Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 05-06 (126) - 2013

ТЕМА НОМЕРА:

Муниципалитеты


ЛЕГКО ЛЮБИТЬ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – ПОПРОБУЙ ПОЛЮБИ СОСЕДА


Али Абдуллаев, политолог

Мы хотим построить самый красивый уголок в мире не только для себя, но и для тех, кто хочет у нас жить и отдыхать.
И мы это обязательно сделаем...



Уже не один десяток лет нас пытаются убедить, что народы Кавказа живут единой дружной семьей. Однако даже в самой дружной семье возникают противоречия и взаимные притязания. И даже самые близкие братья и сестры, повзрослев, хотят жить отдельно. Не потерять свою самоидентичность, не утратить культуру, язык, корни, родовую землю – задача сложная, особенно для малых народов. Балкарцев называют самым высокогорным народом Кавказа. Это народ трудной судьбы, который хочет видеть свое будущее счастливым.
У меня много друзей разных национальностей, в том числе и среди кабардинцев. Мы строим соседские отношения, бизнес. Но когда дело касается само­сознания народа, его прав и свободы, появляется иной взгляд. Мы как народ не можем себя реализовать в рамках сегодняшней республики. Речь идет об угрозе потери национальной самоидентичности балкарцев.
Еще при вхождении балкарцев в состав Российской империи в 1827 году Балкарии было гарантировано царским правительством сохранение территориальной целостности и языка, обычаев и религии. Императорская Россия сумела обеспечить соблюдение обязательств. А вот Советская Россия строила отношения иначе. Со дня образования нашей республики в 1922 году ее земли все время перекраивались. За счет Балкарии руководители КБР (которые всегда были кабардинцами) увеличивали свои районы.
По просьбе руководителя Кабарды Калмыкова в 1922 г. Сталин соединил Кабарду с Балкарией, и была образована Кабардино-Балкария. Сразу же в руководстве Кабардино-Балкарии начали создавать из балкарцев образ «врагов народа», и по ложному обвинению подвергли репрессиям и уничтожению самых достойных его представителей: революционеров, лидеров и интеллигенцию. Долинск – столицу Балкарии – в 1922 г. присоединяют к Нальчику и делают общей столицей. В 1924 г. образуется Нагорный район, для чего из Балкарского округа отторгаются села Хабаз и Кичмалка с прилегающими обширными пастбищами и сенокосными угодьями. А в 1924 г. по такой же схеме отторгается с. Ташлы-Тала и пос. Фанерного завода с 20 тыс. га земли и присоединяются к Лескенскому району. В результате образуются смешанные районы, в которых кабардинцев в несколько раз больше балкарцев, и, как следствие, власть района оказывается в руках кабардинцев. В 1937 г. административные преобразования продолжаются, и опять не в интересах балкарцев Балкарский округ делится на 4 района.
Репрессии против балкарцев, предпринятые Сталиным и ­Калмыковым, имели особый размах в 1922-39 гг. Так начиналось уничтожение Балкарии.
Еще один руководитель респуб­лики Кумехов осенью 1942 г., убегая от наступающих немцев, инициировал в Черекском ущелье преступление, квалифицируемое международным правом как геноцид по этническому признаку. Были полностью уничтожены четыре балкарских села, где жили сплошь старики, женщины и дети. Это преступление совершалось ради оправдания перед Сталиным сдачи республики немцам якобы по причине всеобщего бандитизма балкарского населения. И даже лошадь с серебряным седлом, подаренную Гитлеру, приписали балкарцам и карачаевцам. Но именно руководство республики осталось на оккупированной территории и работало на немцев. 8 марта 1944 г., после очередного доноса, по сговору Кумехова с Берия балкарцев насильственно переселили в Среднюю Азию, стерев с карты страны даже само название народа, поделив Балкарию между Грузией и Кабардой. Через несколько месяцев Кумехова самого расстреляли как предателя. Если бы не реабилитация балкарского народа, высочайшая вершина Европы Эльбрус сегодня была бы в Грузии. Во время войны16,3 тысячи из 56 тысяч балкарцев героически сражались на фронте. Норма мобилизации была для всей страны 14,1%, а балкарцев на войне было 29%. А вернулось 1045 человек. Это было серьезным ударом по генофонду балкарского народа. «Народ-предатель» не имел права получать высшие государственные награды.
В 1957 г. государство издало указ восстановить национальную автономию балкарского народа, и балкарцам разрешили вернуться на историческую родину. Но «восстановление государственности балкарского народа» оказалось фикцией. Только формально Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую. На деле руководство республики во главе с Мальбаховым всячески препятствовало возвращению балкарцев в родные ущелья, восстановлению разрушенных сел. Вернувшихся расселяли в кабардинских селах, чтобы они растворились и со временем ассимилировались в более многочисленной кабардинской этносреде. Из 94 сел до сих пор не восстановлено 71.
В 1957–1959 гг. центр выделил большие средства на обустройство возвратившегося из ссылки народа. Благодаря своему трудолюбию, балкарцы за счет животноводства и вязания стали жить в достатке, хотя, как свидетельствуют документы, всего лишь 13% средств были использованы на нужды балкарского народа. Но в 1985 г. руководство республики не упустило возможности изъять налоги задним числом, что было направленно против балкарцев.
А в 1990-х огромные средства, выделенные для восстановления балкарских сел, были опять цинично разграблены. Из планировавшихся 200 объектов построен один. Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов» балкарцами был воспринят как акт гуманизма и справедливости, но руководители КБР превратили это в издевательство и унижение.
В результате манипуляций с административно-территориальным делением республики не был восстановлен в прежних границах ни один из четырех районов Балкарии, существовавших на момент насильственного переселения в 1944 г. Более того, в 2005 г. в КБР изданы законы, ущемляющие конституционные права балкарцев на местное самоуправление и пользование исторической средой обитания. Они позволили отнять у балкарских поселений земли под видом «межселенных территорий», а отдельные крупные села компактного проживания балкарцев присоединены к Нальчику без согласия их жителей. В 2007 г. Конституционный суд РФ это отменил. Но мало того что законы РФ были проигнорированы, в 2009 г. парламентом КБР принимается закон об отгонном животноводстве, причем когда животноводства практически нет. «Межселенные территории» подменили понятием «отгонное животноводство» под предлогом земли общего пользования, отняв их у балкарских муниципальных образований. Откуда же у господина президента такие идеи? Может он заболел коммунизмом, но тогда пускай поделит сперва свой бизнес на всех жителей республики. Изъяв земельные угодья у балкарских населенных пунктов в пользу отгонного скотоводства, республиканская власть не только оставила без источников средств балкарские муниципальные бюджеты, но и лишила население единственной возможности выживания.
Власти КБР на основании обращения всего лишь нескольких сельсоветов восстановили Лескенский район Кабарды, некогда упраздненный за ненадобностью. Но каждое очередное руководство КБР откровенно противодействует территориальной реабилитации балкарского народа. Удобным поводом для этого стала объявленная в стране борьба с международным терроризмом. При этом всячески формируется образ балкарских сел как центров «ваххабизма» и «оплота» международного терроризма. Но, например, выяснилось, что из 200 нападавших на силовые структуры КБР 13 октября 2005 г. только 4 оказались балкарцами, остальные – кабардинцы.
Многократные изменения административных границ закончились тем, что балкарцы потеряли свою субъектообразующую роль и стали национальным меньшинством. ­Руководители республики понимают, что истинным богатством являются не кукурузные поля и яблоневые сады Кабарды, а богатейшие полезные ископаемые, уникальнейшие рекреационные и другие природные ресурсы Балкарии. Местная власть до сих пор не предпринимает реальных шагов по приведению республиканских законов в соответствие с Конституцией страны. ­Дискриминация и репрессии в отношении балкарского народа продолжаются по сей день. Пока в КБР президент кабардинец, а парламент более чем на 70% состоит из кабардинцев, притеснение русских и балкарцев будет продолжаться.
Мы сегодня теряем не только земли, но и молодежь. А ведь правительство должно думать о своем народе, о государстве. У нас же гибнут не только те, кто ушел в ваххабиты и молодые представители силовых структур, но и те, кто выступает против произвола власти. Да, мое поколение упустило тех, кто уходил в горы, упустило, когда они слушали своих «духовных» наставников и формировались в другой среде. Нам надо было бороться с этим, молиться и самим учиться быть мусульманами. А мы оставались людьми светскими и ничего не замечали. Это проблема для любого народа.
Когда бываю дома, ловлю на себе полные отчаяния взгляды родителей, потерявших детей: «Почему без суда и следствия расстреливают наших детей? Может, многим, и в том числе руководителям КБР, хочется спрятать концы в воду?»
В последние годы в республике и, как ни странно, особенно в Эльбрусском районе активизировались ваххабиты. И опять балкарский народ обвиняют в бандитизме. Одно дело, когда у нас есть своя республика, как у Чечни. Может, там допускают какие-то ошибки, не все получается, но Р. Кадыров отстаивает интересы своего народа, думает о своем народе. Вот такие лидеры должны стоять во главе республик. Почему ни один балкарец не может стать первым лицом в Кабардино-Балкарии? Почему в Чеченской республике балкарец может быть первым (М. Энеев), а в своей республике – нет? 120-тысячный балкарский народ хочет знать, почему он не имеет права на автономию или хотя бы на административно-территориальные границы. 90-тысячный абхазский народ имеет право на государственность, и Россия всеми силами на международной арене старается поддержать его. Это своего рода двойные стандарты. Может, абхазы достигли такого уровня развития, что имеют право на свое государство, а мы не имеем права на свои районы? (Балкарцы по высшему образованию в СССР стояли на первом месте). Мы же на паритетных началах образовывали общую республику, входили Балкарской автономией. Все ценности находятся на балкарских землях. Тырныаузский ГОК и шахтостроительное управление, одни из лучших в СССР, были в буквальном смысле разграб­лены при непосредственном участии руководства республики. Именно на их средства было построено более половины жилого фонда г. Нальчика. Все туристическо-рекреационные земли находятся тоже в Балкарии. Американские экономисты оценивают их в $50 млрд. Понятно, за что идет борьба. Понятно и то, что это не кабардинский народ борется, а власти. Но непонятно, почему у потенциальных инвесторов неожиданно пропадает желание вкладывать деньги в республику. А для нас это жизненно важно: если мы потеряем эти земли, мы потеряем свою родину, растворимся. И эта борьба идет уже столетие…
Положение в Кабардино-Балкарии нельзя рассматривать вне контекста происходящего в настоящее время на Северном Кавказе. От положения населения Карачая, Балкарии и Северной Осетии, непосредственно граничащих с Грузией и лояльных к федеральному цент­ру, в немалой степени зависит обеспечение безопасности южных рубежей России. Действия же властей КБР не способствуют стабилизации и без того напряженной обстановки в республике, а наоборот, существенно ее осложняют. Особое внимание надо уделить борьбе с клановостью и коррупцией, как это сейчас делается в Дагестане. ­Полное пренебрежение к интересам народов республики и уничтожение представителей балкарского и русского этносов, умышленное искажение и переписывание истории народов республики, переименование географических объектов, населенных пунктов и улиц привело к серьезному межнациональному противостоянию.
В 1991 г. I съездом балкарского народа принято постановление об образовании Республики Балкарии. В 1992 г. выборы президента КБР 94% балкарцев проигнорировали. Поэтому Кокова считали президентом Кабарды, а Каноков был дважды назначен, но не избран. Также хотелось бы напомнить тем, кто КБР называет Кабардой, что горная часть республики – это Балкария.
Территориальный вопрос в КБР стоит весьма остро. Спор между Кабардой и Балкарией не приведет ни к чему хорошему. Если не будет полностью восстановлена автономия Балкарии в границах 1922 г., то нам придется выйти из состава Кабардино-Балкарской республики, создать Балкарскую республику в составе РФ и в дальнейшем объединить балкарцев и карачаевцев, так как это один народ, и у них должна быть общая республика.
Пока будет жив хоть один балкарец, память о репрессиях и геноциде будет кровоточить в наших сердцах.
Кавказ – одно из лучших мест на Земле. Поэтому там идет серьезная борьба за землю. Я объездил много стран, но выбрал бы местом жительства Балкарию, с живой водой, чистейшим воздухом, хорошим климатом, красивыми местами. Я выбрал бы свою родину.

Благодарим за помощь в публикации ООО «Эдельвейс» и его директора Расула Тилова