Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 09-10 (128) - 2013

ТЕМА НОМЕРА:

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


БУДУЩЕЕ ПОДМОСКОВЬЯ ФОРМИРУЕТСЯ В ШКОЛЕ


По количеству человек, которые учатся и работают в областных и муниципальных образовательных учреждениях, система образования Московской области – одна из самых мощных в стране. В системе образования Подмосковья реализуется целый ряд направлений деятельности, которые являются сегодня особенно актуальными. О достижениях и стоящих задачах перед областным педагогическим сообществом рассказывает министр образования Московской области Марианна КОКУНОВА.



– Марианна Юрьевна, расскажите о новых подходах и накопленном опыте в образовательном процессе на территории Московской области.

– За 2012–2013 учебный год Московская область смогла достичь значительных успехов в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Сегодня по большинству показателей результативности наш регион входит в десятку лучших регионов России.
С 1 сентября 2013–2014 учебного года в Московской области вступил в новую стадию эксперимент по внедрению новых федеральных государственных стандартов на ступени основного общего образования. 180 общеобразовательных учреждений – ресурсных центров Подмосковья начали внедрение этих стандартов в 5-х классах. Общая доля обучающихся по ФГОС общего образования достигнет показателя 35,6% от общего количества обучающихся.
Педагоги стали интенсивнее организовывать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, чаще применять новые технологии обучения на основе современного оборудования. Более 80% обучающихся по ФГОС обеспечены возможностью пользоваться интерактивными учебными пособиями.
С введением нового стандарта неотъемлемой частью образовательного пространства становится внеурочная деятельность, это стало определяющим фактором внимательного подхода в Московской области к этой сфере образовательного процесса с самых ранних этапов реализации проекта по введению ФГОС. В настоящее время внеурочная деятельность в школах организуется по целому ряду направлений гармоничного развития личности: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному. Это могут быть кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др. Внеурочная деятельность, которая понимается как один из приоритетов введения и реализации ФГОС, полностью финансируется из бюджета Московской области.
В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Московской области на 2013–2015 гг.» в регионе реализуется программа «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». Программа направлена на обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут посещать школу и нуждаются в обучении на дому.
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», реализуемых в Московской области, является организация работы с одаренными детьми, которые получают дополнительную поддержку за счет расширения спектра инновационных образовательных технологий и увеличения числа программ по социализации одаренных школьников. Московская область устойчиво сохраняет свои позиции в десятке регионов, лидирующих по количеству призовых мест, занятых учащимися 9-11 классов на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Лидирующие позиции Московская область занимает и по числу школ-участниц в международных олимпиадах, организованных Российской академией образования.
В Московской области ежегодно с 2001 года вручается именная стипендия губернатора Московской области для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта. Число стипендиатов к 2013 году достигло 2000 человек (в 2001 году было 100 стипендиатов). На именную стипендию в 2013 году выделено 54 млн руб. (по 27 тыс. руб. каждому стипендиату единовременно).
Наиболее значимым результатом является существенное повышение средней заработной платы учителей (35 507 рублей), при этом более 69% учителей получают зарплату, превышающую средний заработок работников в целом по экономике Московской области за 2011 год.
В 2012 году в наши школы пришли 837 молодых учителей – на 10% больше, чем в предыдущем году. Проявилась тенденция роста привлекательности педагогической профессии на рынке труда в Московской области, в особенности для сельской местности. В 2,5 раза увеличилось число педагогических работников, принятых на работу в текущем году для сельской местности и в 1,5 раза – для городской местности.
Второй год подряд учитель Московской области становится лучшим учителем страны. В этом году абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013» стал учитель информатики из средней школы №29 Мытищинского муниципального района Андрей Григорьевич Сиденко.
Анализ данных федерального электронного мониторинга за 2012 год позволяет отметить, что в обществе формируется осознание действительного масштаба и позитивного характера происходящих перемен в системе образования, высоким является уровень удовлетворенности населения качеством нашего образования. Люди понимают, что без всесторонне образованного, физически и нравственно здорового человека никакого светлого будущего не построить.

– Уже несколько лет выпускники сдают ЕГЭ, но однозначного отношения к нему нет до сих пор. Ваше мнение по проблеме ЕГЭ?

– В том, что в школах учебный процесс завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся, проводимой в форме единого государственного экзамена, ничего плохого нет. Так что в самом ЕГЭ проблем я не вижу. Другое дело – как его проводить. Я думаю, что со временем никаких проблем со сдачей ЕГЭ не будет. Сейчас же идет обычный процесс становления, притирки этой формы итоговой аттестации школьников к реалиям нашей жизни. Так, сейчас все пунк­ты проведения ЕГЭ подключены к Региональному центру обработки информации с использованием защищенной сети передачи данных, и все участники ЕГЭ могли оперативно ознакомиться со своими результатами на их сайте. В текущем году запущен проект по совершенствованию технологий, повышающих прозрачность процедуры проведения ЕГЭ и снижающих риск фальсификации результатов. 256 пунктов проведения единого государственного экзамена в 64 муниципальных образованиях Московской области будут оснащены системами видео­протоколирования и видеотрансляции, а также оборудованием подавления систем мобильной передачи данных.
Что касается результатов сдачи ЕГЭ нашими ребятами, то могу сказать, что в сравнении с общероссийскими показателями процент участников ЕГЭ в Московской области, получивших количество баллов ниже минимального, лучше по всем предметам. В 2013 году, по сравнению с прошлым годом, увеличилось со 199 до 661 количество участников ЕГЭ, набравших 100 баллов. ­Значительно увеличилось количество «стобалльников» по обязательным предметам (русский язык и математика) – на 109 человек, а также по предметам по выбору – на 353 человека.
В этом году было подано 1810 апелляций о несогласии с выставленными баллами, апелляций о нарушении процедуры ЕГЭ не поступало.

– Если учесть, что Московская область – крупнейший промышленный регион России, становится понятным необходимость новых подходов в организации профессионального образования. Как оно организовано в Подмосковье?

– За прошедший год в системе профессионального образования созданы 14 ресурсных центров, объединяющих около 60 учреждений по направлениям: транспорт, авиаприборостроение, сельское хозяйство, строительство, авиационная промышленность, наноиндустрия, машиностроение, жилищно-коммунальное хозяйство, природопользование. В 2013 году на оснащение ресурсных центров современным оборудованием из бюджета Московской области было выделено 186 млн руб. ­Экономический эффект от деятельности ресурсных центров обеспечивается за счет оптимизации и концентрации ресурсов, внедрения сетевых форм обучения, реализации программ для взрослого населения на платной основе, привлечения средств работодателей в рамках частно-государственного партнерства.
Продолжены мероприятия по реорганизации учреждений профессионального образования. В результате планомерного процесса реструктуризации сети учреждений профессионального образования в 2014 году будет сформировано около 80 многопрофильных, многоуровневых учреждений (в настоящее время их 136), на базе которых будут реализованы все уровни подготовки кадров, включая обучение взрослого населения (повышение квалификации, переподготовка).
С 2012 года идет реализация мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам и услугам образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях профобразования. До конца 2013 года запланировано проведение мероприятий по комплексному обеспечению беспрепятственного доступа к объектам и услугам образования в 5 образовательных учреждениях профессионального образования (реконструкция зданий, приобретение специализированного оборудования). На эти цели в 2013 году дополнительно выделены бюджетные ассигнования в размере 116,8 млн руб.
С целью приближения квалификации выпускников учреждений профессионального образования к международным стандартам подготовки рабочих кадров, с ноября 2012 года Московская область активно включилась в движение World Skills. В Первом национальном чемпионате по профессиональному мастерству World Skills Russia 2013 года в городе Тольятти Самарской области наши студенты заняли 6 призовых мест.
На основе соглашения между Международным университетом природы, общества и человека «Дубна» и Объединенным институтом ядерных исследований созданы 6 базовых кафедр: «­Теоретическая физика», «Ядерная физика», «Биофизика», «Нанотехнологии и новые материалы», «Распределенные информационно-вычислительные системы», «Персональная электроника». Главным показателем эффективности создания базовых кафедр является развитие сетевых форм взаимодействия с организациями-партнерами, вовлечение студентов в реализацию крупных научно-исследовательских и прикладных проектов, таких как создание нового ускорительного комплекса NICA в Объединенном институте ядерных исследований, кстати, одного из шести проектов, поддержанных на федеральном уровне.
С вступлением в силу Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования все вузы перешли на двухуровневую систему высшего профессионального образования. В 2013 году открыты для приема на обучение 16 новых магистерских программ и 15 программ подготовки бакалавров по направлениям, востребованным на рынке труда Московской области.