Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 143 (7) - 2016

ТЕМА НОМЕРА:

25 лет Нагорно-Карабахской Республике


СИМВОЛ БЛАГОДЕНСТВИЯ


В Нагорном Карабахе возрождается ковроделие – древнейший сегмент народной культуры и экономики края. Сегодня в республике действует несколько ковроткацких предприятий, а в городе Шуши появился Музей ковров. О том, как зародилась и воплотилась идея, рассказывает учредитель музея, советник Президента Республики Арцах Вардан Асцатрян. 

Испокон веков ковры являлись органической частью истории и быта Карабаха-Арцаха, национальным ремеслом. Ковер считался символом благоденствия семейного очага. В Арцахе ковры ткали на всем протя жении истории, и не только в специализированных мастерских и школах, но и практически в каждом доме, независимо от возраста, семейного и общественного положения. Во всех деревнях существовали школы ковроделия. Причем, каждая деревня имела свое направление в орнаментальной стилистике и тематике. 
Идею открыть Музей ковров я вынашивал давно, особенно с учетом того, что в советские годы многие карабахские ковры были вывезены. Почему здесь? Шуши на всем протяжении истории был столицей и культурным центром Нагорного Карабаха, и, помимо прочего, здесь климатические условия оптимальны для хранения ковров. Старые ковры нуждаются в особом уходе, и если соблюдать все нормы, то их можно хранить тысячелетиями. Иными словами, как с моральной и исторической, так и с практической точек зрения все говорит в пользу Шуши.
 Музей ковров действует четвертый год и имеет два здания. В сентябре 2011 г. был открыт музей-фонд. Помещение предоставила группа меценатов во главе с Алеком Багдасаряном из США. Здесь собираются все экземпляры арцахских ковров, а также старинные предметы традиционных ремесел. Они изучаются, получают экспертную оценку, реставрируются в случае необходимости, после чего экспонируются. А в августе 2012 г. меценатом из Москвы Каро Саргсяном Музею ковров был безвозмездно предоставлен первый этаж здания Центра искусств Шуши. 
Сегодня музей насчитывает порядка 250 ковров, сотканных в XVII – начале XX вв. В основном это традиционные арцахские ковры. Для сравнения представлены также экземпляры текинского (Средняя Азия) и афганского ковров, а также некоторые артефакты русской культуры, в частности, самовары. И это не случайно. После подписания в 1813 г. Гюлистанского мирного договора между Россией и Персией территория Карабаха вошла в состав Российской империи. Политика Российской империи в отношении малых народов не подразумевала ассимиляции, не попирала права местного населения, предоставляя им возможность сохранить и развивать собственный язык и культуру. Понимая важность грамотности, большое внимание стали уделять открытию армянских школ. Открывались мануфактуры, развивалась промышленность. Происходила взаимная интеграция и взаимообогащение культуры и быта.
Одной из важных отличительных черт карабахских ковров является то, что они отображают божественные и природные явления. Тематические рисунки на коврах строго придерживались классических форм, не допускалось выхода из рамок не только в плане орнамента, но и цвета. Каждый орнамент и цветовая гамма имели свой смысл. Тайны мира и бытия отображались в целостной картине ковра, а не в элементах орнамента. Ценность им придавали и качество использованной нити, и технология окраски, которая позволяла в течение веков сохранять свежесть. Многие краски получали на месте, некоторые красители завозились из Индии и Персии. Цветовая гамма арцахских ковров разнообразна – в Карабахе были очень развиты технологии изготовления натуральных красок и шерстяных нитей. По цветовой гамме ковра можно определить регион его производства. 
В периоды отсутствия армянской государственности регулирующую роль в масштабах всей нации брала на себя Армянская Церковь, которая заботилась не только о воспитании поколений в христианском духе, но и о сохранении, развитии культурного наследия, образования и т.п. Неслучайно культурное наследие в основном хранилось в церквях, изучалось архимандритами (вардапетами – учеными Церкви). Церковь определяла тематическую и орнаментальную направленность изготовления ковров, а также хранила связанные с ковроткачеством технологии. Так как полтора-два века назад книгопечатание не было развито, то многие культурные традиции переходили от поколения к поколению через тематические ковры, смысл которых передавали известные символические изображения, отражающие сотворение мира, христианскую тематику и мифологию. И это придавало изделиям особую ценность.
Однако связь между Церковью и искусством ковроделия оборвалась во время геноцида армян, когда помимо унесенных многочисленных человеческих жизней было разграблено армянское культурное наследие. Во время Первой мировой войны и геноцида многие церкви и школы были разграблены и закрыты, в том числе и на территории Карабаха. Сегодня, к сожалению, многие традиции утеряны, происходит отход от классики. Поэтому музей был необходим как научный центр по изучению древнего искусства и восстановлению исторической справедливости в плане преемственности культуры армянского ковроделия.
Армянские исследователи и искусствоведы предпринимали попытки классифицировать ковры, была проделана огромная работа, идентифицировано множество экспонатов. Часть образцов была классифицирована исходя из географического фактора (к примеру, «Хндзореск», «Джраберд», «Шуши» и т.п.), хотя ковры данной стилистики производили и в других районах, а некоторые экземпляры систематизировались исходя из орнаментальной стилистики. Наша цель – создать научную комиссию, пригласить известных искусствоведов, археологов, этнографов и разработать единую комплексную систему классификации, основанную на тематической составляющей, орнаментальной стилис тике и географии, и на этой основе развивать современное ковроделие согласно древним традициям.
 Власти НКР заботятся о возрождении древнего промысла, создавая для этого необходимые условия. Вывоз ковров, представляющих собой культурную ценность, запрещен на государственном уровне. Ковры, имеющие культурную ценность, не продаются ни при каких условиях и ни за какую сумму, потому что смысл, заложенный в них, гораздо ценнее самого ковра.
Сегодня Музей ковров в Шуши посещают туристы со всего мира, открывая для себя подлинную историю великого народного искусства.