Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 09-10 (128) - 2013

ТЕМА НОМЕРА:

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


ИСТОРИЮ НАПИШЕТ ПОБЕДИТЕЛЬ


Первая задача истории — воздержаться от лжи, вторая – не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности.
Цицерон



Образование и воспитание юного поколения граждан страны, формирование российской идентичности, воспитание гражданского патриотизма являются первостепенными задачами образовательного процесса. Усвоение патриотических ценностей происходит именно благодаря изучению учащимися истории своей страны.

К сожалению, на сегодняшний день в стране отсутствует единый взгляд на историю государства, что является серьезной препоной для мобилизации общества. А существующие ныне учебники по истории, по большей части, искажают представление учащихся о России и ее роли в мировой истории, что ведет к уничтожению российской идентичности.
То, каким образом освещается история нашей страны, особенно события Великой Отечественной войны, во многих учебниках и учебных пособиях, вызывает зачастую у нашей молодежи негативное отношение к прошлому страны, приводит к искаженному восприятию и принижению подвига советского народа.
Сложившаяся ситуация и заставила руководство страны выступить с предложением подготовить единую концепцию курса истории России в школах.
То, что российским школьникам необходима единая концепция курса истории России, хорошо видно, когда общаещься с нашими учениками и молодежью во время акций­поездок «МИР РАДИ ЖИЗНИ», проводимых нашем изданием. Бывая в исторических местах и местах боевой славы, по глазам юных участников видишь – они об исторических событиях и о военном подвиге своего народа впервые узнают именно здесь. В школьном учебнике этого или не было, или этот факт для многих из них прошел незамеченым. И это вполне объяснимо, если преподавание истории происходит по 108 учебникам, утвержденным Минобрнауки. Такое количество приводит лишь к путанице в головах учащихся. Например, в одном из таких ­утвержденных учебников история Великой Оте­чественной войны трактуется следующим образом: самыми важными сражениями этой крупнейшей в мировой истории войны были битвы за атолл Мидуэй и при Эль­Аламейне, а вовсе не операции советских войск (Сталинград, Курская дуга и т.п.). Курская и Сталинградская битвы, признанные во всем мире ключевыми, рубежными в истории всей войны, в этом учебнике даны одной строчкой через запятую. И таких примеров, фальсифицирующих наше героическое прошлое, – множество. Подобные факты еще раз подтверждают, что необходимость создания единного стандарта по изучению нашей истории – реальная необходимость. Как заметил Сергей Карпов, академик, декан истфака МГУ, нужен учебник, в котором «должна быть своего рода азбука исторических знаний. Потому что, к примеру, сейчас, когда задаешь некоему старшекласнику вопрос о войне 1812 года, то можно услышать, что в ней участвовал генерал Черняховский».
Сегодня обсуждение так называемого Культурно­исторического стандарта завершено. По словам главы рабочей группы по разработке учебного пособия, директора института Всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна, это всего лишь хронологический каркас будущего учебника с перечислением персоналий, дат и терминов. Некое предварительное условие и для концепции, и для учебника. Замечания специалистов, советы по совершенствованию стандарта принимались до 1 октября с.г. Сейчас формируется базовая концепция нового учебного пособия, которую обсудит и проработает рабочая группа. Ее представляют ученые, известные писатели, общественные деятели и учителя. 1 ноября, обещает академик Чубарьян, стране, наконец, представят долгожданную концепцию. Но это не значит, что работа на этом закончится. Она для специалистов по написанию учебников только начнется: будет объявлен конкурс, и историки возьмутся за дело. Один из них победит. И, по мнению ученого, такой учебник появится не раньше 2015 года.
Как уже говорилось, конкурс на написание единого учебника министерство объявит 1 ноября. Каким он будет в окончательном варианте – зависит от победителя.