|
Архив
№ 09-10 (128) - 2013
ТЕМА НОМЕРА:
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
|
|
ИСТОРИЮ НАПИШЕТ ПОБЕДИТЕЛЬ
Первая задача истории — воздержаться от лжи, вторая – не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности. Цицерон
Образование и воспитание юного поколения граждан страны, формирование российской идентичности, воспитание гражданского патриотизма являются первостепенными задачами образовательного процесса. Усвоение патриотических ценностей происходит именно благодаря изучению учащимися истории своей страны.
К сожалению, на сегодняшний день в стране отсутствует единый взгляд на историю государства, что является серьезной препоной для мобилизации общества. А существующие ныне учебники по истории, по большей части, искажают представление учащихся о России и ее роли в мировой истории, что ведет к уничтожению российской идентичности. То, каким образом освещается история нашей страны, особенно события Великой Отечественной войны, во многих учебниках и учебных пособиях, вызывает зачастую у нашей молодежи негативное отношение к прошлому страны, приводит к искаженному восприятию и принижению подвига советского народа. Сложившаяся ситуация и заставила руководство страны выступить с предложением подготовить единую концепцию курса истории России в школах. То, что российским школьникам необходима единая концепция курса истории России, хорошо видно, когда общаещься с нашими учениками и молодежью во время акцийпоездок «МИР РАДИ ЖИЗНИ», проводимых нашем изданием. Бывая в исторических местах и местах боевой славы, по глазам юных участников видишь – они об исторических событиях и о военном подвиге своего народа впервые узнают именно здесь. В школьном учебнике этого или не было, или этот факт для многих из них прошел незамеченым. И это вполне объяснимо, если преподавание истории происходит по 108 учебникам, утвержденным Минобрнауки. Такое количество приводит лишь к путанице в головах учащихся. Например, в одном из таких утвержденных учебников история Великой Отечественной войны трактуется следующим образом: самыми важными сражениями этой крупнейшей в мировой истории войны были битвы за атолл Мидуэй и при ЭльАламейне, а вовсе не операции советских войск (Сталинград, Курская дуга и т.п.). Курская и Сталинградская битвы, признанные во всем мире ключевыми, рубежными в истории всей войны, в этом учебнике даны одной строчкой через запятую. И таких примеров, фальсифицирующих наше героическое прошлое, – множество. Подобные факты еще раз подтверждают, что необходимость создания единного стандарта по изучению нашей истории – реальная необходимость. Как заметил Сергей Карпов, академик, декан истфака МГУ, нужен учебник, в котором «должна быть своего рода азбука исторических знаний. Потому что, к примеру, сейчас, когда задаешь некоему старшекласнику вопрос о войне 1812 года, то можно услышать, что в ней участвовал генерал Черняховский». Сегодня обсуждение так называемого Культурноисторического стандарта завершено. По словам главы рабочей группы по разработке учебного пособия, директора института Всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна, это всего лишь хронологический каркас будущего учебника с перечислением персоналий, дат и терминов. Некое предварительное условие и для концепции, и для учебника. Замечания специалистов, советы по совершенствованию стандарта принимались до 1 октября с.г. Сейчас формируется базовая концепция нового учебного пособия, которую обсудит и проработает рабочая группа. Ее представляют ученые, известные писатели, общественные деятели и учителя. 1 ноября, обещает академик Чубарьян, стране, наконец, представят долгожданную концепцию. Но это не значит, что работа на этом закончится. Она для специалистов по написанию учебников только начнется: будет объявлен конкурс, и историки возьмутся за дело. Один из них победит. И, по мнению ученого, такой учебник появится не раньше 2015 года. Как уже говорилось, конкурс на написание единого учебника министерство объявит 1 ноября. Каким он будет в окончательном варианте – зависит от победителя.
|