит клиент на прощание.
Но если о себе не напоминать, никакой инженер не приедет. А чтобы напоминать, нужно обладать железной волей и массой времени. «Ваш звонок очень важен для нас», – заверяет робот в течение получаса. Если связь чудом не оборвется, трубку снимет девица, которая пообещает, что инженер наладит доступ в сеть сразу с нескольких компьютеров (если таковые имеются) и даже протянет по квартире необходимые провода. Заведомая ложь: перенастройка модема для двух и более машин – отдельная услуга, еще 800 руб.; о проводах же речь даже не идет.
В присутствии наладчика с доступом в Интернет проблем не возникает – они появляются позднее. Дозвониться в службу техподдержки почти невозможно, и клиент пытается получить помощь по электронной почте. Но «поддержка» присылает лишь издевательские советы вроде «вам необходимо переустановить драйвер модема» (модем клиента вообще не нуждается в драйвере) или «для выделения IP-адреса вы можете подключиться по проекту “Бизнес”» (этот проект – для юридических лиц).
Когда из-за аварии на АТС без доступа в Интернет сутками остается целый район, «поддержка» вовсе прекращает отвечать на звонки; перерасчета абонентской платы при этом не производится.
Почему же фирме наплевать на клиентов, привлеченных благодаря дорогостоящей рекламе? Ларчик легко открывается: «Б» – фактический монополист в своей области. Клиенту просто деваться некуда.

 

Недевелоперская статья

Глава фирмы «В» является девелопером, т.е. предпринимателем-застройщиком, получающим прибыль от создания недвижимости. Дело невероятно хлопотное: только для того, чтобы получить земельный участок и согласовать возведение на нем объекта, в России требуется собрать порядка 300 чиновничьих виз.
Но у данного девелопера совсем другие проблемы. Подчиненные постоянно ищут шефу секретарш – аппетитных девушек не старше 25 лет. Оклад – 40 тыс. руб. С претендентками 50-летний шеф встречается лично, проводя несколько собеседований в неделю.
Сразу после приема на работу новой сотруднице предстоит испытание: девелопер приглашает ее в ресторан либо приказывает ей отправиться вместе с собой в «командировку» к теплому морю. Если девушка «не понимает» откровенных намеков, то без промедления изгоняется из фирмы.
Но если девушка не ломается, это вовсе не гарантирует сохранения за ней рабочего места. Спустя одну–две недели любая секретарша превращается в глазах девелопера в «старуху» – хочется «свежатинки». И подчиненные выслушивают сетования шефа на то, что с секретаршей «не о чем поговорить».
Установив секретарский оклад заметно выше среднерыночного, руководитель фирмы «В» де-факто принуждает женщин заниматься проституцией. А это уж совсем не по-девелоперски. Это – ст. 240 УК.

 

Рублевский строительКонец понтов

Владелец фирмы «Г» проживал в северном поселке, где создал уникальный товар. Производство наладил в селе, откуда родом его жена. Она же стала коммерческим директором фирмы «Г». Почти все прочие сотрудники – тоже родственники либо жены, либо мужа.
Дело пошло, и супруги перебрались в Москву. Арендовали офис на Рублевском шоссе, родичам сняли несколько квартир неподалеку, обзавелись новейшей оргтехникой, взяли в лизинг дорогие автомобили... Отпуск новоявленные рублевцы проводили на Средиземном море, а для покупки элитного жилья привлекли ипотечную ссуду, после чего немало потратились на «евроремонт».
Но гораздо больше кредитов было израсходовано на реконструкцию производства. Теперь технологическая линия способна выдавать в 50 раз больше товара, чем прежде. Под эту производительность на заводе трудоустроено все взрослое население – другой работы в селе нет.
Вот только рынку не требовалось данного товара больше, чем прежде. Оказывается, реконструкция проводилась волюнтаристски – без бизнес-плана, «на пальцах». Новое оборудование простаивало. Рассчитываться по кредитам становилось все труднее. Не спасло и увеличение отпускной цены на товар – оно обернулось снижением спроса, и цену пришлось восстановить.
Из 150 человек персонала без ущерба для производства можно было оставить 50. Но супругам не хотелось расставаться с ролью сельских благодетелей. Они надеялись, что какой-нибудь состоятельный человек займет денег для расчета с банками.
Чуда не случилось: московский офис пришлось закрыть, «тачки» вернуть, квартиру продать. «Понты» закончились.

 

Стол на стене

Фирма «Д» производит «под заказ» мебель по образцам, выставленным в салонах столицы. Предоплата – 100%, срок изготовления – 30 дней. Доставка, подъем на этаж, сборка – все эти работы оплачиваются по отдельности, причем не вполне обычным образом.
Если вы, к примеру, приобрели стол и навесной шкафчик, то за приладку последнего к стене придется заплатить 10% от общей стоимости заказа. Хотя стол на стену, понятное дело, никто вешать не собирается. Впрочем, это еще цветочки, ибо фирма «Д» старательно работает над своей репутацией.
Срок изготовления растягивается в 1,5 раза, о чем клиента, разумеется, никто не предупреждает. Получение заказа на дом возможно только в будни и непременно – в рабочие часы. «Ожидайте часов с двенадцати до трех, а лучше до пяти», – предлагает девушка из «доставки».
В отличие от фирмы «А» фирма «Д» – отнюдь не монополист, конкуренция на мебельном рынке – будь здоров. Почему нельзя доставлять мебель по выходным, когда Москва отдыхает от пробок? Загадка.
Самое ужасное, что подобные загадки окружают нас на каждом шагу. Взять хотя бы отдельные продовольственные магазины, в которых никто ничего не покупает, ибо, скажем, «Охотничьи колбаски» там продаются по 4500 руб. за 1 кг. Может, таким макаром отмываются преступные деньги?

 

Обезьянник в раю

Порой наши бизнесмены творят то, что в голове не укладывается. Например, визитной карточкой Осташкова – этой чудовищно грязной столицы селигерского «рая» для туристов – служит привокзальный кафетерий «Обезьянник». Нет, сие не описка, читатель.
Практически все партии в ходе минувшей думской кампании эксплуатировали лозунги поддержки малого и среднего бизнеса. Очень сомневаемся, что имелся в виду бизнес фирм «А», «Б», «В», «Г» и «Д». Скорее, партийцы пеклись о другом. Если в стране создать по-настоящему привлекательные условия для бизнеса, то им займутся главным образом самые умные, трудолюбивые и порядочные, а не самые пронырливые, тщеславные и жуликоватые.
В 1980-х в расположении гвардейской Таманской дивизии – близ подмосковного Алабино – высился щит с изречением министра обороны Устинова: «Таманская дивизия – зеркало Вооруженных сил СССР». И действительно, в прославленной дивизии новобранцы ходили с зашитыми полными карманами, драили зубными щетками унитазы, денно и нощно избивались. Прапорщики разворовывали склады, офицеры гоняли солдат обрабатывать личные огороды.
Вот и в наших примерах, словно в зеркале, отражается деловая Россия. Дай-то бог, чтобы зеркало это стало, наконец, кривым.

Алексей Сенкевич