Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 143 (7) - 2016

ТЕМА НОМЕРА:

25 лет Нагорно-Карабахской Республике


От детсада до вуза


Образование в НКР – один из главных приоритетов государственной политики, важнейший фактор решения стратегических задач, государственной безопасности, формирования демократического  общества, стабильного экономического развития, а также становления экономики, базирующейся на научном фундаменте.  

Сегодня в 218 общеобразовательных учебных заведениях действует система 12-летнего образования. В этих школах учатся 22 619 школьников – на 938 человек больше по сравнению с прошлым учебным годом. Это в основном обусловлено увеличением числа первоклассников. В 2015 году в первый класс поступило 2724 ученика, что на 398 детей больше, чем в предыдущем учебном году. Арцах прирастает детьми…
Государственная образовательная политика направлена на обеспечение обязательного основного и среднего образования, и на это нацелены реформы. Одной из главных задач является повышение качества и эффективности образования. А это сложный и долгий процесс, включающий обеспечение более высокого уровня профессиональной и методической подготовки педагогического состава. С этой целью осуществляются мероприятия по повышению квалификации специалистов, а также обеспечение специалистами школ в отдаленных сельских местностях.
В сфере образования повышение качества и его результативность невозможны без успешной совместной деятельности учителя и учащихся, без новых методов проверки знаний. Поэтому так важна роль различных внешкольных и внеклассных мероприятий. Выявить способности и возможности учащихся, найти среди них настоящие таланты помогают ежегодные олимпиады по различным предметам, конкурсы сочинений, художественные выставки, военно-спортивные мероприятия и соревнования, от школьных туров до республиканских. Победители участвуют во всеармянских олимпиадах в Армении.
Раскрытию талантов способствует и работа кружков, детских и юношеских творческих центров, спортшкол, музыкальных школ, а также школ искусства. В республике действуют 18 внешкольных заведений (7 детских и юношеских творческих центров, 10 спортшкол, шахматная школа), в которых заняты 5938 учащихся.
Особое внимание уделяется проблемам интегрированного обучения детей с особенностями развития, в которое во­влечены 372 учащихся, из них 66 человек получают образование на дому. С сентября 2015 года осуществляется дистанционное обучение детей с проблемами слуха.
Невозможно представить школы сегодняшней республики без последовательной работы по военно-патриотическому и физическому воспитанию учащихся. Совместно с Министерством Обороны НКР организуются встречи, уроки мужества, военно-спортивные соревнования, конкурсы сочинений, посвященные Дню Победы, тематические мероприятия, методическая помощь, открытые уроки, посвященные героям Арцаха и Армении. Эта особенность очень важна: она определяет формирование нашего будущего гражданского общества.
Учитывая особенности перехода к 12-летнему обучению, а также то, что в первый класс принимаются дети в возрасте 5,5 – 6 лет, особое значение придается восстановлению в республике сети дошкольного образования и ее дальшейшему расширению.
В настоящее время действует 53 детских сада, которые посещают 3820 детей. Для подготовки детей к школе при школах действует 65 дошкольных групп, которые посещают 1365 детей. С 1 сентября 2016 года откроются еще 4 детских сада в селах Иванян, Гиши, Туми, Неркин Оратаг.
Исходя из социально-экономических потребностей, развивается профильное обучение. В старших классах важное значение придается профессионально-техническому обучению, что позволяет обеспечить специалистами различные отрасли.
Молодой республике нужны рабочие разных профессий. Сегодня в 31 группе ПТУ в Степанакерте, Шуши и Мартуни обучаются 497 учащихся. Кадрами для строительно-монтажных работ обеспечивает ремесленное училище «Езник Мозян» в городе Шуши, где созданы все условия для подготовки квалифицированных специалистов.
Высшее образование в республике молодежь получает в АрГУ, Технологическом университете в Шуши и в трех негосударственных вузах. В конце 2015 г. открыт Шушинский технологический университет, основной целью которого является подготовка высококвалифицированных специалистов по нескольким важным направлениям. Этому будут способствовать вузы Армении, действующие в структуре Шушинского технологического университета. 
В этой сфере первоочередной задачей является интеграция в европейское образовательное пространство. С этой целью продолжается процесс по разработке нормативных актов по совершенствованию вузовского и послевузовского образования. Ведутся работы по подготовке молодых ученых. Ежегодно правительство выделяет места для обучения в магистратуре и аспирантуре с учетом спроса на определенные кадры.
Очень высока роль вузов РА в становлении и развитии вузов НКР. Подготовке специалистов способствует предоставление 60 бесплатных мест для бакалавриата, 30 мест для магистратуры и 5 мест для аспирантуры в вузах Армении.

Наука – национальная ценность
В декабре 2007 г. правительством НКР был создан Арцахский научный центр. Он  призван содействовать осуществлению научно-исследовательских работ в стране и развитию научного потенциала республики. С 2008 по 2014 годы Центром были разработаны научно-исследовательские работы по 34 темам. Из них 23 темы были профинансированы правительством НКР, а 11 – правительством Республики Армения. Научные изыскания для НКР велись по 11 приоритетным научным темам: аграрные науки; проблемы экологии и окружающей среды; водные ресурсы края и эффективность их использования; вопросы истории и фольклора Арцаха; проблемы рационального использования и оценки кормовых ресурсов НКР; изучение посттравматических стрессов граждан НКР.
На данном этапе в Научном центре ведутся работы по 15 научным темам, из них финансирование 6 тем ведется правительством Армении, 9 тем – бюджетом НКР.
Научные темы разробатываются по приоритетным направлениям науки, имеющим прикладное значение для НКР. В частности, это проблемы экологии, сейсмологии, изучение возникновения оползней в НКР и оценки их риска, проблемы военного строительства, проблемы истории и фольклор армянского народа. Особое внимание уделяется изучению методики влияния минимальной обработки почвы на повышение плодородия и урожайности. Эти работы осуществляются сотрудниками Центра и учеными, проживающими на территории Нагорного Карабаха. В ней задействованы 52 научных работника из НКР и республики Армения, в том числе 6 докторов и 25 кандидатов наук, при этом в штатном расписании Центра числятся всего 2 доктора и 6 кандидатов наук. Научные темы осуществляются в рамках сотрудничества Научного центра с соответствующими отраслевыми институтами НАН РА. Сотрудники Центра принимают активное участие в международных научных конференциях, проводимых в Армении и других странах. Научные работники центра имеют опубликованные монографии, часто публикуются в известных научных изданиях Армении и за рубежом.
Научный потенциал НКР довольно богат. Сегодня в республике живут и работают 17 докторов по 8 направлениям науки и 160 кандидатов по 21 направлению науки, подавляющее большинство которых заняты научно-педагогической и научно-производственной деятельностью. Все доктора наук и 135 кандидатов из 160 получили свои ученые степени, утвержденные ВАК Российской Федерации и Республики Армения после приобретения политической независимости Арцаха.
Работа научного центра ведется по плану развития Арцахского научного центра, который согласован и утвержден Министром образования, науки и спорта НКР и Президентом НАН РА. В плане развития особый упор делается на развитие прикладных и армяноведческих наук, имеющих приоритетное значение для республики. Большое внимание будет уделено пополнению рядов ученых молодыми специалистами, а также обогащению научно-технической и исследовательской базы Научного центра, что даст возможность иметь еще одну востребованную национальную ценность в НКР.