Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 05-06 (126) - 2013

ТЕМА НОМЕРА:

Муниципалитеты


ВЗРЫВООПАСНЫЙ ГОРОДОК




От идиллии к беспределу

Замечательный район Подмосковья – Пушкинский… Здесь нет промышленных предприятий, около половины территории занимают леса, текут красивые речки. И воздухом здешним не надышишься. С давних времен и доныне эти места популярны среди дачников и туристов. И впрямь хороши здешние пейзажи даже из окошка маршрутки, которая везла нас в военный городок Софрино-1.
И здесь лирика кончилась. Въехав в городок, мы посмотрели на происходящее вокруг другими глазами. Реальная жизнь, очевидная каждому, кто пересек въездной шлагбаум, отнюдь не настраивала на веселый лад. Разрушенные, с глубокими трещинами и рытвинами дорожки, облупившиеся стены домов, замусоренные, нестриженные газоны, ржавые кузова разобранных машин, припаркованные где и как попало авто, заваленные рухлядью балконы, трущобного вида подъезды с остатками ступенек и поручней… Все это навевало очень грустные мысли.
Один из нас сразу вспомнил, как 25 лет назад оказался в этом престижном гарнизоне на стажировке. Тогда это был самый первостатейный городок. ­Многие стремились попасть сюда служить: и из-за близости к Москве, рассчитывая на соответствующие возможности служебного роста и бытового благополучия, на будущее образование детей и работу в запасе.
Спустя четверть века здесь все изменилось. Состояние инфраструктуры таково, что ясно: настоящего хозяина в ЖКХ здесь давно нет, а городок в беде. По сути дела, ситуация взрывоопасная.
Лучше всех понимают это обитатели Софрино-1, которые как очевидцы происходящего атакуют жалобами все властные структуры, от местного муниципалитета до Администрации Президента РФ. Результата пока нет. И это тоже говорит о многом. Равнодушие в сочетании с циничным отношением к жизни гарнизона – реалии сегодняшнего дня. Как же и почему первоклассный военный городок стал таким убогим и бесхозным? Чья здесь вина? Какова роль и позиция Министерства обороны, а также пушкинских властей, на территории которых живут как нынешние военнослужащие, так и отставники со своими семьями?
Еще раз подчеркнем, на излете эпохи застоя, в 1983-м, он считался едва ли не самым престижным среди подмосковных собратьев: только что отстроенные 32 нарядных многоквартирных дома, современная инфраструктура, удобная планировка, вокруг зелень, до столицы рукой подать… Но время шло, да и какое время! Все постперестроечные проблемы: развал СССР, становление российской государственности, дееспособность нынешних властей, ответственность самих граждан за свое бытие – все это в полной мере нашло отражение и в Софрино-1.
Инфраструктура хирела, ресурс эксплуатации жилья сокращался, инженерная начинка домов приходила в негодность. Со всей очевидностью это проявилось, когда закрытый военный городок стал открытым.
И вот здесь началось… ­Рутинную и незаметную на первый взгляд хоздеятельность возглавили в Министерстве обороны подрядные конторы «Оборонсервис» и «Славянка», которые, едва опомнившись от упавших к ним под ноги гигантских средств и возможностей, не только не проявляли интереса к каким-то там депрессивным обломкам былого армейского благополучия, но и использовали многое в коммерческих целях. Сегодня практически у каждого соотечественника на слуху: «Славянка», «Оборонсервис», громкие цифры, связанные с ущербом, а где-то и с прямым мошенничеством. Все это во многом связано с ликвидным имуществом, а здесь же, в военном ЖКХ, возни много, а толку – ноль!
Спустя годы многое становится, с одной стороны, понятным, а с другой, до сих пор неясно: как же принимался жилфонд городка, где дома стоят на ленточном фундаменте без всяких перекрытий с постоянно подтопленными подвалами. В результате сегодня городок представляет собой подземное фекальное озеро, где нечистоты скапливаются не только в подвалах домов, но и выливаются наружу, отсутствует многое из самого необходимого…
Нам стало известно, что по бумагам, вроде бы, городок передали из Министерства обороны, а ­фактически администрация Пушкинского муниципального района его не приняла. Так он и находится в бесхозном состоянии по вине, прежде всего, военного ведомства.
Наряду со сплошной анти­санитарией, в городке забиты два коллектора, колодцы, на которых нет крышек: любой гуляющий малец может оказаться в канализационном люке! В аварийном состоянии находится вся электрическая часть, жителями сегодня самостоятельно снято до 1000 счетчиков. Это приводит к реальным трагедиям – уже есть пример выгоревшей квартиры. Износ 5-километровых дорог составляет 70% (их фактически нет).
Без денег на ремонт, без профессионального обслуживания городок с населением около 6000 человек не один год превращался в резервацию то ли латиноамериканского типа, то ли похожую на американский Детройт – там, где не живут, а едва существуют. Да и жители, видя такую бесхозяйственность, начали проявлять собственную «инициативу» – мусор вываливается прямо с этажей, в безобразном состоянии лестничные площадки первых этажей (с местами для детских колясок), где со всеми возможными нарушениями осуществлен самозахват помещений. Во многом «разруха» – и в головах жителей, требования которых сочетаются с прямым неповиновением и нежеланием платить за коммунальные услуги.

Министерство глухой обороны

В 2009 году у владельца жилого фонда, 202-й квартирно-эксплуатационной части МО РФ, появился шанс серьезно поправить ситуацию. Наконец-то нашлись энергичные, с надежной репутацией специалисты, знающие и специфику софринского гарнизона, и сферу ЖКХ, которые были готовы взять на себя ответственность за приведение Софрино-1 в порядок. ­Таким профессиональным коллективом явился ООО «Кедр А», в котором сегодня 70 специалистов, слесарей-эксплуатационников. Эта организация хорошо известна в Подмосковье, пришла сюда, накопив немалый опыт в военном строительстве, располагая высококвалифицированными кадрами, среди которых немало вчерашних офицеров.
А теперь о загадочной истории взаимоотношений, которую некоторые чиновники Министерства обороны пытаются, несмотря на состоявшееся решение суда, представить как своего рода «детективную» или даже своего рода «художественную» самодеятельность. На самом деле все выглядит так: в январе 2009 года был подписан государственный контракт между 202 КЭЧ МО РФ и ООО «Кедр А» на управление жилым фондом городка, в соответствии с которым новые партнеры Мин­обороны обязались «оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и объектов обеспечения, предоставлять коммунальные и информационно-расчетные услуги потребителям». То есть, стать полномочным представителем военного ведомства, у которого до каждодневной работы, в силу известных причин, не доходили руки. Но не самим «хозяином», который несет максимум ответственности за свою (в нашем случае, государственную) собственность. ­Справедливости ради следует сказать, что «кедровцы» были допущены на объекты городка не с 1 января, как должны были по контракту, а лишь с 1 апреля. И многие документы, представленные 202 КЭЧ, мягко говоря, не соответствовали истине (см. ниже переписку). ­Инициативный и опытный генеральный директор ООО «Кедр А» Валерий Шаффер до сих пор сокрушается: получается, что купил кота в мешке. С грузом растущих и возникающих повседневно проблем и стал работать «Кедр А». Здесь-то очень скоро пролегла межа между позициями представителей Минобороны и «Кедром А», поскольку намерения у фирмы были серьезные. А работники министерства, получается, искали и нашли в лице управляющей компании «мальчика для битья», на которого можно свалить весь груз накопившихся за десятилетия проблем и обвинить в нерадивости. Разногласия между партнерами шли по нарастающей, и к началу прошлого года достигли точки кипения.
Потеряв надежду на то, что Минобороны будет добросовестно исполнять свои обязательства по госконтракту, «Кедр А» подает в Арбитражный суд г. Москвы иск о взыскании с балансодержателя задолженности на сумму без малого 29,5 млн рублей. Эти деньги – накопившаяся за три года разница между суммой контракта и суммой, начисленной жителям городка по статье «Содержание и текущий ремонт» согласно ­утвержденным тарифам. Изучив обстоятельства дела, суд пришел к выводу о том, что «истцом услуги по государственному контракту оказывались надлежащим образом, однако финансирование со стороны ответчика отсутствовало». И в марте 2012 года принимает решение о взыскании задолженности с ответчика. Разумеется, последовала апелляция (говоря на бытовом языке: да кто они такие, чтоб с нас деньги брать!), однако вскоре Девятый арбитражный апелляционный суд отклонил жалобу ФГКУ «Центральное ТУИО» и, признав решение суда первой инстанции обоснованным, оставил его в силе. Ответчику направлен исполнительный лист. Безусловно, суд да дело отнюдь не укрепляют партнерских отношений, но управляющая компания пошла на такой шаг, когда ее довели до крайности. И до сих пор Департамент имущественных отношений Минобороны своим бездействием не признает как заключенный контракт, так и фактически решение арбитража. Отсюда соответствующий вопрос к Главной военной прокуратуре…

Вот лишь несколько выдержек из обращений генерального директора «Кедра А» В.С. ­Шаффера в различные инстанции, в том числе и властные, иллюстрирующих нынешнюю ситуацию:

 

Главному государственному жилищному инспектору Московской области г-ну Лисичкину В.Л.

(…) За всё время действия Государственного контракта Министерство обороны прекратило финансирование и не выделяло средств на проведение текущего и капитального ремонта.
В связи с выходом приказа министра обороны №2324 от 29 ноября 2011 года и ликвидацией балансодержателя в лице ФГУ 202 КЭЧ района с июля 2011 года, Государственный контракт подлежит перезаключению или расторжению с 01.07.2011 с правопреемником – ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Однако на текущий момент Государственный контракт с ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ не расторгнут и не перезаключен. На наши неоднократные запросы (переписка ведется с 24.11.2011 г.) поступают расплывчатые ответы, а последнее действие по перезаключению контракта остается пока без ответа.
Отсутствие средств и большая задолженность жителей по статье «Содержание и текущий ремонт» не дает возможность качественно и вовремя производить обслуживание жилого фонда, принятого от 202 КЭЧ в неудовлетворительном состоянии.
Работа судебных приставов, которым передано к производству 39 (тридцать девять) дел на сумму 1 300 267,15 (один миллион триста тысяч двести шестьдесят семь) рублей 15 коп., с 2010 года результатов не дала, взыскано 120 000 (сто двадцать тысяч) рублей.
В настоящее время жилой фонд находится в аварийном состоянии. Проведена независимая экспертиза строительной части: крыш, балконных плит, крылечек, межпанельных швов. По заключению экспертизы требуется капитальный ремонт.
Все трубопроводы (холодная и горячая вода, отопление, частично канализация) находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. За 30 лет работы по замене не проводились.
Система электроснабжения принята в неудовлетворительном состоянии (Акт приемки).
Общедомовое имущество разворовывается жителями: батареи подъездов (за зиму 2011-2012 гг.. – 30 единиц), решетки на подъездах домов, электросчетчики.
Согласно пп. 4.4, 4.2 Государственного контракта и п.2 Дополнительного соглашения к Государственному контракту от 02.12.2009 г. Управляющая компания не несет ответственность за невыполнение своих обязательств при отсутствии финансирования со стороны балансодержателя и задолженности потребителей. На сегодняшний день балансодержателем является ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, как правопреемник ФГУ 202 КЭЧ, а задолженность потребителей на 01.04.2012 г. ­составляет 5,9 (пять целых девять десятых) миллиона рублей.
В течение всего времени действия Государственного контракта Министерством обороны РФ было недопоставлено около 20 (двадцати) миллионов рублей на содержание жилого фонда (…)
19.04.2012

Министерство обороны РФ, ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений», начальнику управления Луковихиной М.В.

(…) Несмотря на многочисленные извещения о невозможности подготовки к отопительному сезону в связи с затоплением подвалов домов фекальными стоками, довожу до Вашего сведения, что руководством ТФ «Северный» ОАО «РЭУ» 10.10.2012 года издан приказ о начале отопительного сезона в военном городке п. Софрино-1 Московской области. На 11 октября 2012 года по-прежнему засорены смотровые канализационные колодцы и затоплены канализационными стоками подвальные помещения жилых домов №№17, 18, 20, 25, 27, 28, 29, 30, 32, 36, 37, 40, 42, 43, 44 в пос. Софрино-1 Московской области.
Так как запорная арматура и элеваторные узлы системы отопления расположены в подвальных помещениях жилых домов, нет возможности качественно провести техническое обслуживание, подготовку системы отопления к началу отопительного сезона и подачу тепла.
Во исполнение требований Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 г. №167, от 23.06.2006 г. №307 (от 06.05.2011 г. №354), а также в соответствии с п.п. 2.1.1, 2.1.5 Договора №ВВ/141 (далее Договора) на отпуск холодной воды и прием сточных вод от 01.11.2011 г. «Исполнитель» (в данном случае – ТФ «Солнечногорский» ОАО «Славянка») обязан обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование системы водоотведения, «принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений… в порядке и сроки, установленные нормативно-технической документацией, и возобновлению действия систем с соблюдением санитарных правил и норм».
Согласно решения Арбитражного суда г. Москвы от 11 сентяб­ря 2012 года:
– суд признал виновным ОАО «Славянка» в создании аварийной ситуации в п. Софрино-1 Московской области на наружной системе канализации, приведшей к затоплению подвалов жилых домов фекальными стоками;
– суд обязал ОАО «Славянка» полностью восстановить пропускную способность внешних сетей канализации, устранить засоры смотровых канализационных колодцев рядом с жилыми домами в п. Софрино-1 Московской области;
– суд обязал ОАО «Славянка» качественно и в полном объеме выполнять обязанности договора с ООО «Кедр А» по поставке холодного водоснабжения и водоотведения в п. Софрино-1 Московской области.
До настоящего времени ни один пункт решения Арбитражного суда не исполнен, разрушаются подвальные помещения домов, отмостки, создалась аварийная ситуация в системе электроснабжения
Центр технического обслуживания и эксплуатации ООО «Кедр А» при таком состоянии внутридомовой системы отопления (подвальной части, элеваторных узлов) не имеет возможности подать и обеспечить безаварийное отопление жилых домов в пос. Софрино-1. ­Прошу Вас оказать содействие в восстановлении работоспособности системы водоотведения военного городка (…)
11.10.2012

Вся надежда – на Президента

Видя такую нераспорядительность и нежелание Министерства обороны остановить разваливающийся ЖКХ некогда успешного городка, В. Шаффер пишет письмо Президенту Российской Федерации:

Президенту Российской Федерации В.В. Путину

(…) Исполняя Государственный контракт с Министерством обороны РФ с 01.04.2009 года по обслуживанию и содержанию 32 многоквартирных жилых домов, ООО «Кедр А» не получает положенного финансирования и брошено на произвол судьбы, став заложником сложившейся ситуации.
За всё время действия Государственного контракта Министерство обороны РФ в лице ФГУ 202 КЭЧ, а с 01.07.2011 года Департамент имущественных отношений МО РФ, не финансировали и не выделяли средств по контракту на содержание, проведение текущего и капитального ремонта жилого фонда военного городка.
Согласно актов технического состояния жилых домов, на момент приемки на обслуживание в 2009 году было выявлено, что жилой фонд находится в аварийном состоянии.
По заключению проведенной независимой экспертизы строительной части зданий: крыш, балконных плит, крылечек, межпанельных швов – требуется проведение капитального ремонта 100% жилых домов. Все трубопроводы (холодная и горячая вода, отопление, частично канализация), система электроснабжения находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта.
Газовая котельная, находящаяся на балансе ОАО «РЭУ» «Северный», к зимнему отопительному сезону 2012–2013 гг. не подготовлена; постоянно возникают проблемы с подачей отопления и горячего водоснабжения, температура воздуха во многих квартирах менее 18ОС.
Кроме того, ОАО «Славянка» не выполняет свои функции единственного поставщика коммунальных услуг «холодное водоснабжение» и «водоотведение» в пос. Софрино-1, с которым у ООО «Кедр А» заключен договор, так как неисправна центральная система водоотведения, вследствие чего второй год из-за непроходимости коллектора водоотведения оказались затоплены фекальными водами системы дворовой канализации и подвалы всех жилых домов, обслуживаемых ООО «Кедр А».
Руководство Департамента имущественных отношений МО РФ и ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» данные вопросы решать отказываются и на контакты с ООО «Кедр А» не идут (…)
12.12.2012

Что-то произошло за полгода? Пока все по-прежнему… Нельзя не видеть откровенного пренебрежения к жителям городка со стороны чиновников Минобороны. ­Начальник Северного филиала ОАО «Славянка» А. Лежнев вообще отказывается идти на контакты: «Не царское это дело». Многие ведут себя, как девица перед свадьбой – не допуская до себя. Получается, что никто ничего не знает и не хочет знать. Лишь новый главный инженер «Славянки» А. Жданов прислал комиссию по КНС, подтвердив, что ни один насос не работает.

От редакции

Вместе с главным инженером «Кедра А» Ольгой ­Маковецкой мы спускались в затопленные гниющими нечистотами подвалы, фотографировали разрушенные электрощиты, грозящую бедой проводку, бездействующую канализационно-насосную станцию, чудовищные, от чердака до подвала, протечки дождевой воды через дырявую кровлю… И вот что интересно: подходившие к нашей «инспекторской» группе люди с неподдельным уважением обращались к сотрудникам управляющей компании: было заметно, что «Кедр А» стал здесь своим. Да и как иначе, если его аварийщики принимают не менее 10 вызовов в сутки (за год «набегает» до 5000 вызовов), если главный инженер едет с бригадой и работают только в гидрокостюмах, если гендиректор общается с населением городка не через «запись на прием», а каждодневно на улице, во дворах, у подъездов, и обязательно стараясь помочь. А от народного глаза, как давно и верно сказано, не скроешься, всех и все видит он насквозь…
Непростая ситуация складывается и с администрацией Пушкинского района, когда «кедровцы» вынуждены быть под «постоянным огнем» критики местной прокуратуры и представителей власти. ­Сегодня «Кедр А» платит за аренду земли, никому не должен, имея на своем балансе парк техники, работает фактически на банкротство. А сам городок волею сложившихся обстоятельств и запущенности повязан по рукам и ногам.
Авторы этого журналистского расследования провели в Соф­рино-1 целый день и многое из ­фактов, о которых сообщает в своих письмах «Кедр А», смогли увидеть воочию.
Так остается ли надежда на выход из тупика? Будет ли работать «Кедр А» в Софрино-1 или нет? Самое главное: будет думать Министерство обороны о судьбе своего военного городка не на бумагах, а в реальности? Сам В. Шаффер говорит: «Свою готовность выполнять госконтракт мы подтвердили делом. Ожидаем, что ситуация изменится с приходом в министерство новых людей». Этот вопрос заботит сегодня и руководителя небольшой управляющей компании, и софринцев, так или иначе связанных с Минобороны.
Этот материал мы помещаем в рубрику «В папку Президента», надеясь на внимание сотрудников Администрации Президента РФ и скорейшее разрешение живо­трепещущих проблем подмосковного Софрино.

Александр Никишин, Николай Тюрин