Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ (0) - 2016

ТЕМА НОМЕРА:

25 лет Нагорно-Карабахской Республике


ДОРОГА К ДРЕВНИМ ХРАМАМ




Видный российский поэт и знаток Кавказа Сергей Городецкий в марте 1919 года в газете «Кавказское слово» опубликовал свою знаменитую статью о Карабахе. В ней он писал, что в «Карабахе в течение двух тысяч с лишним лет армянский народ выдерживал натиск кочующих племeн, сохраняя свою культуру, обороняя своe национальное лицо». «Всe будущее возрождeнных наций, — отмечал Городецкий, — зависит от того, найдут ли они в самих себе достаточное количество, так сказать, дрожжей своей национальной культуры. При таких условиях все центры, где по тем или иным причинам сконцентрировалась культурная жизнь, приобретают исключительное значение. Таково и значение Карабаха для Армении».
Выдающийся австрийский ученый Йозеф Стржиговский в своей книге «Происхождение христианской Церкви», касаясь вклада армянского зодчества в мировую строительную технику, писал, что «Возрождению было суждено воспринять существенное преимущество совершенного армянского купола и дать ему широкое место во всeм европейском зодчестве».
Многовековая борьба карабахских армян за национальную независимость не могла не способствовать серьeзному развитию их фортификационного искусства. Здесь особое внимание уделялось древними строителями не только мощным стенам и контрфорсам, но и особой системе подземных сооружений и сигнальной связи. И сегодня можно любоваться наиболее известными крепостями Арцаха-Карабаха. Это крепости Хаченаберд, Шикакар, Тигранаберд, Гюлистан, Акнаберд и добрая сотня других. Одна из них — знаменитая крепость Джраберд, воздвигнутая в суровой местности, где река Трхи сливается с бурным Тартаром.
Конечно, архитектурных памятников XII- XIX веков в Карабахе сохранилось значительно больше, чем более ранних построек. И среди них также немало подлинных шедевров. Их подробно описывали многие историки и искусствоведы — Якобсон, Тревер, Новосельцев, Лео, Орбели и другие. Но истинной жемчужиной армянской архитектуры Карабаха является, конечно, храм Гандзасар, построенный в 1236 году. Своей монументальностью и изумительными декоративными решениями этот памятник концентрирует в себе всe многовековое творчество народа-созидателя. И совсем не случайно, что такой выдающийся знаток архитектуры как Анатолий Якобсон, назвал этот храм энциклопедией и жемчужиной армянского зодчества, а знаменитый французский византолог Шарль Диль считал Гандзасар одним из пяти армянских памятников, вошедших в сокровищницу мировой культуры.
Война в Нагорном Карабахе нанесла урон ценным архитектурным сооружениям. Но, как и в былые времена, карабахцы исполнены желания залечить эти раны войны и сохранить свои святыни.
Из более чем 2600 ценных архитектурно-исторических памятников христианского периода (после 301 г.), сохранившихся на территории НКР, древнейшим, согласно летописям, является церковь, основанная Григором Лусаворичем (Григорием Просветителем) в Амарасе в начале IV в. Первые церкви в Арцахе были выдержаны в том же стиле, что и знаменитая Амарасская церковь. К сохранившимся памятникам раннего средневековья относятся усыпальница Григориса – внука Григора Лусаворича (V в.) в Амарасе, монастырь «Охты дрни» («Семи врат») в Мохренесе (VI в.) и церковь Ванкасара (VII в.). Опоры, присущие армянскому зодчеству V в., наличествуют в монастырском комплексе «Бри ехци», а капитель – в церкви села Чартар (ныне хранится в Степанакертском краеведческом музее). Расцвет архитектурного искусства на территории НКР приходится на XII-XIII вв., когда была сформирована арцахская школа армянского зодчества, шедевры которой, в основном, были сосредоточены в монастырских комплексах Гандзасар, Дадиванк, Хатраванк, Гтич, «Бри ехци». Арцахская архитектурная школа развивалась согласно общим закономерностям, присущим таким известным архитектурным школам cредневековой Армении, как Анийская, Сюникская, Лорийская. Это обязательное наличие центральнокупольного зала и «вписанного креста», фасад украшен декоративной аркадой, статуями, изображающими Пьету (Pieta, изображение Богородицы, скорбящей над телом снятого с креста Спасителя. – Ред.), порталами. Перекрытие притворов осуществляется при помощи перекрeстных сводов. Наряду с этим существуют особенности, свойственные только арцахской архитектурной школе. Здесь распространены однонефные крестово-купольные залы, которые можно увидеть в церквях монастырских комплексов Аваптук, Акопаванк, Кошик анапат (Кошикская пустынь), Кичан анапат (Кичанская пустынь), в монастыре Егише Аракяла, «Бри ехци» и Багирхан. В других провинциях Армении в XII-XIII вв. этот стиль использовался для строительства часовен и маленьких церквей в монастырских комплексах.
В одной или нескольких церквях большей части монастырских комплексов и в отдельных приходских церквях имеются прямоугольные алтари (монастыри Гтич, Орек, Вагуасская церковь Кармир, Чаректарская церковь, монастырь «Охты ехци» в Бадаре, церковь Святого Геворка Пткесберк).
Среди оборонительных сооружений выделяются Майраберд (Аскеран), Качагакаберд, Хоханаберд, замок Гасан-Джалал Долая в окрестностях Гандзасарского монастыря, Гюлистанский замок. В XVI-XVIII вв. в Арцахе применялся тип строений, нашедший большое распространение в армянской архитектуре – трeхнефные и купольные базилики. Образцом такого типа являются монастыри-крепости. В Арцахе, как и в соседнем Сюнике, вместе с трeхнефными базиликами на двухпарных опорах (церковь Св.Ованнеса в Тоге, Какававанк, Св.Богородицы в Аветараноце, Св. Богородицы в Тагасере и др.) строились базилики на одной паре опор. Этот подтип построения был разработан в Армении в XVII в. (монастыри Цахкаванка, Св. Богородицы в Акаку, пустынь Егише куйс и др.). Редким примером трeхнефной базилики на трeхпарных опорах является церковь Св. Саркиса в селе Эркедж Шаумянского района (XVII в.). Среди четырeх­опорных купольных базилик выделяется церковь Св.Григориса в Гергере. В XVII в. Амарас превратился в монастырь-крепость, был возведeн также хорошо укреплeнный монастырь Ериц Манкунк («Трeх младенцев»).