Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ (0) - 2016

ТЕМА НОМЕРА:

25 лет Нагорно-Карабахской Республике


ГАНДЗАСАР – СОКРОВИЩЕ ГОР




Близ села Ванк (Монастырское), что в Мардакертском районе, на плоской вершине возвышающейся над селом горы расположен монастырский комплекс Гандзасар, по праву считающийся одним из шедевров армянского церковного зодчества и главным храмом Арцаха.
Гандзасар в переводе с армянского означает «Сокровище гор». Древнее предание гласит, что в усыпальнице храма захоронена отрубленная царем Иродом голова Иоанна Крестителя – по-армянски, Ованнеса Мкртича, – каким-то образом попавшая, в конце концов, к князю Хаченского княжества Асану Джалалу. В историческом труде «История страны Агванк» или «Восточного края Армении» об этом говорится: «И поместил он ее там, и над ней построил удивительную и восхитительную церковь католике во Славу Бога Христа и Крестителя Его Святого Иоанна. А в день освящения церкви назвал ее именем Святого Иоанна…»
Строительство соборной церкви началось в 1216 г., а закончено было в 1240-х годах, уже в период нашествия в Закавказье монгольских завоевателей. Известный советский историк, специалист по средневековой христианской архитектуре Анатолий Якобсон посвятил храму Ованнеса Мкртича несколько работ, в одной из которых он называл сам храм Гандзасар  и его придел как «два прекрасных архитектурных творения, воплотивших в себе все лучшие достижения армянских зодчих XIII  века». А византолог конца XIX века, профессор Сорбонны Шарль Диль считал, что Гандзасар – третий из пяти дошедших до наших дней армянских памятников, вошедших в сокровищницу мировой культуры.
Стены и купол храма украшают барельефы, изображающие распятие Христа, Адама и Еву, ктиторов, держащих над головой модель храма, священных животных. Стены храма покрыты многочисленными надписями на армянском языке, рассказывающими о знаменательных событиях в истории Гандзасарского монастыря.  
В Средние века в Армении существовало несколько католикосатов, и Гандзасар становится резиденцией католикоса  Восточного края Армении, испокон веков известного как Арцах (Орхистена в гречес­ких источниках). Арцахский (Карабахский) католикосат просуществовал вплоть до 1836 г.
В годы национально-освободительной борьбы народа Арцаха против персов и османских турок, в первой трети XVIII века, монастырь Гандзасар становится своего рода политическим центром движения. Именно здесь карабахские армянские князья – мелики – и их полководцы собирались на  судьбоносные совещания, именно здесь были написаны первые письма владетелей княжеств Арцаха  русскому Императору Петру I с просьбой о вхождении этого горного края Восточной Армении в состав России.
В  советское время храм находился в печальном положении: он был закрыт, как и все храмы и церкви Нагорного Карабаха, вынужденно ставшего своего рода «атеистической областью», попавшей под  двойной  гнет  большевиков-атеистов и националистов из руководства АзССР. В 1914 г. Карабахская (Арцахская) епархия Армянской Апостольской церкви имела 222 действующие церкви и 188 священнослужителей.
Церкви закрывались одна за другой,  намеренно разрушались,  священники подвергались репрессиям.  Сохранилось письмо последнего предводителя Арцахской епархии епископа Вртанеса, адресованное Католикосу всех армян Хорену Мурадбекяну. В нем епископ пишет о сокращающемся изо дня в день числе действующих церквей в Арцахе, уменьшении количества церковнослужителей, сообщая, что, по данным 1931 г., в крае оставалось 112 действующих церквей и 18 монастырей, а священнослужителей и монахов – 276. Вскоре после этого письма епископ был арестован и сослан, как и многие другие служители культа. 
В 1988-1989 гг. верующие Нагорного Карабаха стали своими силами  восстанавливать пустовавшие до того церкви.  В период существования в НКАО Комитета особого управления   во главе с Аркадием Вольским  Совет по  делам  религий  при  Совете  Министров СССР (советско-партийная инстанция,  призванная  контролировать  религиозные  конфессии и общины бывшего СССР) санкционировал передачу верующим Карабаха  шести  храмов, в том числе и Гандзасара. 
А в конце 1991 г. началась азербайджано-карабахская война. Летом 1992 г. храм был обстрелян неуправляемыми ракетами с бортов боевых вертолетов, а летчик-наемник пытался сбросить на монастырь 500-килограммовую авиабомбу, которая, к счастью, разорвалась в стороне от храма…
По окончании войны храм был отреставрирован на средства известного в Арцахе и России мецената и благотворителя, уроженца села Ванк Левона Айрапетяна, к нему проведена асфальтированная дорога. Сегодня монастырь Гандзасар стал не только местом паломничества армянских верующих, но и  объектом посещения многочисленных иностранных туристов, приезжающих в Нагорный Карабах.
Естественно, храм остается и  церковью прилегающего к подножью храмовой горы живописного села Ванк. Здесь совершаются таинства крещения, венчания и отпевания, а подле монастыря, под полом придела которого захоронены местные католикосы и настоятели, расположено сельское кладбище.
С вершины горы открывается великолепный вид на окрестности долины реки Хачен и вершины карабахского хребта, который, в сочетании с древней красотой самого монас­тыря, рождает удивительную гармо­нию в душах посещающих это поистине чудесное место людей. 
 
ИЗ ИСТОРИИ АРЦАХСКОЙ ЕПАРХИИ
После утверждения Шуши как резиденции духовного предводителя Карабаха (1837) город становится центром, регулирующим и организующим общественную и культурную жизнь, а духовный предводитель – тем лицом, которое активизирует и стимулирует проявления армянской духовной, интеллектуальной и общественной жизни. В этом смысле заслуживает упоминания деятельность Митрополита Багдасара Гасан-Джалаляна (1775-1854), назначенного предводителем в 1830 г. 
В истории Шуши Митрополит Багдасар Гасан-Джалалян оставил свой неизгладимый след как преданный патриот, неустанно пекущийся о благоустройстве и укреплении авторитета Армянской Церкви, поддерживающий развитие национального образования и культуры, достойный наследник славного рода Гасан-Джалалянов. Митрополит пользовался большим уважением в общественных кругах города Шуши, независимо от национальности.
Следует представить и другого церковного деятеля – удостоившегося печальной судьбы Ваана Тер-Григоряна (1845-1920), который был назначен в 1916 г. и стал последним предводителем епархии. В тяжелейшие для Карабаха и Шуши времена епископ Ваан Тер-Григорян приложил все усилия для спасения и облегчения участи армянского населения города и края и установления мира и согласия между двумя соседними народами. Однако его усилия оказались напрасными. В ходе мартовской резни 1920 года турки его убили в здании епархии, а затем отрезали и выставили напоказ голову главы епархии. 
 
ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСТОЯТЕЛЕМ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ В АРЦАХЕ Паргевом Мартиросяном
— Святой отец, расскажите вкратце об истории возобновления деятельности епархии. 
— Как известно, в 1930-х годах Арцахская епархия прекратила свое существование, что было следствием антицерковной и антинациональной политики, проводимой Азербайджаном. В своe время Его святейшество католикос всех армян Вазген I обратился к бакинским властям с просьбой разрешить, чтобы в Арцахе действовала хотя бы одна церковь, но его просьбу отклонили. На протяжении 59 лет Арцахская епархия не действовала, и только благодаря карабахскому национально-освободительному движению удалось вновь вернуться к своим корням. Арцахцы направляли многочисленные письма во все духовные инстанции Москвы, в свою очередь и Вазген I обратился с просьбой, и в ноябре 1988 года, когда Аркадий Вольский был в Карабахе, Москва дала разрешение на открытие двух монастырей и двух церквей. В марте 1989 года по инициативе Вазгена I четыре священнослужителя прибыли в Карабах. 1 октября 1989 года был вновь освящeн храм монастыря Гандзасар. Впервые после долгих лет здесь зазвучал колокольный звон, состоялось богослужение.