Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ (0) - 2015

ТЕМА НОМЕРА:

Всегда Великая Победа


Преодоление невозможного


В 2008 году при подготовке спецвыпуска, посвященного 70-летию Краснодарского высшего военного училища, мы обратили внимание, что одним из самых дорогих экспонатов в его музее является книга Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с автографом выпускника Батайской авиационной школы пилотов А.П. Маресьева.

…4 апреля 1942 года стал роковым днем для летчика 580-го истребительного авиационного полка лейтенанта Алексея Маресьева. Ему не повезло в бою над Демьянским плацдармом на Новгородчине, когда пилот, стремясь посадить подбитый в бою истребитель, оказался выброшенным из машины. Летчик упал в сугроб и потерял сознание. Спустя некоторое время леденящий холод заставил его очнуться. Он понял, что находится в тылу врага. Первая попытка встать на ноги заставляет вскрикнуть от боли: ступни обеих ног разбиты при падении. Маресьев решает пробиваться на восток к линии фронта к своим. Он медленно бредет по лесным дорогам, питается молодой сосновой корой, но ноги отказывают. И Маресьев ползет – день, второй, третий… Мучает голод, дает знать о себе начавшаяся гангрена, режет тело мороз по ночам. И когда его силы почти иссякли, он стал перекатываться со спины на живот и снова на спину. На 18-е сутки мальчишки из села Плавни Валдайского района находят его. Почти замерзший летчик был спасен. Приговор в госпитале был суров – гангрена, ради спасения жизни нужно ампутировать обе ноги. Как быть? Как жить дальше? А самое главное – как летать? Писатель ярко описал, как боевой летчик осваивал протезы, пытаясь даже танцевать, как вернулся в авиаполк и заново учился летать. Старший лейтенант А. Маресьев прибыл в часть в июле 1943 года и был назначен замкомандира эскадрильи. Тренируясь на аэродроме, он готовится к боевому вылету, который состоялся 6 июля. И в этом бою, ровно через 15 месяцев после того, как потерял ноги, он открывает новый счет воздушным победам. Герой Советского Союза комэск А. Числов вспоминал: «Возвращаясь с задания, старший лейтенант с трудом вылезал из кабины «лавочкина». И друзьям иногда приходилось его относить в землянку на руках – от усталости  и боли в ногах не мог сделать ни шагу. Нас многое восхищало в нем, но больше всего – его нечеловеческое терпение. Так за день намотаешься, что и здоровые ноги едва держат, а тут...» Три самолета противника сбил отважный летчик во время боев на Курской дуге. 8 августа 1943 года он удостоен звания Героя Советского Союза. Всего на счету советского аса – 87 боевых вылетов, 11 воздушных побед. В последние часы его жизни Президент Российской Федерации В. Путин направил поздравление к 85-летию легендарного летчика: «Верность воинскому долгу, несгибаемая воля, целеустремленность и жизнелюбие позволили Вам преодолеть тяжелейшие испытания, выпавшие на Вашу долю в суровые годы Великой Отечественной войны. Вопреки всему – даже самой смерти – Вы вернулись в боевой летный строй и стали поистине народным героем». Он умер 18 мая 2001 года, не дожив всего лишь часа до начала торжественного вечера, посвященного его юбилею. Даже смерть подчеркнула величие жизни этого Человека, его ответственность, порядочность, мужество.
Помимо А. Маресьева, в рядах армии было немало и других безногих, безруких и даже полуслепых пилотов. 25 октября 1941 года летчик 2-го гвардейского истребительного авиаполка З. Сорокин совершил воздушный таран, при этом его самолет потерял управление и упал в тундре. За 6 суток пилот прополз по снегу 70 км, отморозив в результате ноги. Лишившись обеих ступней, он сумел освоить протезы и вернулся в строй, принимая участие в охране морских караванов. В 1943 году ему был вручен Орден Британской Империи.
На Южном фронте воевал майор Г. Кузьмин, который в ходе боя в конце 1941 года в районе Брянска сбил два вражеских самолета, после чего пошел на вынужденную посадку. Раненого летчика подобрали крестьяне, но он попал в плен, бежал из лагеря, воевал в партизанском отряде. Затем его переправили через линию фронта, и уже в госпитале выяснилось, что все это время пилот ходил на обмороженных ногах. Кузьмину ампутировали ступню левой ноги и треть ступни – правой. Он вернулся в строй и освоил новую модель самолет. За 4 месяца до Маресьева, в апреле 1943 года, ему была вручена «Золотая Звезда» Героя, а в августе летчик погиб. 
Без одной или даже без обеих ног в Красной Армии воевали более десятка пилотов – Александр Грисенко, Иван Любимов, Илья Маликов, Леонид Белоусов и другие. А вот безруких пилотов во время Второй мировой оказалось всего лишь двое – советский Иван Леонов и немецкий ас Виктор Петерманн.
За время войны И. Леонова трижды считали погибшим. Первый раз – в апреле 1942 года, когда в первом боевом задании Леонов впервые сбил вражеский Ю-88. Он вывалился из кабины горящего самолета, раскрыв парашют лишь в метрах трехстах от земли, сильно подвернув ногу. Возвратившись через несколько дней на аэродром, он узнал, что его к тому времени уже помянули фронтовыми ста граммами, посчитав, что парашют так и не раскрылся. 
В другой раз Леонов «погиб» 15 июля 1943 года, когда он также после боя еле покинул объятый пламенем самолет. Приземлился на нейтральной полосе. Немцы пытались захватить летчика, но наши контратаковали и вытащили Ивана из пруда, куда он приземлился. «Развилась газовая гангрена и руку «оттяпали» по самый плечевой сустав», – вспоминает ветеран. Между тем 12 осколков после этого боевого задания фронтовик носит до сих пор в себе.
По особой протекции Леонова в порядке исключения оставили на службе и направили на один из корректировочных постов 1-й воздушной армии, которой командовал прославленный летчик Михаил Громов. Увидев настойчивого летчика, он распорядился выделить ему для тренировки По-2. Но еще в госпитале Иван разработал четыре варианта приспособлений, позволяющих управлять сектором газа без левой руки, умельцы помогли изготовить их в авиамастерских. Но вскоре стало ясно, что все это не годится. Как-то его осенило – руки нет, но плечо-то двигается. Вскоре для однорукого пилота смастерили наплечник, приделали к нему шарнир, подсоединяющийся к ручке сектора газа. В тот же день Леонов взлетел после долгого перерыва. И началась боевая работа, правда, теперь уже на По-2: доставка почты на передовую, перевозка раненых, полеты в тыл врага. В одном из них и произошел третий случай, когда его посчитали погибшим. В конце 1944 года, возвращаясь из вражеского тыла на небольшой высоте, летчик попал под обстрел фашистов. Шальная пуля пробила икру левой ноги, перебила крупный сосуд. Чувствуя, что теряет сознание, Иван посадил самолет прямо в поле сразу после передовой. Затем – санбат, госпиталь. В полку его какое-то время считали погибшим. И надо же такому случиться, что именно в те дни в дивизию пришла выписка из Указа о присвоении Леонову звания Героя Советского Союза. И кто-то из штабистов начертал на ней резолюцию: «Награда не вручена в связи с гибелью». Все это случайно выяснилось лишь через полвека. В 1995 году однорукому пилоту было присвоено звание Героя России, а во время награждения он впервые за послевоенные годы встретился со своим боевым комдивом. Тот удивился: «Тебе ведь уже было присвоено звание Героя Советского Союза. Я сам видел выписку из указа». Леонов потом несколько месяцев рылся в архивах и нашел-таки бумажку с «похоронной» резолюцией. Так что он теперь единственный человек, получивший звание Героя за один подвиг.
И долгие годы после войны занимался мотоциклетным спортом (однорукий выигрывал у двуруких, занимая призовые места в чемпионатах Тульской области по мотокроссу). 2 февраля 2013 года И.А. Леонову исполнилось 90 лет. Заслуженный фронтовик – Почетный гражданин города-героя Тулы. Интересно, что в 76 лет он поднялся в небо на спортивном самолете Як-52 в качестве второго пилота (его имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса).
В одном из своих последних интервью генерал-полковник авиации Михаил Громов вспоминал о своем фронтовом «протеже» так: «Героизм – это преодоление невозможного. Я знаю такого человека, который жил и живет по сей день по закону невозможного, – это Иван Антонович Леонов, человек-легенда».
Виктор Безъязычный