Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ (0) - 2015

ТЕМА НОМЕРА:

Всегда Великая Победа


Ленд-лиз: мифы и реальность


Игорь Попов, 
кандидат исторических наук, военный историк


Программа ленд-лиза является одной из самых мифологизированных тем в отношениях между Советским Союзом и союзниками по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Общественное мнение на Западе абсолютно убеждено в том, что только благодаря решающей военной помощи США Советский Союз смог выстоять в борьбе с фашизмом. В апреле 1945 г., когда еще не отгремели последние залпы Второй мировой войны, 58% американцев искренне считали, что большая часть советского арсенала Победы была получена из США и Англии в рамках ленд-лиза. И только менее четверти опрошеных признали, что победу Красной Армии принесли советские боевая техника и вооружение.
В нашей стране, напротив, военная помощь союзников в годы войны никогда не отрицалась, но ее масштабы и значение по ряду причин нередко недооценивались.
В переводе с английского языка термин «lend-lease» дословно означает «передавать взаймы или в аренду». Это государственная программа, по которой США передавали своим союзникам во Второй мировой войне военную технику и вооружение, боеприпасы, ГСМ, стратегическое сырье, продовольствие и другие необходимые для войны материальные средства. 
Программа военных поставок США в Англию по программе ленд-лиза началась уже в сентябре 1940 г., а соответствующий закон после одобрения обеих палат американского конгресса был подписан президентом Ф. Рузвельтом 11 марта 1941 г. Закон определял основные принципы и обязательства сторон в рамках взаимной помощи, которые сводились к трем ключевым положениям:
уничтоженные, утраченные и использованные во время войны материалы не подлежат оплате; 
переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных США долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов); 
США оставляли за собой право потребовать возврата оставшихся после войны поставленных техники и оборудования в случае заинтересованности американской стороны. 
Таким образом, все поставки по ленд-лизу предполагалось проводить для страны-получателя бесплатно, за счет американской стороны, а к определению объемов долгов вернуться после завершения войны. 
Программа ленд-лиза основывалась на том, что в США прекрасно понимали: в Европе в жестокой и кровавой борьбе с нацизмом решалась, в конечном счете, и их собственная судьба. 
Президент США Ф. Рузвельт в декабре 1940 г., формируя позицию Вашингтона по проблеме ленд-лиза, привел образную аналогию: «Предположим, у моего соседа загорелся дом, а у меня есть длинный шланг. Если сосед возьмет мой шланг, наденет его на свой пожарный кран и погасит пламя, значит, он справится с огнем с моей помощью. 
И как же я себя при этом буду вести? Разве я скажу ему: «Сосед, знаешь, я заплатил за шланг, скажем, пятнадцать долларов, так ты мне их уплати за пользование шлангом?» Нет, мне не нужны эти деньги – мне только нужно, чтобы сосед вернул шланг, когда пожар потушен».
22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Это событие всколыхнуло весь мир. Народы всего мира были едины в своем осуждении нацистской Германии. Интересны в связи с этим результаты опроса общественного мнения в США, проведенные буквально через месяц после фашистской агрессии на восток. На вопрос, кого американские граждане хотели бы видеть в качестве победителя в этом эпохальном противостоянии, ответы были почти единодушны: 72% – СССР и 4% – Германию.
Однако на уточняющий вопрос о том, кто же, на взгляд опрашиваемых, победит в войне, 47% американцев признали – Германия. Верили в победу Советского Союза в тот момент только 22% граждан США. 
Надо отдать должное лидерам США и Великобритании, которые немедленно после фашистской агрессии против СССР выступили с открытым гневным осуждением этого акта войны. Премьер-министр Великобритании У. Черчилль, которого, по его же словам, нельзя было заподозрить в любви к коммунизму, уже 22 июня 1941 г. четко сформулировал позицию западных держав: «Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат нашу помощь. Любой человек или государство, которые идут с Гитлером, — наши враги... Такова наша политика, таково наше заявление. Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем».
И эти помощь и поддержка реально начали поступать в Советский Союз с первых дней фашистского вторжения. Еще до того как программа ленд-лиза реально заработала на советском направлении, американские поставки осуществлялись стандартным путем по линии Амторга – частного акционерного общества, созданного в Нью-Йорке с участием советского капитала для ведения советско-американской торговли. Э. Стеттиниус, администратор программы ленд-лиза в администрации президента Рузвельта в 1941—1943 гг. в своих воспоминаниях, опубликованных вскоре после войны, писал: «До конца октября (1941 г.) русские продолжали платить наличными за все, что у нас приобретали. … Всего же, начиная с 23 июня, Амторг выплатил нам 92 миллиона долларов; однако в действительности в Россию было за тот же период поставлено товаров лишь на 41 миллион долларов». Другими словами, даже в самые страшные и сложные первые месяцы Великой Отечественной войны СССР исправно платил США по своим обязательствам и даже выдал своему заокеанскому партнеру аванс на 50 миллионов долларов. 
Официально программа материальной помощи США Советскому Союзу по программе ленд-лиза началась в октябре 1941 г. и включала в себя несколько этапов, оформленных соответствующими протоколами:
с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1942 г.; 
с 1 июля 1942 г. по 30 июня 1943 г.;
с 1 июля 1943 г. по 30 июня 1944 г.;
с 1 июля 1944 г. – формально завершился 12 мая 1945 г., но поставки были продлены вплоть до окончания войны с Японией. 
Япония капитулировала 2 сентября 1945 г., а 20 сентября 1945 г. все поставки по ленд-лизу в СССР были прекращены.
Общий объем поставок по программе ленд-лиза из США за годы Второй мировой войны составили $50,1 млрд, что, по расчетам экспертов, эквивалентно примерно $610 млрд в ценах 2008 г. Из этой суммы большая часть поставок шла в Великобританию, а на долю СССР пришлось менее четверти всей американской помощи: 
поставки в Великобританию – $31,4 млрд; 
поставки в СССР – $11,3 млрд; 
поставки во Францию – $3,2 млрд; 
поставки в Китай – $1,6 млрд. 
В годы войны в СССР по линии ленд-лиза было отправлено в общей сложности 17,5 млн т грузов. Поставки шли морскими, сухопутными и воздушными маршрутами и путями в чрезвычайно опасных и тяжелых условиях – под непрерывными ударами фашистских подводных лодок, надводных кораблей и авиации. Основными маршрутами грузоперевозок в Советский Союз по программе ленд-лиза стали дальневосточные морские перевозки, арктические морские конвои и сухопутный маршрут через Иран. Кроме того, для переброски американской авиационной техники в СССР активно использовались два воздушных маршрута: через Южную Атлантику и Ближний Восток – в СССР, и с Аляски напрямую – в Сибирь (маршрут Алсиб).
Мужество советских, английских, американских моряков, ценой своей жизни обеспечивавших бесперебойные поставки оружия, техники и военного имущества в советские порты, стало яркой героической страницей Второй мировой войны. 
Поставки американской техники, материальных средств, продовольствия шли в соответствии с заявками советской стороны, которые в целом удовлетворялись и выдерживались нашими союзниками. СССР сам определял, что именно и когда ему необходимо для ведения войны, сообразуясь с потребностями стратегической обстановки на фронте или нуждами тыла. Естественно, СССР просил о поставках, в первую очередь, того, чего у нашей страны или не было вообще, или было мало, или если потребности в чем-то были очень срочными. 
Официальная советская позиция о масштабах помощи союзников по программе ленд-лиза впервые была сформулирована уже в 1948 г. председателем Госплана СССР Н. Вознесенским: «…если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4%». 
Особенно наглядно незначительность объемов поставок по программе ленд-лиза проявляется при сопоставлении полученных партий боевой техники (танков, самолетов и артиллерийских орудий) с собственным производством в СССР (Рис. 3.).
Однако такой линейный «арифметический» подсчет представляется не просто упрощенным, но и неправильным, вырванным из общего логического контекста. Дело ведь не только в количестве (объемах), но и в ассортименте поставок. Для СССР критически важной была помощь со стороны союзников в таких сферах, как автомобильная техника, паровозы, рельсы, пороха, горючее, радиостанции, продовольствие, алюминий, медь, автопокрышки, высококачественная сталь и др. В частности, более 60% всех автомобилей и более 70% всех паровозов, использовавшихся в СССР в годы войны, были получены нами по линии ленд-лиза. И тогда вопрос о том, насколько серьезную роль сыграл ленд-лиз в достижении Победы, выглядит не таким уж простым и очевидным. 
Поставки в СССР по линии ленд-лиза велись в соответствии с заявками советской стороны, которая сама формировала свои листы потребностей. И то, что в этих листах танки, самолеты и артиллерийские орудия не обязательно занимали приоритетные позиции, – осознанное решение советской стороны.
Отчасти такой выбор был объясним. Например, предлагавшиеся СССР по ленд-лизу танки по своим ТТХ значительно уступали советским разработкам, и тем более не шли ни в какое сравнение с легендарным Т-34. Но это был не коварный замысел наших союзников, а объективная реальность. 
Показателен в этом смысле диалог И. Сталина с личным представителем президента Ф. Рузвельта – У. Уилки, прибывшим 23 сентября 1942 г. в Москву. Советский вождь прямо и откровенно сказал: «Что касается американских танков, то они невысокого качества, так как при пробивании противотанковой пушкой или даже противотанковым ружьем они загораются. Это происходит в результате того, что для американских танков требуется высококачественное горючее, газы которого вспыхивают внутри танков при пробивании его брони. Американские танки имеют еще один недостаток. Мотор американских танков обладает недостаточной мощностью по количеству лошадиных сил, приходящихся на тонну веса танка. Практика показывает, что на 1 тонну веса танка надо иметь 15-16 лош. сил, а если больше, то это лучше. В этом отношении дело с американскими и английскими танками обстоит плохо, так как они имеют от 8 до 10 лош. сил на 1 тонну веса. Это очень незначительная величина, так как танк в этом случае не обладает достаточной маневренностью. Например, последний английский танк «Черчилль» имеет 9 лошадиных сил на 1 тонну веса танка. Это все равно, что поставить на ноги человека, дав ему легкие воробья».
Другой ракурс проблемы ленд-лиза – попытка оценить, была ли эта программа тяжелым бременем для США. 
Предприимчивые американцы уже давно все в этом смысле подсчитали. В своих воспоминаниях, вышедших в 1948 г., Э. Стеттиниус откровенно писал: «Мы, американцы, однако, люди прагматичные … Ленд-лиз не принес нашей экономике ущерба, дивиденды же эта помощь принесла огромные. … 
Но лучше вспомнить красноречивое высказывание сенатора Джорджа в июне 1943 года во время обсуждения ассигнований на программу ленд-лиза. … Сенатор Джордж, председатель Финансового комитета, так объяснил, почему стоит тратить деньги на программу ленд-лиза: 
— Нация сейчас тратит около 8 миллиардов в месяц. Если бы не те приготовления, которые мы сделали в эти месяцы, выиграв время, война, я убежден, продолжалась бы на год дольше. В год мы тратим на войну до 100 миллиардов долларов, а кроме того, мы могли бы потерять огромное число жизней лучших сынов нации. Даже сократив войну только на полгода, мы сбережем 48 миллиардов долларов, потратив всего 11 миллиардов, а кровь наших солдат, слезы наших матерей оценить вообще невозможно...».
Другими словами, вся помощь СССР по ленд-лизу от США, составившая $11,3 млрд, равнозначна всего полуторамесячным расходам США на войну! Очень красноречивые слова, очень наглядные цифры! И все же, несмотря на определенные накладки, программа ленд-лиза эффективно работала на протяжении всей Второй мировой войны и, в конечном счете, сыграла свою важную роль в достижении общей победы над фашизмом. 
Уроки ленд-лиза сохраняют свою безусловную актуальность и для современности. Главный из этих уроков заключается в том, что перед лицом серьезных глобальных угроз, когда на кон поставлена судьба человечества, страны и народы просто обязаны проявить свое единство и взаимопомощь. Это особенно актуально в современном глобализированном мире, в котором все взаимосвязано и взаимозависимо. 
74 года назад великие державы нашли в себе силы сплотиться перед лицом общей угрозы человечеству и, взаимно помогая друг другу, гарантировать мир на Земле. 
Хватит ли у человечества мудрости, дальновидности и воли не допустить скатывания мира в состояние новой мировой войны, которая явно окажется последней в истории человечества, – большой вопрос.
 
США
Всего в СССР по перегоночной трассе Аляска – Сибирь, которая действовала в 1942-1945 гг., перелетело 7926 самолетов, которые внесли немалый вклад в нашу общую Победу. На американской «Аэрокобре» летал знаменитый Александр Покрышкин. На этом самолете с весны 1943 года до мая 1945 года он сбил 48 вражеских самолетов, доведя счет своих личных побед до 59. 
К концу Великой Отечественной войны американские истребители Р-39N и Р-39Q являлись основными истребителями, которые СССР получал по ленд-лизу. Всего в СССР было отправлено 4 952 из 9 584 произведенных машин этого типа. Для фронта поставлялись самые различные самолеты – истребители, бомбардировщики, разведчики, транспортные и пассажирские.
Англия
В октябре 1941 года супругой У. Черчилля был создан фонд. Всего было поставлено оборудования для госпиталей, физиотерапевтической и другой медаппаратуры, в том числе свыше 600 рентгенаппаратов, хирургического инструментария, медикаментов и др. на сумму более 9 000 000 фунтов стерлингов.