Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 07-08 (127) - 2013

ТЕМА НОМЕРА:

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА


ВЛАДИМИР ПОТЕРЯХИН: "НАША СТРАНА - ВЕЛИКАЯ, РАЗВИТИЕ СТРАНЫ ЗАВИСИТ ОТ КАЖДОГО ЕЕ ЖИТЕЛЯ"


Кадровый резерв – одна из самых важных тем нашего журнала. Мы знакомим наших читателей с молодыми перспективными политиками, бизнесменами, заинтересованными в процветании страны, следим за тем, как складывается их дальнейшая судьба, карьера. Год назад мы опубликовали интервью с генеральным директором предприятия «Холод» Владимиром Потеряхиным. Наша беседа – о том, какие изменения произошли в его жизни и родном городе – Норильске.



– Владимир Викторович, что же изменилось за этот год – в вас, ваших планах и взглядах?

– Я из тех людей, кто просто так планы не меняет. Если у меня есть намеченная цель, то я иду к ней. Поэтому цели, которые я ставлю перед собой, достигаются – на их достижение просто нужно затратить какую-то энергию и время. Со времени последней публикации мы создали интересную организацию – союз предпринимателей «Поддержка», который занимается благотворительностью и оказанием помощи детским и общественным организациям Норильска. Дело в том, что любое предприятие, имеющее юридический статус, обращаясь за помощью, может ее получить, а вот общественным организациям без образования юрлица, как показывает практика, помощь получить уже намного сложнее. Зато в них есть множество молодых инициативных ребят. Например, наши норильские скейтеры попросили у администрации помещение для скейт-парка. Зима, за окном -40О, на улице не покатаешься. ­Администрация пошла навстречу и выделила помещение, а местный предприниматель дал сертификат на строительные материалы. Ребята сами сделали горки и все необходимое для спортплощадки. Уже через месяц там занимались 20 человек. ­Разве сопоставимы эти затраты и эмоции 20 мальчишек, которые не сидят в подъезде и не пьют пиво, а своими руками устроили то, о чем мечтали? ­Недавно и я поучаствовал в подобной акции. К нам обратилось руководство детского Дома творчества, и мы закупили в подарок современные конструкторы. ­Результат – пришли 20 детей. ­Буквально через два дня, после того как о подарке рассказали в газете и по телевидению, детишек стало 40. В два раза больше! У молодежи появляются новые интересы – занятие спортом или конструирование. Мы помогаем и театральным студиям – например, недавно им понадобились шнуры и штекеры для выступлений и ткани для декораций. Мы не даем им деньги, мы помогаем именно тем, что необходимо для их деятельности, побуждаем и самих людей к действию, что в современном мире первостепенно. Я рад, что мне пришла в голову идея оказывать такую помощь ребятам, a администрация пошла мне навстречу. Мы уже реализовали более 10 проектов c декабря 2012 года. Мы организовали рок-фестиваль «Рок-манифест», от которого все средства пошли на благотворительность – создание памятника Урванцеву, Колумбу российского Севера, построившему первый дом будущего Норильска. Дел у нашей «Поддержки» еще много. Недавно закупали форму для спортивной секции, выпустили сборник стихов шестидесяти местных авторов к 60-летию города Норильска.

– Как, по-вашему, изменилась страна и ваш край?

– Я за страну как переживал, так и переживаю. Нам нужны перемены. И в России некоторые перемены уже заметны. Я вообще много езжу по стране – сам за рулем. За последние два-три года дороги все-таки стали лучше – достраиваются дополнительные полосы, облагораживаются обочины. Видно, что идет комплексное развитие автомагистралей: те же трассы Санкт-Петербург–Москва или Москва–Архангельск.
­Отмечу и глобальные тренды – перевооружение и крупномасштабные армейские учения, постепенное решение проблемы жилья для военных, раскрываются громкие коррупционные дела, которые хотя иногда остаются громкими на звук, но не на дело, но раньше ведь и этого не было. В общем, страна по всем признакам идет на поправку.

– Вы утверждали, что во власти нужны не «говорители», а деятели. Какие они, настоящие деятели и закоренелые «говорители»?

– Далеко ходить не надо, живой пример – мэр Ярославля. ­Красиво говорил, но мало что делал, да и власть использовал в корыстных целях. Оценивать, повторюсь, надо не по красивым словам, а конкретным действиям. Если у руководителя возникают проблемы, то возможны три реальные причины: либо он не хочет работать, либо он некомпетентен или пришел на пост набивать карманы. Решение проблем может быть достаточно простым. У нас порядка 80% регионов – дотационные. Если каждому руководителю региона поставить задачу создать план развития региона, а затем, исходя из этого плана, создать новые рабочие места или поспособствовать открытию предприятий или эффективному освоению и возделыванию земель, то все три проблемы решатся. И подобных громких дел, как минимум, станет меньше. Если же за время правления чиновника ни одно рабочее место не создано и ни одно предприятие не открыто, то ему незачем проводить годы на этом посту. Все просто: если в сельском поселении нет условий и особого смысла открывать завод по изготовлению высокоточного оборудования, то дайте людям возможность создать фермерское хозяйство, если простаивают советские предприятия, используйте их мощности. Любой регион можно сделать прибыльным – главное, к вопросу эффективного развития подойти с умом. Однако есть один важный момент. Каким бы ни был талантливым и мудрым руководитель страны или региона, без поддержки народа сложно что-то менять. Граждане должны понимать, что мы все несем ответственность за происходящее в нашей стране!
Если сами россияне не будут желать изменений, не включатся в этот процесс и не зададут вопрос администрации: «А почему у нас ничего не происходит? Куда потрачены бюджетные деньги?», – то и позитивного развития ждать не придется. Зачастую люди сами не интересуются своими же деньгами. А ведь они сами в виде налогов отдают их в госбюджет. Народ вправе потребовать. И когда он будет требовать, мы сможем совершить большой скачок вперед.

– Как вы относитесь к привлечению иностранных инвестиций в застойные регионы?

– Если у вас болит палец руки, вы будете думать о здоровой ноге? Вряд ли. Так же и в нашей экономике. Если у нас будут глубокие провалы то здесь, то там, то внут­реннюю экономику в целом так и будет шатать. Поэтому благополучие не сильно страдает от страны происхождения финансовых вливаний. Очень сильно недооценен малый и средний бизнес. Это одна из частей фундамента безопасности нашей страны. Да, это не сырьевой сектор, где нефть, газ или металлы приносят львиную долю притока налогов в госбюджет. Но ведь невозможно построить всероссийский завод по производству картофеля, возможно лишь существование ­многих мелких фермерских хозяйств. А картофель нужен всей стране, практически каждому. Пищевая, легкая промышленность – вот всё то, чем нас обеспечивает малый и средний бизнес. Это самое необходимое в нашей повседневной жизни. Не будут поддерживать малый, средний бизнес – мы по-прежнему будем зависеть от импорта и иностранного капитала. На мой взгляд, 80-90% продуктов народного потребления должны производиться внутри страны. Тогда мы не будем подвержены глобальным рискам международных кризисов или обрушений курсов валют. Однако если можно поднять российскую экономику с помощью иностранного капитала, то лучше ее поднимать именно таким образом, чем вообще никак.

– Где источник любви к Отечеству у молодых, и как эту любовь воспитать?

– Основная проблема, на мой взгляд, – реклама и пропаганда западных ценностей. ­Навязчивая идея Запада сделать из нас потребителей отчасти начинает работать. Простой пример: «Toyota – управляй мечтой». Ты купил «тойоту» – ты управляешь настоящей мечтой, то есть машина – предел твоих мечтаний. Если утрировано, то можно и ограбить, чтобы мечта воплотилась в жизнь. Ну а способов ограбить множество – начиная от вооруженного нападения и заканчивая теми самыми чиновничьими откатами и взятками. Не должна реклама иметь того огромного психологического воздействия, что имеет сейчас. И, конечно, необходимо говорить о том, что государство делает для людей и молодежи. Люди будут уважать и любить свою страну, если будут знать, что определенные работы по развитию страны действительно ведутся, и ведутся эффективно. Я думаю, и общественные организации, подобные нашей, стимулируют эту самую любовь. Когда люди делают что-то не только для себя, но и для других – будь то объединение одними интересами или просто помощь нуждающимся, – они начинают чувствовать ответственность за свою страну. Наши примеры – это и парни-скейтбордисты, и ребята, которые занимаются историческими танцами. С чувством поддержки и защищенности, которые будут исходить от государства, придет и любовь к стране.

– Люди покидают нашу страну, заработав приличный капитал. ­Бороться с системой трудно, а ­уехать – легко. Как в такой ситуации продолжать любить Родину?

– Мне трудно судить, у меня в голове таких мыслей не было. Наша страна – великая, наши шансы – огромные. Нам просто надо донести до людей, что жизнь страны зависит от каждого ее жителя. Не будем давать взятки гаишникам, а будем сообщать в соответственные места; отстроил чиновник дачу за несколько миллионов долларов – сообщи. У нас в советское время выработался стереотип стукачества как порока, но то, что эта дача – наши деньги, которые оказались разворованными, народу почему-то кажется нормальным. Каждый россиянин должен быть активным гражданином.

– Каково ваше личное отношение к тем бизнесменам, которые покидают Россию?

– Сложно судить обо всех. Есть люди корыстные, у кого-то отсутствует совесть. Кстати, есть мнение, что совесть – это связь разума с душой. Если такая связь отсутствует, то люди становятся теми, кто уезжает или кого арестовывают за взяточничество. Если ты хочешь изменить что-то к лучшему, сделай это сам. Зачем уезжать? Повторюсь, урвать и сбежать – не про меня.

– Какие сектора промышленности и направления бизнеса, на ваш взгляд, смогут поднять нашу экономику? Во что вы верите?

– Есть два важных аспекта. ­Первое – развивать все комплексно и грамотно. Например, мы живем на импортных рыбных ресурсах. Почему бы нам добытую рыбу не перерабатывать на Дальнем Во­стоке и обеспечивать Россию качественными морскими ресурсами? Это и развитие региона, и создание рабочих мест. Необходимы новые современные рыбоперерабатывающие заводы и холодильные терминалы. ­Второе замечание – индивидуальный подход к каждому региону. Можно проехаться по ним и поговорить с лучшим источником информации – местными жителями: чем живут, чем промышляют, чего не хватает. Только тогда будет ясна картина в целом. При этом местные власти должны брать на себя ответственность – например, выступить гарантодателем при открытии небольшого бизнеса. И тогда местный банк, конечно же, выделит кредит под небольшие проценты для мелкого предпринимателя, который в дальнейшем может стать крупным налогоплательщиком. Да, сидеть на одном месте, получать откаты и пилить бюджет проще, чем суетиться и вы­искивать интересные предложения, грамотно выстраивать работу с людьми. Однако в долгосрочной перспективе с комплексным развитием и индивидуальным подходом поднимутся и многие отстающие отрасли, и многие регионы.

– С налогообложением все по-прежнему плохо?

– Вы же знаете, что с января подняли налог для ИП. ­Сколько предпринимателей ушли в тень! Государственная казна скорее потеряла, а не приобрела. ­Проходили многочисленные социальные опросы в среде предпринимателей и людей заинтересованных, в ходе которых выяснилось, что две основные проблемы бизнесменов – высокие налоги и отсутствие государственной поддержки. Мало того, повышается налог с января 2014 г. Сам президент говорил о том, что нам нужен налоговый маневр. Но на самом деле можно просто упростить налоговую отчетность. Если бы она стала более доступной и прозрачной, наверняка ушла бы коррупционная составляющая.

– Как должны взаимодействовать жители России и государство? Нужно ли такое взаимодействие?

– Я родился и вырос в Башкирии, жил в Салавате, а учился в Ишимбае. Вот в Ишимбае был завод тяжелого машиностроения – выпускал болотоходы, которые славились на всю страну. Этим болотоходам не было аналогов в мире, их испытывали в Антарктиде. Американцы и канадцы восхищались их возможностями – они могли плавать, преодолевать вертикальные преграды высотой до полутора метров. Сейчас завод загружен на 10-15%, при этом полгорода без работы, средняя зарплата – 8-12 тысяч руб. Ведь можно в связке «руководитель региона – представитель бизнеса» усовершенствовать производство, можно и не выпускать болотоходы, но заключить контракт с иностранной фирмой и выпускать тракторы или другую сельскохозяйственную технику. Во многих районах поля непаханы, нет ни коров, ни колхозов – после войны и то было лучше!
Нужно прививать практику общения власти и народа. ­Сегодня трудно попасть к главе региона, не говоря уже о мэре небольшого города. Можно пробовать внедрять в работу проведение систематических круглых столов с присутствием главы, его замов, прессы, местных жителей, с живыми вопросами и реальными отчетностями.

– А какого работника сегодня не хватает стране?

– Зачастую молодые люди из институтов выходят без практических знаний, поэтому необходимо создавать обучающие центры, которые в первую очередь нужны предприятию. Пройти курс подготовки – и сразу в бой! В процессе настоящего практического обучения люди обмениваются знаниями, и это иногда приводит в потрясающим результатам. Так и здесь – нужно не мешать людям творить и придумывать.

– Есть американский опыт децентрализованного управления. Можно ли пробовать внедрять подобное в наших регионах?

– У Америки свой путь развития, у нас – свой. ­Индивидуальный путь развития каждого региона и осознанный подход жителей региона к судьбе своей страны – вот залог успеха.

Беседу вела Арина Усманова