Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 07-08 (127) - 2013

ТЕМА НОМЕРА:

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА


СЕЗОН РАСТУЩЕЙ БЕЗНАДЕГИ




Лето, море, отпуск... Лето оставило ощущение безнадеги, море проблем, отпуск без отдыха. Даже у президента хватило времени только на краткосрочную рыбалку. Эх, такой бы улов да в области ВВП! Ан нет, не выходит! У нас уже пора вводить понятие «августовские темпы роста». Девальвация рубля, падение темпов экономического роста, снижение мирового спроса на сырье, – все это делает невозможным исполнение мечты, что само собой рассосется. Улов не помог, щука не заговорила человеческим голосом... Проблем не только не уменьшилось, они обрушиваются водопадом, показывая неустойчивость самой конструкции к вызовам времени. Разговоры о модернизации и технологическом прорыве стихают. Нет внятной и продуманной промышленной политики. Вспоминаю слова одного бизнес­деятеля: «О какой промышленной политике в стране можно говорить? Кому она нужна?» Сегодня деградируют уже целые отрасли, не связанные с добычей углеводородов. Загрузка мощностей российских предприятий – менее 2/3 от максимальной. Падают объемы сферы услуг – впервые с 2010 года. Уже и бюджет этого года несбалансирован: расходы превышают доходы. Ряд экономистов считает, что если не насытить экономику государственными деньгами, то осенью мы столкнемся с остановкой производства и массовыми увольнениями. В стране 86 млн трудоспособных граждан, из которых только 48 млн работают в «прозрачных» секторах.
Риски и реальные угрозы все больше свойственны нашей жизни. Россия все больше становится «зоной рискованной жизни». 57% российских семей живет в бедности, 25% наших жителей испытывают проблемы в самом необходимом, 14% детей недоедают. И это всё – на фоне безудержной, фактически легализованной системы казнокрадства, взяточничества и рейдерства, использования властных полномочий как главного «капитала» для формирования состояния элиты. У людей не просто настороженность к происходящему, а страх и постоянная тревога выходят на первый план. Еще в 2012 г. Левада­центр опубликовал данные, что 76% респондентов считают, что общество не может контролировать действия властей, а 81% – что люди не могут влиять на принятие государственных решений в стране. Демагогия и популизм – повседневные атрибуты. Нечестность и непрозрачность властных структур постоянно сопровождаются системными сбоями, когда в обиход входят политический сыск, политический заказ и СМИ спецназначения.
Розыгрыш примитивных страстей, состояние государственных и общественных институтов – показатель тенденции от застоя к отстою. Об этом говорит и отсутствие продуманной и полезной для страны миграционной политики (ведь к 2030 году население России уменьшится на 10 млн человек. Страна явно прирастет иммигрантами). В реальности же мы видим рост отечественной безработицы в сочетании с настроениями праздности и эпизодами межнациональной вражды. Протестные настроения сегодня не только в Пугачеве и Вешенской. И это тоже порождает депрессию в обществе.
Паразитирование власти на бюджете в сочетании с ее с маниакальным недоверием как к собственным гражданам, так и к растущему, стремящемуся быть полезному стране малому и среднему бизнесу, деление на «своих» и «чужих» с явной ставкой на «своих» раскручивает маховик всеобщего недоверия. Как сменить у государственных мужей приоритеты обогащения «без страха и упрека» на приоритеты общественной пользы?
И даже приближающиеся выборы по всей стране с установкой на легитимность вызывают апатию и разочарование, а кое­где – и откровенную неприязнь к партии власти. Скандалы катятся от Москвы до далекого Хасана. Никак не расстаемся с прежним арсеналом «манипулятивных технологий» в сочетании с надуманным «муниципальным фильтром». «Выборы без выборов» не способствуют переходу к политической конкуренции. А партийное поле, скорее, не растет, а все больше зарастает сорняками. Какие же плоды будем пожинать в 2016­м?
Пора созревать – и мыслями, и устремлениями, и делами...

Александр Новиков